- извините, гражданин, можно вас спросить, что вы обо всем этом думаете?
- спросить-то можно, да ответить нельзя...
- почему?
- нет свободы слова.
- а если бы была, что бы вы сказали?
- я бы сказал, что у меня нет слов...
(с) ненаписанный рассказ
Когда нет слов, спасает искусство.
Надо как-то отвлечься от ужасных мыслей. Шутить сейчас не получается, болтать на отвлеченные темы немного помогает.
Я мало в искусстве понимаю. Мне ближе искусство современное и сюжетное. Я хожу на местечковые концерты, фестивали авторского кино, странные спектакли, в маленькие художественные галереи. С живописью самое сложное, потому что автор никак не комментирует свое произведение чаще всего и даже напротив, бросает тебе загадку в название картины. Смотришь на холст, приятный пейзаж, птицы, небо, а потом читаешь внизу: "Конец". И задумаешься, что имел в виду художник...последний взгляд на жизнь, просто нижнюю часть холста, или краски кончились...
Есть в Питере галерея Колдовских художников (КолХуи "свиное рыло"), там непонятного нет, там в каждой картине комментарий прямо краской поверх сюжета для таких как я.
Но в других галереях все серьезно. Там спрашивать "а что автор хотел сказать своим произведением" все равно что спросить "зачем вообще все это нужно?". Но я наблюдала в Народной галерее "Мансарда художников", как художница принесла на продажу свою картину. Эксперт галереи оформляла бумаги для каталога, повертела полотно и спросила: "А что это?". Я прислушалась, неужели можно художника спрашивать вот так в лоб?! Автор же спокойно ответила, как в комиссионке: "Это ураган, видите, вот бушует ветер, ветки падают..." - "А, ну хорошо, понятно". Мне картины было не видно, подглядеть не получилось, поэтому я дождалась, когда работа появится в онлайн продаже, и посмотрела. И да, там действительно ураган, но если бы я не слышала комментарии автора, никогда бы сама не догадалась.
Есть серьезные государственные и частные галереи и музеи, сам факт выставки картины в них уже говорит о том, что это признанный экспертами шедевр, а если ты не врубаешься почему, то помалкивай уж. Тут обсуждать нечего, картины прекрасны, а ты нет, смотри и радуйся. Я люблю ходить и в такие музеи, но ничего не могу комментировать.
Но есть музеи, где собирают самые плохие картины. Я давно наблюдаю за MOBA (Museum of Bad Art). Это музей в Америке, довольно большой и популярный. Там собираются картины по признаку "так плохо, что уже хорошо". Попасть туда трудно, отбор серьезный. Специально написать ерунду недостаточно. Картина должна быть истинно откровенной неудачей художника, настолько, чтобы люди понимали, что художник очень хотел что-то выразить, но всех очень насмешил. Многие мечтают туда попасть или продать что-то из своей коллекции. Музей представлен в Интернете. Ссылки не даю здесь и далее, потому что никто не любит ходить по ссылкам, и все это найти легко по названию. Лучше всего смотреть MOBА на запрещенном сайте ФБ, потому что сотрудники музея выкладывают изображения картин со своими стебовыми комментариями к ним. И сразу все понятно, и смешно, особенно читать комментарии народа к картине. Парочка скринов из любимого:
Но народные галереи хороши тем, что никто за тебя еще не решил, что шедевр, а что нет, разбирайся, мол, сам. И я хожу, вникаю.
В галерею "Мансарда художников" в Питере вживую ходить смысла нет. Выставочные помещения у них маленькие, а вот на сайте представлено огромное количество работ на продажу, листай, смотри, очень удобные фильтры поиска, можно почитать краткую биографию автора, а можно и не читать. В галерее уважают не только коллекционеров, но и обывателей. Для удобства покупателя на сайте предусмотрена возможность увидеть, как выбранная картина будет смотреться без рамы, и в разных рамах, и даже на стене над вашей кроватью или диваном. Коллекционера от такого подхода, вероятно, покоробит. А для людей, которые покупают натюрморт в спальню под покрывало на кровати, это очень удобно. Но мне и это не помогло.
Просматривая картины, я наткнулась на серию работ фотохудожника Павлова. Художник уважаемый, фотограф профи. Настолько заслуженный, что мое недоумение и непонятливость никак ему не навредят, Юрий даже не узнает о моих комментариях, и будет творить дальше, то есть ни один художник от моей невежественности не пострадал.
Так вот у Юрия есть серия фоторабот под названием "Смывающие грехи". Примерно, по моим подсчетам, около 10 работ. На них изображены мужчины, на голову которым льется вода, возможно очень холодная, потому что реакция мужчин очень эмоциональная.
