Поздравила бабушку с Новым годом. Бабушке 88 лет, она живет в Вологодской области в районном поселке городского типа.
Я знала весь конец года, что, конечно, доеду до нее в январские праздники. Но я не умею правильно жить, сундучить деньги и делать все заранее, поэтому за билетами я пошла за два дня до Нового года. Посчитав остатки денег от закупок детских подарков, оплаты Дедов Морозов и прочего новогоднего волшебства, я с понтом сказала Максу "я поеду одна, зачем тебе-то к моей бабушке ездить, тем более надоели мы друг другу, что уже и говорить-то не о чем". Макса скривило от такой наглости: "Ну за билетами-то я могу с тобой съездить?". В ж/д кассах тётя покрутила у виска предложила две верхних полки в разных концах поезда за деньги, которых билеты ну никак не могли стоить по моим меркам. Я повернулась к Максу "чё-та фигня какая-то, какой прикол нам с тобой ехать в разных концах поезда..." - "ага! то есть все-таки нам! поехали на машине!" - "угу, на нашей старой развалюхе" - "фигня! на трассе с ней ничего не будет" - "только без детей".
Я еще в прошлый раз решила, что к бабушке с детьми больше не поеду. Бабушка старая, ей надо, чтобы приехали с подарками, водки с ней выпили и свалили обратно в свои питеры-фигитеры, потому что ей полежать пора. Приезжать к ней больше, чем на один день, да еще и с детьми - свинство.
Мы раздали младших бабушкам, старшую оставили дома испытывать свою самостоятельность, сели утром в свой старый автомобиль и поехали сквозь мокрый снег с дождем. Но маршрут простой, 800 км до бабули, попить с ней чайку, немного поспать и 800 км обратно.
Примерно 350 км мы проехали спокойно, пару раз останавливались на АЗС на чашку чая, слушали радио и старались не говорить ни о чем серьезном. Но где-то на подъезде к Чагоде, в чистом поле, машина пару раз кашлянула и заглохла, из под капота пошел дымок. Макс вышел долго смотрел под капот, но так ничего и не понял. Вернулся, попробовал завестись, глухо. Где-то на горизонте виднелось что-то похожее на АЗС, делать нечего, пришлось Максу туда стопать, где его утешили, что до ближайшего автосервиса около 20 км и продали ему трос. Я сидела в машине и медитировала- я ни за что не скажу ему "я же говорила", я не скажу "я же говорила", нельзя говорить "я же говорила", я сейчас улыбнусь и скажу "это даже интересно, подумаешь"... Макс сел в машину, я улыбнулась зловеще и сказала "это тот самый п-ц, которого не должно было быть". Вот бабья сучность, ну что за фигня. Макс пошел голосовать, я закрыла глаза, мне ничего не оставалось, как колдовать. первая же машина остановилась и из окна крикнул мужик "в следующей машине помогут", и действительно след. машина остановилась, оттуда выпрыгнул приятный дядька в белом джемпере, прямо под дождь, и полез под грязнущий капот нашего драндулета. Потрогал все изящными чистыми руками, измазался как чуха и через минуту пожал плечами, что проблемы не видит, посоветовал просто просохнуть. Помахал грязной рукой, прыгнул в свой крутой красивый автомобиль и укатил. Дальше мы сидели с Максом в машине, я попробовала его утешить "да ладно тебе, может быть действительно сейчас все нормально будет". Макс попробовал завестись, машина послушно и сладко зарычала, мы тронулись и поехали, Макс включил печку и тонкий аромат паленого провода начал портить нашу идиллию. "Макс, это печка! вырубай!". Выключили печку и наша лошадка поскакала как молодой счастливый жеребец. И наше настроение взлетело до небес. Йохохо! Эгегей! Мы едем! Ура! тыц-тыц! Счастье! Что нам еще 1500 км, фигня! Мы круты! Остановились через несколько км в поисках СТО, но кроме очередной АЗС и кафе ничего не нашли. И когда уже садились в машину, к нам подошел паренёк:
- пожалуйста, довезите меня до Вологды, я приехал к друзьям на Новый год, но проснулся утром, денег ни копейки, и домой никак, меня уже все ищут, наверно, а мне никак не доехать, я замерз, не знаю что делать...
- Здесь то как оказался, жилых домов рядом нет.
- так я из деревни шел до шоссе, меня никто не берет, посоветовали люди до АЗС дойти и просить тут, народу больше останавливается, я уже три часа тут мерзну.
