Кто такие армяне?

Sep 24, 2008 11:10


Originally published at Koreolan. You can comment here or there.
Кто такие армяне?

Кто такие армяне? Мы наверное не раз в жизни слышали такой вопрос и отвечали на него примерно так - армяне это древний народ, это первая христианская страна, Армения от моря до моря, Григор Нарекаци, Ованес Баграмян, Амазасп Бабажданян, Ованнес Туманян, Нельсон Степанян, Ованнес Айвазовски, Арам Хачатрян, Шарл Азнавур в конце концов ну и т.д.. Если что, мы будем сравнивать лучших представителей нашей нации, с лучшими представителями других наций и довольные несомненным вкладом армян в мировую историю, искусство и науку, в военное дело с чувством глубокого удовлетворения пойдем спать. Но правильно ли мы делаем, когда поступаем так? Я думаю надо сравнивать не великих людей, а наоборот. Но об этом попозже.


















Хочу рассказать две истории о двух других нациях.
История 1-ая. Японцы, мост … харакири.

Не давно смотрел одну передачу про Японию. Программа была про строительство самого длинного в мире висячего моста, которое построили между островами Хонсю и Авадзи. Если кому интересно, можете посмотреть более подробно об этом мосте в Википедии. Ну а тут приведу самые интересные данные - общая длина моста почти 4 км, длина основного пролета почти 2 км. Пролив Акаси, где построили мост, известен очень сильными подводными течениями, многочисленными сильными штормами - одним словом не самое веселое место на свете.

Проект начали разрабатывать после 1955-го года, мост начали строить в 1988-ом и закончили в 1998-ом году. В общей сложности работа над проектом продлился больше 40 лет. С самого начала, японцы столкнулись с множеством проблемам, которые исключали возможность применения уже известных методов строительства висячих мостов. Причиной этому было то, что основание моста должно было быть на глубине 50-60 метров и это при сильном подводном течении и регулярных штормах.

Поэтому японцы построили два огромных цилиндра, которые они затопили на месте фундаментов будущего моста. Потом предполагалось, что эти цилиндры должны будут заполнены специальным бетоном, которая застывает в морской воде (заливка бетона должна была вестись под водой, а обычный бетон просто растворился бы в воде и не застыл). Кстати, такой бетон в момент начала строительства еще не был разработан. Тем не менее это японцам не остановил, они даже не отложили начала работ до разработки этого специального бетона. Они начали строить две огромные цилиндры и параллельно строили кучу оборудования для перевозки этих цилиндров. На все это было потрачено пару сотен миллионов долларов, ну а все это время в графе специальный бетон в проекте стояла надпись NOT_IMPLEMENTED.

Удивляет то, что японцы начиная работы и тратя миллионы для двух цилиндров, не могли знать наверняка, что им удастся создать специальный бетон, а без этого бетона все эти затраты были бы бессмысленными и проект пришлось бы свернуть - миллионы были бы брошены в воду почти в буквальном смысле этого слова. Тем не менее, этот бетон был разработан почти одновременно с окончанием работ по созданию цилиндров, и свернуть проект не пришлось. Кстати это была не единственная проблема, решение которой японцы не знали, когда начинали работу по возведению моста, и в случае если бы некоторые из них не удалось решить, то проект пришлось бы свернуть.

Тем не менее, проект стартовал со всеми NOT_IMPLEMENTED-ами и был успешно завершен. Обращайте внимание на то, что думать о проекте японцы начали в 1955-ом году. Всего 10 лет прошло от разгрома во второй мировой, от атомных бомбардировок, а японцы уже ставят перед собой ну просто невыполнимые задачи. Ну как не отнестись с уважением к такому народу? Они еще вчера хоронили своих соотечественников, а сегодня уже говорят о таких амбициозных проектах. Может в этом стоит искать ключ к японскому чуду? Вот так вот. А теперь давайте посмотрим на нас: сколько раз, когда мы строим себе планов, теряемся в куче проблем, которые “могут возникнуть, если начнем”, и так ничего не начинаем и ничего ни делаем. Это касается всего, будь это личные планы на будущее, проекты национального развития или же план возвращения земель Западной Армении. Мы придумаем кучу проблем, решения которых не знаем и отложим начало работ до лучших времен, когда будем знать решение всех возможных проблем. Всякая новая инициатива мы тут же блокируем - почти рефлексивно заявляя: «ЭТО НЕ РЕАЛЬНО», «МЫ ЭТОГО НЕ СМОЖЕМ» и т.д. и т.п. Почему-то нам и в голову не приходит начать работу, а проблемы решать по мере возможностей.

