Поэты не растут на деревьях

Jun 19, 2010 12:24

Колонка: Частное мнение Дмитрия Кима

Поэты не растут на деревьях

Поэтов никто не воспитывает. Поэты гуляют сами по себе….
       А иногда их замечают, начинают печатать, приглашать на фестивали. Так любители от литературы вырастают из периода тетрадного графоманства. Чтобы такие переходы происходили чаще, имеет смысл их стимулировать- устраивать конкурсы, заставлять бороться за нескромное место под солнцем.
       За последние десять лет на жирной культурной почве нашей с вами малой Родины выросло множество турниров, слётов, съездов и прочих внезапных взрывов поэтической мысли. Поколение двадцати - тридцатилетних авторов не меньше, чем на половину состоит из победителей соревнований. Современным поэтам не нужно объяснять, что такое творческая конкуренция. Литературный процесс превращается в вид экстремального спорта, где важны не только сами по себе творческие качества, но и умение подать себя публике: актерски, эмоционально, оригинально.
       Оренбургскую область продуктивная литературная практика обошла стороной, со всеми плачевными последствиями: мы так и не обзавелись по-настоящему независимым и котируемым литературным конкурсом «для самых маленьких». Два существующих - «Капитанская дочка» и «Оренбургский край XXI век». Оба они утратили свой изначальный смысл и превратились в колхозное поле для соцсоревнований между двумя Союзами: российских писателей и писателей России. Творения подавляющего большинства лауреатов «Дочки» - редкостный по своей деструктивной антилитературности бред, уснащённый критическим пиаром и развесистыми дифирамбами наших малоизвестных «патриархов». Рукописи финалистов «Оренбургского края», в свою очередь, больше напоминают черновой материал провинциального литобъединения и до уровня серьёзного конкурса не поднимаются. Может просто вымерли поэты?
        Это явление в культурной жизни нашей области обусловлено конфликтом двух писательских организаций, корни которого уходят в поросшую мхом совковую древность. Начало 2010 года дерущиеся отметили новым витком «горячей» медиавойны: серия «критических» ударов ниже пояса публициста Александра Старых нашла ожесточённый отклик у редакторов «Оренбургской недели» и «МК в Оренбурге». Последний «залповый выхлоп» принадлежит перу господина Старых, который, пытаясь побольнее ущипнуть Моисеева (зампредседателя Союза российских писателей), напал именно на того, кто не сможет должным образом ответить - на нашего земляка, ныне московского поэта Владимира Круна, запятнавшего свою репутацию порочащими связями с оренбургскими «либералами» от литературы. Браво Александр Васильевич - царь Ирод плачет по вашей славе кровавыми слезами!
       Если же вернуться к конкурсной теме, то больного ещё можно спасти. Ваш покорный слуга этой весной занимался именно этим. Идея проста - пригласить неангажированных литературных экспертов и разделить поэтический конкурс на две дисциплины: непосредственно поэзию и живое выступление - перфоманс. Чтобы конкурс стал безо всяких сомнений легитимным, нужно дать зрителю возможность наблюдать за ходом соревнования и делать свои собственные выводы. Именно так и происходит в финал нижегородского «Молодого литератора»: гала-концерт на 100 процентов открыт для прессы и простых обывателей. Другого пути для развития местной литературы я не вижу.
       P.S. Финалистом «Молодого литератора» в 2010 году стала замечательная оренбургская писательница Александра Русакова (одну из ее работ вы можете прочитать на 7 странице «Акцента»). Завидуйте, господа сочинители, вам есть к чему стремиться!

===========================================================
===========================================================

   первоначальная версия:

Поэты не растут на деревьях. Поэтов никто не воспитывает. Поэты гуляют сами по себе….
     А иногда их замечают, начинают печатать, приглашать на фестивали, иногда поэты вырастают из периода тетрадного графоманства. Чтобы такие переходы происходили чаще, имеет смысл стимулировать их - устраивать конкурсы, заставлять бороться за нескромное место под солнцем.
     За последние 10-15 лет на жирной культурной почве нашей с вами Родины выросло множество турниров, слётов, съездов и прочих внезапных взрывов поэтической мысли. Поколение двадцати-тридцатилетних авторов не меньше, чем на половину состоит из победителей соревнований. Современным поэтам не нужно объяснять, что такое творческая конкуренция. Литературный процесс превращается в вид экстремального спорта, где важны не только сами по себе творческие качества, но и умение подать себя публике, актёрски, эмоционально, оригинально. Применительно к этому очень показательны слова моего друга - свердловского критика Константина Комарова, сказанные об одном из знаковых поэтов нашего времени: «Воденников, [непечатное слово], не поэт. Он - лицедей!». Русская культура, в очередной раз оказавшись в кризисной ситуации, нашла способ развиваться через подобную селекцию. Это далеко небезукоризненный путь, но он имеет право быть; будет существовать и доминировать, независимо от мнения даже самых авторитетных экспертов.
     Оренбургскую область продуктивная литературная практика обошла стороной, со всеми плачевными последствиями: к концу нулевых мы так и не обзавелись по-настоящему независимым и котируемым литературным конкурсом «для самых маленьких». Два существующих - «Капитанская дочка» и «Оренбургский край XXI век». Оба они («Капитанская дочка» практически сразу, а «Край» - год-полтора назад) утратили свой изначальный смысл и превратились в колхозное поле для соцсоревнований между Союзом Российских и «Союзом Русских». Творения подавляющего большинства лауреатов «Дочки» - редкостный по своей деструктивной антилитературности бред, уснащённый критическим пиаром и развесистыми дифирамбами наших малоизвестных «патриархов». Рукописи финалистов «Оренбургского края», в свою очередь, больше напоминают черновой материал материал провинциального литобъединения, но до уровня серьёзного конкурса не поднимаются. Может просто вымерли поэты, ушло творческое поколение?
Это явление в культурной жизни нашей области обусловлено конфликтом двух писательских организаций, корни которого уходят в поросшую мхом совковую древность. Начало 2010 года дерущиеся отметили новым витком «горячей» медиавойны: серия «критических» ударов ниже пояса публициста Александра Старых нашла ожесточённый отклик у редакторов «Оренбургской недели» и «Московского комсомольца». Последний «залповый выхлоп» принадлежит перу господина Старых, который, пытаясь побольнее ущипнуть Моисеева (заместителя председателя союза российских писателей), напал именно на того, кто не сможет должным образом ответить - на московского поэта Владимира Круна, запятнавшего свою репутацию порочащими связями с оренбургскими «либералами» от литературы. Браво Александр Васильевич - царь ирод плачет по вашей славе кровавыми слезами!
        Если же вернуться к конкурной теме, то больного ещё можно спасти. Ваш покорный слуга этой весной занимается именно этим. Идея проста - пригласить неагажированных литературных экспертов и разделить поэтический конкурс на две дисциплины: а)непосредственно поэзию; б)живое выступление-перфоманс. Чтобы конкурс стал безо всяких сомнений легитимным, нужно дать зрителю возможность наблюдать за ходом соревнования и делать свои собственные выводы. Именно так и происходит в финал нижегородского «Молодого литератора»: гала-концерт на 100% открыт для прессы и простых обывателей. Другого пути для развития местной литературы я не вижу.
       P.S. финалистом «Молодого литератора» в 2010 году стала замечательная оренбургская писательница, сотрудница «Объединённой поэтической группировки» Александра Русакова. Завидуйте, господа сочинители, вам есть к чему стремиться 

текст, СМИ, литература

Previous post Next post
Up