вот блин. Парню лет 14-15. Что врет, что не врет, хрен ведь поймешь. Место отшибное.
- садись, только у нас печка не работает и машина может сломаться в любой момент.
Напоили чаем горячим, посадили сзади, сидит воробьем.
- У меня деньги были, 9 тысяч, а утром в кармане одна жвачка осталась
- так прогуляли наверно и не помнишь
- нет, помню, 3 тыщи потратили, а потом у друзей ночевал, спать лег, а утром нету
- ну и друзья у тебя
- не, я сюда больше никогда, честно
Смотрю, дитё дитём, только усы пробиваются. Вот хрен поймешь, может правда только начинает шишки набивать. А может повернется сейчас, лицо исказится, глаза наглые станут, ухмылка нарисуется и ножик к горлу приставит. Видали и не такое. И в Питере этого хватает, а уж тут подростковой преступностью никого не удивишь и подавно. Статья в биографии мужика вологодского - это не крест всей жизни, а что-то вроде особой черты характера, с кем не бывает. Опять о душе своей двуликой задумалась, вот не могу просто без задней мысли человеку помочь, вроде "да-да, я понимаю, конечно, хотя я знаю, что ты может быть обычный гад или даже сволочь". Окажись человек хорошим, буду свиньей себя считать, потому что "как же можно было про него плохо думать", а обернись он свиньей, так я буду грызть себе печенку "как же можно было верить этому оборотню, как можно было быть такой дурой!. Вот и сидишь на переднем сиденье с улыбкой, а сама готова в любой момент в прыжке от удавки сзади увернуться и ударить гаечным ключом, случайно оказавшимся рядом. А улучшив момент на очередной остановке Максу сказала: "Он может быть хороший парень, но может быть и рецидивист, не расслабляйся... а если дорогу будут перекрывать, жми на газ и иди на таран, только не останавливайся..."
Высадили парня у Вологды, я прикинулась доброй мамой, заставила его взять деньги на дешевый вологодский троллейбус и велела беречь себя. Парнишка рассыпался в благодарностях со смешным вологодским говорком и ушел в темноту. Возможно он и правда поспешил домой к маме рассказывать о своих злоключениях, а может быть купил пива и пошел в подвал на сходку преступных подростков рассказывать, какие лохи попались ему на дороге, но мерз он точно по настоящему :)
А мы поехали дальше по темным дорогам, под снегопадом, без печки, замерзшие как зюзики, и через несколько часов я уже обняла свою бабулю, которая встречала нас как обычно теплыми словами "нахрена приехали так поздно, лучше бы и не ездили" и "накой мне это всё, везите всё назад" :))
Красота родных лиц - вещь магическая. Мне было около 2 лет, когда меня отвезли из Питера в деревню и отдали на воспитание бабушке. И сейчас мне 4-й десяток, а я не вижу, как изменилась бабушка. Так же крепка, остра на язык и умна.
Последние лет 25 бабушка называет меня Таней, так зовут ее дочь, мою маму, но я ее не поправляю. Поговорить с бабушкой всегда интересно, надо только уметь слушать стариков и не обращать внимания на такие мелочи.
Здесь мне очень трудно не пуститься в долгие рассказы о местных стариках, о наших встречах и посиделках, уже полезла за фотографиями, но это отдельный разговор.
Вечер пролетел быстро. Следующий день тоже провели у бабушки. В первой половине дня наносили ей воды с реки для чая, потому что "вода из скважины не такая". А потом ушли вон, чтобы бабушка отдохнула. Я не хотела в этот раз идти в родную деревню. Это моя боль. Я много писала об этом раньше, травила душу себе и людям, которые писали мне о таких же разрушенных деревнях из своей жизни. Самые близкие друзья моего детства похоронены и оплаканы. Осталась Светка. Я видела ее два года назад, живет с мужем, двумя дочками, в нормальной квартире. И было за нее спокойно. В последний раз я уже даже не стала ее навещать. Потому что дурацкие чувства мешали дружить сейчас. Интересы разные. И как-то слишком явно Светка рассчитывала на мою помощь. А я понимала, что не могу ей как-то регулярно помогать, так как не вижу вроде и причин. И к тому же я ведь вопреки мнению о том, что в Питере и Москве живут богачи, живу очень скромно, используя свои ресурсы всегда на 100%, не заныкивая впрок даже рубля. И по ходу начни меня трясти, из меня можно вытрясти только душу, и далеко не чистую.