Я вижу, что в кадре важно именно это. Ну, то есть, понятно, что сфотографировать бегущую воду по телу человека надо уметь. Но главное, мне кажется, все-таки именно искренность эмоции, мимика, когда мужчина не позирует, а несколько секунд физически и эмоционально реагирует на струю воды. Не уверена, что здесь есть какой-то духовный смысл или религиозный, но в названии художник его закладывает - смывающие грехи... Наверно, что-то такое мужчины испытывают все-таки, очищение духовное, допустим, но это уже фантазии. На фото это обычные люди, которым на голову льют воду. Очевидно по выражению их лиц, что они водопад ожидали и добровольно согласились побыть моделью фотографа, никакого страха, недовольства или попытки прекратить мокрое дело не видно, одежду предусмотрительно сняли. Итак, на фото 10 мужчин. Все они называются одинаково "смывающие грехи", при этом у каждого фото есть уточнение - имя модели. Тут все понятно. Вроде как действительно ФИО модели указать правильно, авторские права, реклама, то сё. Но я же помню, что художник ничего случайного в названии не пишет. Здесь автор рядом с именем модели указал профессию модели: "Смывающие грехи. Сапожник (А. Кудрявцев)". То есть ремесло, род деятельности человека имеет значение в работе. Значит я, гладя на фото, должна задуматься "хм...сапожник смывает грехи...не просто мужик...не просто грешник... важно, что грешил сапожник...как он грешил...что он смывает...". В другой работе "Смывающие грехи. Социальный Педагог". Таааак. Фотохудожник сделал целый проект, нашел помещение, ставил какие-то поддоны для воды, нанимал ассистента с ведром лить сверху воду, заплатил сапожнику чтобы намочить его. Это целая история, художнику было важно все сделать именно так. Большинство моделей, конечно, тоже художники, музыканты и работники театра, то есть из ближайшего окружения по дружбе легче было найти понимающих странные идеи автора. И одного "безработного" в списке тем более понять можно. Что еще...заметно, что все мужчины радуются очищению, но не музыкант (второй слева в верхнем ряду) и опять-таки не наш сапожник (четвертый слева в верхнем ряду), и не герольдик Григорий Лерман (первый справа в верхнем ряду). Значит ли это что-то? Почему 7 человек довольны, а трое нет. Можно высосать из пальца 7 человек и 7 грехов по Библии. Олицетворяют ли эти люди какой-то конкретный грех, а остальным не досталось. Герольдик точно объяснил бы нам это, но на картине он как будто набрал в рот воды :)
Ну, хорошо, вопросы остались, но в целом идея вроде понятна, мы все разные, художники-сапожники, грешники, этим и прекрасны, и красота человека в обнаженной чистоте его души, искренней простой грешной души, то да сё. Кто-то поймет лучше. Это ведь и на самом деле так. Хотя в полный рост было бы интереснее.
И вот галерея предлагает купить мне эту фото-картину за 14 000 или 16 000 рублей. Я не знаю, почему они отличаются по цене, видимо, все-таки в одних работах что-то больше удалось автору, чем в других. Или продавцу известен спрос на портрет этих личностей, может кто-то популярнее или семья больше, вероятность загнать портрет выше. Или фотобумага подорожала в процессе создания серии портретов.
В любом случае, автор, конечно, постарался, я какое-то время наверняка буду еще размышлять о грехах социального работника и сапожника. Пока еще трудно выбрать. Тогда сайт показывает мне, как будет картина "сапожник, смывающий грехи" смотреться в богатой раме над моей кроватью. И тут я логично представляю, что буду каждый день просыпаться и видеть незнакомого мне мужика, смывающего грехи. И что кто-то из гостей спросит меня "а кто это", а я скажу "это Кудрявцев, грехи смывает" - "да? а кто он, твой муж?" - "да нет, это просто сапожник, я его не знаю..." - "а зачем ты повесила его над своей кроватью?" - "ну...искусство знаешь, зацепило, тонкое дело" - "так он тебе нравится?" - "кто?! Кудрявцев? нет, конечно" - "что-то непонятно, ты заплатила 16 тысяч за огромную фотку рожи незнакомого мужика в купели, даже без торса?!" ...
Ну, в общем я еще не решила, пока еще очень мало понимаю, чтобы покупать.
А многие умеют не только покупать, но и продавать, что намного труднее. Посмотрите как продает картины Антон (я его не знаю) на avito
Тут важно описание, увеличиваю:
______________________________
Как вам? На всякий случай не смотрите долго на картину! :)
Пока у меня из приобретений только одна, но очень большая, монументальная картина в коллекции. Она доставляет мне массу неудобств из-за размеров и хранения, пока у меня нет такой стены, куда можно ее повесить. Это покупка исключительно ради денег, Investment. Лет через 15-20, если мне доведется еще жить, я ее продам и это мне поможет скоротать конец жизни. Это портрет молодого музыканта, написанный молодым художником. Оба добились уже заметных успехов в своей области. Я купила портрет за копейки, еще на этапе его создания, и забрала после того, как он отфестивалился на выставках. Кто-то из них, или автор, или модель, а скорее всего оба, когда-нибудь станут знаменитыми, и вот тут-то я и достану картину...
Кроме того, я сама недавно вынуждена была взять в руки карандаши и кисти, чтобы создать пару картинок, потому что художники, которые рисовали мне иллюстрации под разные цели, со временем заматерели и заломили цену, справедливую, но для меня неразумную. Задачи мои этого не стоят, от безысходности мне пришлось потратить очень много времени, чтобы нарисовать сюжетные картинки самой, так как я рисовать не умею вообще и никогда не училась. Зато теперь может быть у меня есть шанс попасть когда-нибудь в Музей плохого искусства MOBA, это было бы большой удачей.
Посмотрим, как пойдет.
Друзья, держитесь, надо верить в лучшее.