Кстати, мне очень интересно, что бы случилось, если бы японцы не смогли создать бетон? Один из моих близких друзей выдвинул гипотезу, что члены группы химиков, которая занималась этой проблемой совершили бы харакири, а два огромных цилиндрах японцы переделали бы в океанариум. Можете предложить свои версии.
История 2-ая. Голландцы, дамба … гомики.

Эту историю рассказал отец моего друга. Как-то он был в Нидерландах по долгу службы, и вот что говорит - 300 лет назад (а по моему даже еще раньше), голландцы начали строить дамбу в море, чтобы увеличить свою территорию. Начали 300 лет назад и закончили «էրեկ չէ առաջին օրը». Блин 300 лет, это же вам 20-30 поколений. На протяжении 300 лет, простой голландец просыпался утром шел работать на дамбе, а вечером возвращался домой и ложился спать. И он не задавался никогда вопросом - “а для кого я это делаю?”, и уже тем более не говорил себе - “почему я должен работать для Вильгельмины (королева Нидерландов в 1890-1948гг)?”. 300 лет, целые поколения голландцев отвоевывали куски земли от моря.

А что делал простой армянин за те же 300 лет? Если честно, не знаю стоит ли ответить на этот вопрос, учитывая все еще не вылеченный комплекс жертвы у многих армян, но все же. Простой армянин тоже просыпался утром, шел себе работать на поле, моля Бога, чтобы турки или курды и в этот день не напали. Вечером он, как и голландец, возвращался домой (хотя это ни каждому удавалось), если везло, то он заставал всех родных и близких живим и иногда даже здоровым. Он тоже ложился спать, в надежде, что ночью в их дом не ворвутся аскяры. Нет, оппоненты тут конечно скажут, а как же фидаины, Андраник, Геворг Чауш, Ахбюр Сероб и остальные, героические страницы самообороны? Да, все это безусловно было, но я говорю о простом или даже среднестатистическом армянине, а не о самых лучших. Ведь говоря о голландцев и японцев, я не упомянул имена великих представителей этих наций.

Конечно, у нас создавались великие строения - церкви и монастыри. Но тут дело даже не в том, что эти тысячы и тысячи церквей мы потеряли, что они сегодня планомерно уничтожаются что они сегодня планомерно уничтожаются на покинутой нами территории, и даже не в том, что было бы правильнее вместо части церквей и храмов возводить замки и крепости… Дело в том, что мы веками создавали то же самое, что создавали до этого - может быть каждая новая церковь была еще совершеннее и прекраснее предыдущей, но она все же была церковью, а японцы и голландцы создавали нечто, что до них никто не создавал, - ни они сами, ни другие нации. И создавая это, японцы и голландцы исходили в первую очередь из того, что было нужно их стране, их будущим поколениям: «нужно - сделаем». У нас амбициозности что ли не хватает? Или может хватает, но мы боимся браться за амбициозные проекты, и в конце концов предпочитаем делать то, что уже 1000 раз делали. А может быть для нас единицей времени служит только наша собственная жизнь? Может проблема в том, что мы не умеем или не хотим строить долгосрочные планы, расчитанные вперед не на одно поколение? Может наша история отбила у нас это видение времени, и выродила его до мышления «էս տարի էլ յոլա տանենք»? сначала выродила видение времени, а сейчас уже и видение пространства - когда общество не смотрит дальше своего двора или в лучшем случае марза.

Ну а сегодня, мы хотим пойти и постоять рядом с японцем и голландцем, хотим, чтобы на нас смотрели, как на равных, да еще и имеем наглость высокомерно назвать поголовно всех голландцев гомиками. Может и гомики, но эти люди создали нечто очень важное для своей нации и государства, ну а мы профукали все, что имели.

