Напомню, события происходят в Дануолле - городе, стоящем на краю гибели от чумы, чье положение ухудшается тем, что законная власть свергнута, императрица убита, наследница похищена... городом правит "регент", бывший глава тайной службы, который весь этот переворот и устроил.
Лорд-регент Хайрем Берроуз
Технически этот мир можно отнести к паропанку с элементами теслапанка, только электричество здесь используется как оружие: "световые стены", изжаривающие чужаков, башни-молнии и пр. Главное топливо - ворвань (обработанный китовый жир). Дануолл напоминает викторианский Лондон (с примесью Эдинбурга, хотя местами архитектура, как я писала постом ранее, просто таки Третий Рейх!) - портовый город, полный банд и моряков. Об уровне проработки мира, кстати, может свидетельствовать песня, которую переделали и записали для игры - исполняют дети и слова в ней жутковатые:
"Что сделать нам с пьяным китобоем Рано да поутру?
Вей-хей, и якорь выше Рано да поутру.
Запихнём в мешок его и кинем за борт Рано да поутру.
Отдадим его на ужин крысам Рано да поутру" и т.п.
(это мрачная версия старой английской песни "Что нам делать с пьяным моряком")
Вообще отдельно хочу отметить саундтрек - он великолепен. Очень атмосферная музыка.
Чума, которую разносят крысы, проходит в несколько стадий. Предпоследняя, перед смертью, лишает человека разума и он становится безумным полутрупом, пытающимся сожрать все живое. Таких называют зомби "Плакальщиками". Лекарства от чумы нет - хотя двое ученых, независимо друг от друга, изобрели эликсиры, подерживающие здоровье и предотвращающие заболевание на какое-то время. Один из них - Пьеро Джоплин, блестяще озвученный Брэдом Дурифом, второй - Антон Соколов (да-да), похожий одновременно на Распутина и ученого Джона Ди :)
Главный герой, как я уже говорила, осужден на смерть - его обвинили в смерти императрицы. Он сбегает из тюрьмы, встречается с лоялистами, подстроившими его побег, и пытается вернуть наследнице трон, заодно убрав с дороги всех врагов. В первую же ночь после побега ему во сне является Чужой - потусторонняя сущность, выглядящая как молодой человек мрачного вида, которая любит развлекаться, наблюдая за смертными, и одаривает героя некими сверхъестественными способностями, которые помогают либо в скрытности, либо в агрессивном бою. Игрок сам выбирает, взять ему "прыжок-телепорт", "видение сквозь стены" и "остановку времени" или же "стаю крыс", которые нападают на врагов, "ветер", этих врагов разбрасывающий и усиление адреналина для боя с клинком.
Чужой
Теперь подробнее о том как игралось:
Начну с того, что это (по-моему впечатлению) не стелс-экшн, а скорее РПГ с уклоном в стелс-экшн и просто экшн. Слишком уж у игры продуманный, детально выписанный мир и яркие персонажи, много подтекста и оммажей для "простой стрелялки". Конечно, жанр и сюжет накладывали ограничения - но они же убирали и все лишнее. С одной стороны, мира хотелось бы побольше, он достаточно богатый, чтобы "развернуть его", у него есть свое настроение и характер. Большинство претензий западных критиков, кстати, относилось именно к категории "мы хотели больше, нам недодали" :) Т.