Это как с Витькой было, Витька это моя вторая половина в детстве, мы вместе росли, он был для меня всем, но потом мы подросли и забыли об этом, а когда, спустя много лет, я приехала и оплакивала скелеты наших домов, я его встретила, мы обнимались и плакали. Я только глаза его родные узнала и задыхалась от любви и грусти. Но по факту я обнимала 30-летнего пропитого мужика, седого, в грязной вонючей одежде, который не пил только тогда, когда было нечего. И спустя час, когда со слезами было сто раз повторено "а помнишь", надо было последний раз сказать "пока, ты приезжай", я понимала, что ему бы хоть 100 рублей, он не жрал наверно даже сегодня, но это не важно, лишь бы покурить и выпить, а у меня в кармане только рублей 500 собой было. А как вообще деньги можно пихать милому родному Витьке, который был во всем тебя быстрее и лучше, который на верхней ветке черемухи писал "оля+витя", зная, что ты не сможешь туда залезть, а ты залезла! Как пихать ему с сытой рожей в чистеньких джинсах 500 рублей. А вот так..."Вить, у меня нет больше, на купи детям от меня шоколадку, только не пей, вить, ну пожалуйста" - "не, ольк, бля, ольк, я честно, олечка моя, я не буду пить, блять, ну надо же, олька, не я пить не буду". Скоро после этого его не стало, по пьяни полез в горящий дом спасать свои пожитки.
И к Светке не собиралась, знала, что нормально всё. Но тут бабуля моя смешила меня смешила своими "я кофе покупаю и в маленькую баночку пересыпаю, а то Валька заходит в гости и больно много кладет, так я на донышке насыпаю в банку для него..." И пока я ржала, говорит "а Надька-то Соколова умерла недавно, ага". Надька. Она тоже с нами росла. Но она убогая была, мы этого в детстве не понимали и просто считали ее дурочкой, стебались над ней, конечно. Тоже бодяги напилась какой-то и померла, как и Алка, моя подруга, которая и не пила вроде, а вот тут "чё-то вот запила да и схоронили". Так паршиво стало мне, что пошла я к Светке утешится и вспомнить всех. Светка на звонок не ответила, ответил незнакомый пьяный мужик, сообщил адрес. Я напокупала детям Светкиным шоколада и мы с Максом двинули по этому адресу. Мрачный барак, перенаселенный бомжами и алкашами. Темные грязные комнаты и среди этого Света, превратившаяся в старуху пропитую, среди дерьма. Вроде узнала, говорить не может, упала. Рядом ужасного вида мужик. Ощущение опасности, что по пьяни тут и убить могут. Вышла на лицу. Мутит. Мужик поведал, что Светка развелась год назад, лишена родительских прав, жить негде, живет у него, и уж он для нее всё. Ушли. Я иду и ною: "что делать, что делать, ааа, сдохнет тоже скоро, Макс, что делать, скажи". - "Я не знаю, Оль" - "Давай посадим ее в машину и увезем в Питер". - "Давай!" - "А что я буду делать в Питере с алкашкой-бомжом? Куда я ее дену" - "Не знаю". Позвонила позже Светке, вроде узнает. "у тебя паспорт есть? поедешь в Питер?" - "есть, поеду". Мужик вырывает трубку "не пущу!". В результате каких-то пьяных базаров, договорились, что Света выспится, отопьется чаем и утром рано мы ее заберем на три дня в гости в Питер. Но я рисовала в голове, что утром Света все по пьяни забудет. Утром попрощались с бабушкой и поехали домой. По дороге завернули за Светой. На дороге голосуют истерично мужик с теткой местные. Пьянь. Тетка воет, мужик стонет. Упал, вывернул ногу, "довезите до другого конца поселка". Макс уже по инерции, так а чё, дело привычное, затолкал алкашей в машину и мы по страшные матюки и по ужасным ямам везли их в другую сторону от нашего маршрута. Алкашная дама щедро пихала Максу 10 рублей, еле отбился, за что был воздвигнут в ранг святых "спасибо, брат, брат, спасибо!". Тут мы и обнаружили, что колесо у нас подозрительно приспущено, запаски такой нет и копрессор почему-то не накачивает это колесо. Поэтому поехали дальше потихоньку. Светка нас ждала. Узнала и обняла меня с поцелуями. Я малодушно отвернула лицо, никак не могла привыкнуть к ее новой пропитой