Вот такое вот сравнение среднестатистического армянина со среднестатистическим японцем и голландцем. Кто-то может возразить, что это вовсе не среднестатистический японец создавал мост, а горстка энтузиастов. Может быть, но количество таких горстков энтузиастов по всей Японии впечатляет.
Об армянском комфортизме.

Мы - народ, очень любящий комфорт, мы просто не можем смириться с тем, что наша жизнь некомфортна. Собственно говоря, ничего плохого в этом нету. В конце концов всем людям на свете свойственно стремление к лучшей и комфортабельной жизни, но …

… не давно я разговаривал с одним человеком - кто собирается эмигрировать в Канаду. У него тут вроде все есть - квартира, машина, очень даже высокая зарплата. На мой вопрос:
- А нафиг тебе ехать в Канаду, тебе же тут все хватает? - он просто ответил:
- Да, но в Канаде лучше, чем здесь.

А ведь если подумать и в Канаде не самое лучшее место - найдутся места, и получше и похуже Канады, но разве от этого канадцы эмигрируют в это более лучшее место? Нет конечно. Буквально несколько дней назад, мне одна знакомая спрашивает:
- А почему, ты не уезжаешь из Армении? - я говорю:
- Зачем? - а она мне: -
- У тебя же есть возможность уехать!.

Я обалдел - оказывается во как - в начале 90-х, мы уезжали из Армении, потому что не было возможности жить, а сегодня уходим, потому что есть возможность уходить.

Природное стремление к комфорту, стремление сделать свою жизнь лучше и удобнее стало причиной прогресса человечества, ну или по крайней мере одной из причин. Все развитие науки связано именно с этим стремлением. Но вся разница в том, что англичанин создает комфорт у себя в Англии, американец у себя в Америки, француз у себя во Франции, а армянин … неее, не в Армении, а в той же Англии, в Америке, во Франции. Наше стремление к комфорту мы не используем, для улучшения своей жизни на родине, мы уходим в другую страну - причитая на ходу “բա սա երկիրա, որ ապրում ենք” “սա մնալու տեղ չի” - уходим туда, где на тот момент более комфортно и там весь наш талант, умение и знания вкладываем в дальнейшее улучшение жизни этой страны. А лет через 50, мы вдруг обнаружим, что мы вовсе не армяне, а англичанин, американец и в конце концов француз, пусть и «с армянскими корнями». А ведь наши силы могли бы использовать, чтобы для начала хотя бы довести уровень жизни в нашей страны до уровня жизни в других странах.

Вся проблема в нашем стремлении к лучшей жизни заключается в том, что мы не пытаемся изменить свою жизнь к лучшему на месте, как это делают остальные народы, а предпочитаем уехать куда-нибудь, где жизнь уже лучше. Это как вместо того, чтобы ремонтировать собственную квартиру, переселится в уже отремонтированную квартиру соседа. А что, сосед-то не против! При этом говорить, что мы это делаем, потому что мы лентяи нельзя, так как едва переселившись в другую страну, мы сразу же начинаем обустраивать его еще больше.

Один из друзей по этому поводу сказал: «… большинство таких возвращается в первый же год … поехали в Канаду, получили грин карточку, поступили на работу, подсчитали что зарабатывают в двое больше, но половину отдают за квартиру, посмотрели что осталось в Армении, собрали вещи и вернулись.»