е. ребята ухнули в мир "Обесчещенного", поверили в его рпг-вость и захотели больше. Я их понимаю :) С другой стороны - карт и так много, они вместе создают ощущение живого города, а не разрозненных кусков. Можно просто представить, что это то же обычное рпг, только из игры выкинуты бесполезные для общего сюжета НПС* и диалоги вида "У меня украли корову, найди ее", "Отнеси письмо моей девушке в другой деревне", "Принеси мне 33 шкуры волка" и пр. Тут все жестко - оставлено только необходимое - как по сюжету, так и по жанру. Основная миссия+1-2 дополнительных. И большая вариативность в том, как именно их выполнить. Сюжетно все оправдано: вымерла почти треть города, целые районы заброшены, некоторые затоплены, поэтому вряд ли вокруг будет много НПС, желающих выдать вам тупое задание про "корову" за ради кусочка экспы. Скорее они будут пытаться вас убить, съесть, застрелить или ограбить. И вместе с тем, пробираясь по городу, подслушивая разговоры, вися на карнизе, можно стать свидетелем сценок, раскрывающих многое из жизни города. Вот "страшные" стражники Аббатства Обывателей, собравшись в казарме, тихо переговариваются - один из них узнал, что заболел чумой и просит друга его пристрелить, пока он не превратился в "Плакальщика". Или в затопленном квартале вы становитесь невольным свидетелем, когда отец вытаскивает сына из ямы, куда сваливают трупы умерших от чаму и даже просто тех кто уже заболел, и сын рассказывает ему о несбывшихся планах, а убитый горем отец сетует на то что так неправильно, ему должны были позволить умереть дома, а не на свалке трупов. Двое пройдох там же, неподалеку, строят планы побега из опасных районов. Ребята с Боттл-стрит, члены банды Слекджова, разговаривают про то, что он "бодяжит" эликсир - потому надо пить не по одному, а по три штуки зараз. И так далее.
(*нпс - от англ. NPC, Non-Player Character - неигровой персонаж, т.е. персонаж, которым управляет не игрок (а компьютер или мастер в настолке))
Очень классные задумки в плане техники и социума. Меня покорил "толлбой" к примеру - его придумали таким специально. Высокие ноги - чтобы зараженные Плакальщики не укусили. Он стреляет из лука зажигательными стрелами. Ходули работают на ворвани. Tallboy значит "высокий парень", мне подумалось, что можно было бы (тоже играя в городской простонародный сленг) перевести их как "Дылда"... ну или "Ходульник" - тоже зловеще звучит :)
Что понравилось - герою, а, следовательно, игроку, не выдают "хороший путь\плохой путь". Тут нет классических диалогов, в которых понимаешь: "Ага, вот ответ для доброго персонажа, вот для злого, я играю доброго, потому этот". В "Обесчещенном" ты просто совершаешь поступки, которые имеют последствия. А уж добрые они или злые, решаешь сам. Плохо было бы убить тирана, приказавшего убить императрицу, украсть ребенка, при том извращенца и властолюбца? Или избавить мир от испорченных аристократишек? Хороший поступок - отравить бочку с эликсиром, чтобы разделаться с бандитами и убийцами?
Я решила проходить сюжет незаметно, в режиме скрытности, убивая врагов как можно меньше. Частично потому, что с самого начала меня как игрока предупредили: от того, насколько много будет жертв, будет зависеть количество хаоса в городе. Что это значит?
Можно, конечно, резать глотки направо и налево. Можно даже почти в открытую стрелять стражников, взрывать их. Или перенастраивать защитные башни так, чтобы они били по врагам, и сидеть наверху, наблюдая за бойней. Можно красться и точечными ударами сзади в шею убирать противников. Но тогда, во-первых, на улицах будет больше трупов. Значит, больше крыс. Больше чумы и больше Плакальщиков. Во-вторых, стражников в следующей миссии на улицах будет тоже больше. Они настороженны, дергаются на любой шорох, замечают вас издали, часто целенаправленно ищут. Многие персонажи погибают, диалоги меняются, люди напуганы и готовятся к концу света.
К концу игры, когда хаос зашкаливает, вам придется продираться сквозь толпы и толпы крыс, солдат, плакальщиков - не самое приятное занятие и само по себе, - да еще и юной императрице Эмили, которую вы возведете таки на престол, вы оставите жуткий мир после себя.