роже. Облегченно отметила про себя, что с виду Светка не совсем бомж, похожа на человека. Мужик Светин дыхнул мне в рожу перегаром и сказал "смотри, бля, если через три дня она не приедет, я тут нах все ее вещи продам и приеду". Посадили Свету в машину и погнали к Питеру. Светке было плохо. В первой же кафешке она умоляла купить ей пива. иначе она сдохнет. Я была в мерзкой роли решающего судьбу "купить пива или нет". Как сука: "Давай лучше в аптеке лекарства купим" - "купи пива, пожалуйста, худо мне". После пива ей реально стало лучше, ее уже даже не корчило, она смогла замереть и задремать. Погода дрянь, без печки стекло приходится постоянно протирать, видимость плохая. Ни одной шиномонтажки по пути. Но едем, бодро так. Вдруг на обочине машинка, мужичишко голосует с тросом в руках. Мы естественно тормозим, у нас уже рефлекс блин. У мужика коробка полетела, а в машине жена и двое детей маленьких глазами хлопают. И трос порван. Мы реально понимаем, что нам бы самим доехать. А мужик умоляет "я 4 часа уже голосую, никто не соглашается, а у меня деньги есть". Не зря мы по пути из Питера тросик-то купили. Тащили несчастных на нем около 200 км, как черепахи, пока не довезли до нас. пункта куда за ним приехать кто-то обещал. Я гадко нудила всю дорогу "ну мы так и к утру не доедем, мы сломаемся сами же, это опасно, смотри как заносит, их послушать, так они все 4 часа стоят" и мерзко язвила "Макс, это он такой дурак или нормально все время на тормоз жать, чтобы нас назад дергало?" - "нормально, по-другому никак" - "ой, смотри, еще кто-то на обочине, а мы ведь можем еще носом кого-то толкать, тормози скорее!" :)).
Последние 100 км ехали на ужасных нервах, стекло не обдувалось, и ничего не видно вообще, через ужасные разводы слепят встречные фары, брызги от обгоняющих и встречных машин, дождь, фу.
Светка в дороге пришла в себя и стала на себя похожа. Стало ясно, что она еще может быть в разуме.
Проспавшись, съездили за билетом Светке обратно на послезавтра. Потащила ее в церковь. Вечером покатали по ночному городу. Немного поговорили о жизни. Совсем откровенно не получается, у меня роль идиотская. Попробовала собрать Светке немного одежды. Но весь мой гардероб всегда составлял полторы футболки и пара старых брюк. Светка молча брала все то немногое что я ей предлагала, не гладя и без спасибо. И понять можно. Противно это, брать старые кофточки в помощь и еще более противно пихать ей эти старые кофточки.
Завтра куда-то свожу ее, чтобы Питер был все-таки приятным событием. Но деньги уже на исходе.
Говорю про какие-то курсы, про детей, про всё. Она вроде действительно "так-то мы пьем немного, просто не надо больше мне так набираться до беспамятства, а так-то нет". Просохла и на человека похожа, работает уборщицей. детей отняли, потому что жить негде, муж выгнал. За ум собирается взяться. С мужиком живет, потому что "надо где-то жить". "Свет, ну может быть, ты пила с чего отвернулись то все" - "ну и это тоже, да". Но от вина отказывается спокойно, вроде не алкашка конченная и проблемы свои адекватно видит, я сегодня весь день сосу шампанское, полбутылки выпила, она отказалась.
Из приятного: с Максом с дороги в ванну пошли. Стали все обсуждать, и как давай ржать. Ну идиоты! Только два таких дурака могут на старом корыте зимой попереться в путь за тыщу км. При этом сломаться через 300 км и иметь наглость судьбы ехать дальше без ремонта, да еще и тащить на себе другие машины ))) Как два бешеных идиота на хромой кобыле промчались, по дороге одного туда закинули, другого сюда, этих туда....хохотали как умалишенные. Везет дуракам, прости господи.
Так много хочется рассказать, про троюродную бабку одноглазую, которую отправили в неизвестный интернат, про которую бабушка рассказала. Про любовь, о которой Светка говорила сегодня. Про хромую дружбу, о которой много думала. Про работу, на которую надо 10 уже выходить. Но так много писать невозможно. Может быть при встрече :)