"Такие бывают человечьи разговоры".
(с) Иван Шмелев "Солнце мертвых"
Полтора года назад я случайно попала на спектакль "Человек из ресторана" театра Сатирикон, приехавшего в Питер на гастроли. Случайно, так как я давно закрыла для себя тему драматических спектаклей. Попасть на плохой спектакль - вытрепать нервы, а на хороший - душу. Мне в жизни и того и другого хватает. А билеты я купила из-за Константина Райкина, про которого ничего не знала, и, обожая его отца, решила, что иду на комедию отдохнуть.
Этот спектакль стал важным событием в моей жизни, и если и не перевернул мою жизнь, то изменил меня навсегда.
Спектакль поставил Егор Перегудов по книге Ивана Шмелева, и сделал это очень талантливо, ничего не было лишним или лживым. С самого начала тебя уносит в события на сцене и ты не просто веришь во все, а искренне становишься частью рассказанной истории, живешь с героями, и это остается твоим жизненным опытом. Сильно и по-настоящему.
Главную роль играл Константин Райкин, он вышел скромно, и на большой сцене выглядел смешно, - маленькая фигурка, лысая голова, комичное лицо, нескладный и даже непривлекательный человечек. Но этот человек просто поднял руки, стал читать текст, играть свою роль, и вдруг все изменилось и подчинилось его власти. Зрители, артисты, окрестр, свет, воздух, всё теперь вертелось вокруг него, смотрело только на него, дышало, замирало, плакало и улыбалось по одному его велению. Удивительный дар воздействовать на людей. И вот когда спектакль кончился, на сцене стоял уже не маленький человечек, а прекрасный, великолепный Константин Райкин, большой человек и большой гений. А зрители, измученные эмоциями, но влюбленные и благодарные, аплодировали ему стоя.
Всю вторую часть спектакля и смотрела через пелену слез. Для меня стало откровением совершенно простое понимание жизни простого человека. Все в жизни стало ясным и понятным, настолько понятным, очевидным и простым, что дальше жизнь уже и не могла быть прежней. Какие же мы все глупцы, как все усложняем, ищем что-то, делим, страдаем, пытаемся понять. А все сами знаем, все понимаем и все имеем.
Сила эмоций была такой мощной, что я про спектакль могла только рыдать, а рассказывать нет. Прошло полтора года, я по-прежнему думаю об этом спектакле, но моей души мало, чтобы передать чувства от него.
"...вот это золотое слово, которое многие не понимают и не желают понимать. Засмеются, если так сказать им. И простое это слово, а не понимают. Потому что так поспешно и бойко стало в жизни, что нет и времени-то понять как следует. В этом я очень хорошо убедился в своей жизни.И вот когда осветилось для меня все." (с) "Человек из ресторана" Иван Шмелев 1911 год.
1911 год! и ничего не изменилось, ничего! все как про нас сейчас.
Знала, что будет тяжело, но пошла читать другие книги Шмелева.
"Солнце мертвых". Гражданская война. Крым. Красный террор.
Мне кажется, книга неоднозначно воспринимается из-за оценки политическими взглядами. Но как ленинградцы не думают о политике, читая Блокадную книгу, так и "Солнце мертвых" далеко за гранью политики. И читая такие дневники, понимаешь, что никто не может знать, что с ним сделает ужас голодной жизни среди смерти, станет ли он, обезумев, отдавать последние крохи птицам, предаст соседа за кусок хлеба, поймет детскую проституцию или сожжет себя в своем доме. Я читала книгу неделю, по несколько страниц, задыхаясь, корчась от боли, ни о чем больше не думая, потеряв сон, но перечитывала-перечитывала и выписывала цитаты в блокнот, только вот выбрать из них трудно:
"Это же солнце смеется...Оно и в мертвых глазах смеется"
"Понять не могу, кому и зачем понадобилось все обратить в пустыню, залить кровью!"
"Порой и стервятники говорят о Боге"
"За дело взяли: не ходи за помидорчиками в шинели!"
"Некуда глаза спрятать..."
"Лучше теперь в земле, чем на земле"
"А соседи ткнутся головами в подушку и будут слушать..."
"Хорошо наблюдать грандиозный пожар с горы, бурю на океане - с берега. Величавое зрелище..."
"Душою нежный, любовно рассказывающий о травках, он должен был убивать штыком в брюхо"
"Храбрых укроют камни"
"Уйдите от меня, я змеев боюсь!"
"А мы-то дураки...Да без нас немцы бы их еще в четырнадцатом сглотали!"
"смотрю на нее, сытую на один день, радостную невесту...сказать не ходи..."
"...тихо помер. Так падает лист отживший"
"Лежит третий день, весь-то в мухах!...зеленые такие...панихидку над ним поют..."
"И помер. И хорошо сделал, вовремя".
"С голоду ручнеют...Теперь это всякий знает"
"голодной болезни не признаем!"
"Скажу, с курка сорвалось!"
"...чего бояться? изнасилуют девочку? Изнасилуют...а может и швырнут хлеба!"
"А чей это у тебя мальчик? - А это вот этого...того...сына моего, вот которого вы убили"
"Как вы испоганились, дядя Андрей! Вы ж были честный человек..."
"...хочу жрать! Но под музыку! с барабаном! жрать хочу всенародно и даже...всечеловечно!"
"Науку-то как обогащаем!...Лабораторного материала горы! Что до нашего опыта у Европы было? Ну, инквизиция...Но тогда научной поставновки не было. И потом, там как-никак, а судили. А тут...- никто на знает, за что!"
"А-а-а - крутит головой татарин, - смерть пришел...всей земле"
Солженицын в 1998 году хорошо написал про книги Шмелева, вот его слова про "Солнце мертвых":
"Это такая правда, что и художеством не назовешь. ...Страшней этой книги - есть ли в русской литературе? Тут целый погибающий мир вобран, и вместе со страданием животных, птиц....Это надо перечитывать, чтоб освежить чувство Происшедшего, чтоб осознать его размеры"
Все время вспоминается песня Егора Летова "Евангелие", нашла видео, где все смешалось, и Летов и Достоевский и м/ф Александра Петрова, но все понятно и все об одном, о нашей жизни...
Click to view