Так что я решила идти тихо и незаметно, насколько возможно. Чтобы сопоставить этот путь с персонажем, я придумала такую связку: Корво был лордом-протектором. У него есть понятие чести. Он - не убийца. Плюс - он умен и понимает, что оставляет Эмили в наследство. Так что Корво убивал в редких случаях. В основном - когда нарывался на Плакальщиков. Солдат, которых было сложно (или долго) обходить, придушивал до потери сознания и складывал в уголочке, чтобы крысы не добрались... Не повезло только ассасинам Дауда - к ним так просто не подкрадешься, а они сидели в засаде и именно что ждали Корво. Так что их пришлось пострелять из арбалета издалека. Но тоже по минимуму. В остальном, повторюсь, старалась избегать жертв вообще.
Но что интересно... игра подсовывает, да так, что сам едва замечаешь, множество "выборов в выборе". И в процессе понимаешь, что получилось в итоге очень жизненно. Когда Старая Ветошь попросила моего Корво выкрасть чумную крысу из лаборатории некоего доктора, а потом подбросить ее в чан с эликисиром, который варят бандиты с Боттл-стрит, сначала он согласился. В смысле, я согласилась. Почему бы нет? К доктору все равно надо было пробраться. Крысу я стащила, даже проникла в квартал Слекджова, на винокурню, и уже собралась отравить всю шайку, как увидела на столе книгу. Подошла, прочла - это была приходная книга со списком тех, кому бандиты собирались продать эликсир. И я поняла, что помимо шайки, заражу чумой еще кучу безвинного народа. Это меня хорошо отрезвило. Крысой так и не воспользовалась :)
Некоторые ситуации, кстати, были на грани "черного юмора" и просто так совпало, что нарочно не придумаешь :) Задача была, к примеру, устранить леди Бойл прямо у нее на приеме.
Благо прием - маскарад, а мой герой как раз в маске... Там, правда, было сразу три леди Бойл в одинаковых нарядах, но я вычислила правильную. Убивать ее не хотелось - дама всего то была любовницей лорда-канцлера, Злодея-регента. Ну еще, правда, деньги давала на его злодейские замыслы, но все равно - Корво же принципиально не убивец, а тут еще и дама. Но тут под руку подвернулся давний поклонник леди, который шепотком сообщил герою, что в курсе его планов и умоляет не убивать леди Бойл, а отдать ему. Он ее любит уже давно и обещает увезти и всю оставшуюся жизнь просто держать у себя взаперти и осыпАть розами и мимозами. (так себе перспективка, жутенькая, но не смерть же...) Окей, взваливаю бесчувственную даму на плечо, крадусь в подвал, где назначена встреча. В лодке стоит поклонник, ожидая "посылку". Тут я спотыкаюсь, и роняю леди с большой высоты в лодку. Леди ломает шею. Поклонник, не заметив этого, горячо благодарит меня, обещает заботиться о ней и уплывает вдаль, думая что его дама просто без сознания. Занавес :)
(я, конечно, перезагрузилась и в следующий раз положила леди аккуратно, но кто б такое мог предположить, а?!:))
Ниже на картинке - кто-то решил проходить максимально жестоко, месть подавать горячей и регента не просто убить, а сбросить его труп с балкончика стражникам под ноги. Круто. Но это не наш выбор! :)
Ситуация два. Я уже добралась до Злодея регента. Долго пробиралась по потолочным балкам, пряталась в подвале (палача я кстати, убила - не выдержали нервы, он колотил полутруп палкой, дернулась, заметил - пришлось пришить). Ну вот, ползу я медленно и неотвратимо к регенту. По пути наталкиваюсь на "световую стену", то есть защитное устройство, которое сжигает электричеством всех чужаков, кто проходит через него.
Вот такая гадость, проскочить нереально:
Думаю, что мне пригодится от нее избавиться, и перенастраиваю ее так, чтобы она убивала врагов, а не меня. Обратный путь-то сюда будет лежать и возможно, придется бежать напрямую по коридору. Подстраховалась, вобщем. Параллельно размышляю над тем, буду ли я убивать регента. Он сволочь, маньяк, тиран и злодей. Но - принципы. Есть способ разделаться с ним и бескровно: выкрасть у него из спальни аудиозаписи его дневника, и потом запустить их в аудиографе на станции вещания, чтобы весь город услышал о злодеяниях регента из его уст. Звучит достаточно коварно и бескровно. Но и пришить его собственноручно было бы приятно... Вобщем, решаю его оставить в живых. Для будущей императрицы полезнее будет если лорд-регент потеряет власть и станет ничтожеством, чем если его убьют и сделают мучеником. Крадусь. Проникаю в спальню. Причем у него за спиной! Так что он не заметил! - краду аудиозапись. Возвращаюсь на станцию вещания. Стою перед аудиографом, туплю, сомневаюсь. И тут сбоку выскакивает панелька - добавлено достижение "Убить врага световой стеной". Ура, думаю я, сработала моя перенастройка! И тут же на пол-экрана появляется сообщение "Лорд-регент убит. Выполнено" То есть пока я там стояла и сомневалась, этот дебил решил прогуляться из спальни куда-то и пошел именно через мою стену! :))))
Было еще несколько прикольных ситуаций. Например, в один момент я запалилась, свалилась со стены а потом решила ради интереса загрузить сохранку и пройтись в стиле "всэх убю одын останус". Перенастроила вот такую убивательно-разрядную башенку, чтобы она сжигала врагов:
Кстати, именно в этом месте, как на скрине.
Перенастроила и стала ходить вокруг, языки всем показывать. Выманивать. Думаю, сейчас солдаты сбегутся со всей карты по тревоге и все поджарятся. Нуну. Первые и правда прибежали и поджарились. Причем с выражением, как мне показалось, удивления на лице. Вторая партия из пяти человек подходили медленнее, но тоже попали под разряд (видимо, до последнего не верили что такая хрень творится). Остальные - дудки! - толпились на мостике поодаль, близко не подходили и издалека (!) швырялись в меня камнями (!), некоторые даже попадали ощутимо в лоб (!!!).
Ай да ИИ игры, ай да сукин сын! :)
Эти сволочи дождались, пока в башенке не закончится ворвань, а потом поперли на меня всей толпой! Еще очень забавно наблюдать, когда замедляешь время и пробегаешь за спину солдату, чтобы его слегка придушить до потери сознания, и чуть-чуть не успеваешь, он все-таки оборачивается, видит тебя и... натурально вздрагивает! :) С этим связан один смешной момент в игре. Если в коридоре убежища регента в определенное время сидеть наверху, то можно наблюдать такую картину - стражник выходит из дверей и идет по коридору, неся бочку с ворванью на плече. И проходит мимо второго стражника. Так вот, если неожиданно спрыгнуть сверху так, чтобы первый тебя увидел, он от удивления роняет бочку и та взрывается. Два трупа - причем никакой тревоги - несчастный случай же.
Вобщем, в игре еще (при всей ее кажущейся линейности) осталось куча всего неисследованного. К примеру, я так и не добралась до кабинета наслаждений регента, а там по слухам такое творится... И "Золотую кошку" не всю облазила...
Самого распоследнего злодея, Корво, кстати, все-таки убил. Сыграло общее напряжение и нервы. Он принялся заговаривать мне зубы, я слушала и мучительно раздумывала, стоит ли марать руки[Spoiler (click to open)]о предателя, тем более что он мне Эмили вроде как отдает... Но тут он выхватил клинок и я автоматически просто нажала сначала на "остановку времени", а следом - свой клинок ему в горло. Так получилось. Очень по-человечески..кинематографично даже... :)
Очень кинематографично (или книжно, как больше нравится) получилось чуть раньше и с Даудом, наемным убийцей, который убил императрицу по заказу регента. С одной стороны, уж он то заслуживал... я уже сидела этажом выше Дауда и примеривалась к его сонной артерии, как (опять!) под руку подвернулась книга. Дневник Дауда. Где он размышлял о том убийстве, мучался сомнениями и писал что он, оказывается, земляк Корво. Тут я остановилась и подумала - а ведь Дауд - это тот, кем мог стать Корво, пойди он по пути убийств и мести. Кто знает, как именно Дауд пришел к тому, кем он стал сейчас? Не другая ли он сторона монеты? Короче, рука дрогнула, друзья. Дауд остался жить. (короче, Корво вредно во время миссий читать... вечно что-нить мешающее прочитает... :))
Дауд
Итогом по злодеям:
[Spoiler (click to open)]Верховный Смотритель Аббатства был заклеймен, а не убит. С клеймом он мгновенно потерял статус и стал изгоем. Братья Пендлтоны остались в живых, но их участь была едва не хуже смерти - по договору с бандитом Слекджовом он им отрезал языки и отправил на их же собственные шахты, где умирало столько людей... Антон Соколов вообще оказался не таким уж злодеем. Просто гений без морали вообще, потому просто делал всякие штуки, а уж применение им находил регент. Усыпила и выкрала. Они потом с Пьеро спелись прекрасно :) Леди Бойл, как я выше описала, уплыла в вечное любовное заточение. Лорда регента свергли его же собственные солдаты и посадили в тюрьму. Потом, конечно, подозреваю, был суд и смертная казнь, но это уже Корво не касалось. Безумную ведьму-старушку Ветошь Корво убил окончательно. Она собиралась заживо сварить пусть и негодяя Слекджова, но все же сварить - да и выхода как-то не было, потому что Корво уничтожил ее магическую камею, а она пошла его убивать за это. Самооборона. Но даже еслиб не пошла - все равно. Варить людей для черных ритуалов нехорошо. Дауда - ассасина, который исполнил заказ регента, оставила в живых. Он вряд ли даже понял, как близок был к смерти. А, может, и понял. Финальный злодей все же умер... но что-то в его последних поступках и в монологе подсказывало, что он и хотел умереть. Не в петле и не в камере, а от руки Корво.
В итоге - ура! - Дануолл лежит в сумерках*, но ночь не настала, скоро рассвет - императрицей стала Эмили, а Корво - ее бессменным лордом-протектором. Соколов и Джоплин вместе все-таки сделали лекарство от чумы. Кто выжил - жили дальше умеренно долго и местами даже счастливо.
Хэппи энд.
*Достижение "Сумерки" означает, что игра пройдена на минимальном уровне хаоса. Ниже - это если бы вообще никто не умер, а моего героя не видели и не слышали, а все события произошли как бы сами собой, все злодеи просто поскользнулись, упали и сломали шеи.
ПыСы. [Spoiler (click to open)]1 - Напрямую в Википедии этого не говорится, но я была права насчет сердца. Как Чужой его добыл, другое дело. Но там, судя по всему, был еще и доктор Гальвани задействован, потому что Сердце, когда я была в его лаборатории, сказало что-то вроде "что они со мной тут сделали"... Гальвани вообще один из самых таинственных персонажей игры. [Spoiler (click to open)]2- Что там кстати с тем бандитом, который в самом начале, когда сбегаешь из тюрьмы, просит передать весточку Слекджову?
Первая игра за много лет (!), где мне было интересно настолько, что я по нескольку раз перепроходила миссии. И все равно всего не видела! :) И которая мне показала, что в стелсе есть свой кайф :) Атмосфера и мир на десять баллов. Сюжет захватывает. Персонажи впечатляют. Игра не зря названа лучшей в 2012 г. на многих фестивалях и конвентах, имеет много наград. Да, мелкие недостатки, если очень старательно ковыряться, найти можно.
Но они меркнут перед крутостью игры и тем, что она действительно выбивается из ряда подобных и уже стала классикой.