Может он прав, но все ровно - у людей все есть, и тем не менее у них появляется необъяснимое желание уехать из страны. Единственное объяснение, что я до сих пор услышал, это: «там лучше, чем здесь». Я бы еще понял, если бы мне сказали, «хочу посмотреть на мир», «хочу посмотреть, как живут другие народы», «хочу учится», «хочу заняться изучением этой страны». Но когда, имея все, хотят уехать в другую страну, потому что: «там лучше», то это я не могу понять. Людей на родине должна держать не хорошая жизнь и не большая заработная плата. Должны быть какие-то другие ценности, которые держат человека на родине несмотря ни на что. И эти же ценности должны вернуть человека на родину, а не то, что «поехали в Канаду, получили грин карточку, поступили на работу, подсчитали что зарабатывают в двое больше но половину отдают за квартиру, посмотрели что осталось в Армении, собрали вещи и вернулись». То есть эти люди вернулись, потому что Канада не оправдала их надежд, они ждали чего-то другого. Ну не понравилась им мебель в отремонтированной доме соседа, так как на него было неудобно сесть, вот и возвращаются. Стоит ли после этого удивляться, что мы не можем заселять освобожденные армянские районы, между прочим очень плодородные земли, буквально рай, для развития сельского хозяйства, ну хотя бы для начала. Не идет туда армянин, ему там комфорта не хватает.

У нас ведь как было принято - сельские жители переезжали в города, городские жители в столицу, жители столицы в другие страны - и так постоянно. Кстати, а в опустошенные села кто приходил жить? Правильно, те самие кавказские татары или закавказские тюрки или как их там еще называли, одним словом современные древние азербайджанцы. Потом кавказские татары размножались, а пока они размножались, города начинали пустеть и многочисленные кавказские татары, которым в селах уже не хватало мест, перебирались в города, ну а оттуда в столицу. Вот именно в таком состоянии была Армения в момент присоединения к России - все села заселены турками, города тоже, ну и столица не исключение. Тогда способствовал воссоединению армянства знаменитый полет корабля Грибоедофф, который за счет возвращения депортированных за 200 лет до того армян отчасти восстановил демографическую картину Восточной Армении. Та же самая тенденция наблюдалось и во времена СССР, но из-за Карабахского конфликта азербайджанцы Армении покинули Армению и это проблема перестала быть такой острой, как раньше, но отнюдь не исчезла. Теперь хотя и продолжаем бегать из сел в города, из городов в столицу, из столицы в другие страны, но хотя бы на наше место не приходят турки - значит одной проблемой у нас меньше. Оппоненты скажут, что и у других народов было и сейчас есть такие тенденции - уехать и улучшать жизнь в других странах. Да есть, к примеру у испанцев и англичан несколько веков назад или у арабов и китайцев сегодня. Наша с ними разница в том, что они по сути проводили/проводят демографическую экспансию. Их численность позволяло делать это. Но мы не можем сказать об армянской демографической экспансии.

Некоторое время назад, мы все были крайне возмущены высказыванием Сержа Саргсяна, что: «Агдам не наша родина». Как это? А Арцахский Тигранакерт, а историческая родина? Я тоже был среди возмущенных, но недавно после долгих раздумий я пришел к неожиданному для самого себя выводу - ни Агдам, ни Физули, ни Нахиджеван, ни даже Западная Армения не являются нашей родиной. Нет, конечно все это входило в состав исторической Армении, там веками вплоть до недавнего времени жили армяне, мы все еще чувствуем некую и довольно сильную связь с этими землями и все такое, но все это не так существенно. Все эти земли снова станут нашей полноценной родиной только тогда, когда на этих землях опять начнет жить армянский крестьянин, но никак не раньше. Но вся беда в том, что армянин не идет жить в Агдам или Физули - «там же не комфортно!». Ему нужен комфорт, он ни за что не согласится пойти куда-нибудь и устраиваться там, создавать нужный себе комфорт своими руками у себя на родине: он хочет все прямо сейчас и в готовом виде. Азербайджанцы, изгнав при помощи советской армии армянское население Геташена и Шаумяна, засели эти районы всего за три дня, мы же вот уже 15 лет не можем нормально заселить хотя бы Бердзор и Карвачар. А все потому, что армянская пословица гласит: «որտեղ հաց, ընտեղ կաց», а турецкая пословица: «աղան ասավ քշի ձորը, քշի ձորը». Им власти просто сказали: «ну все ребята, собирайте вещи, вас переведут жить в другое место», и они без единого слова дружно встали и поехали на новое место жительства и даже не спросили: «а это новое место лучше, чем то место, где мы сейчас живем?».
Об армянском «центризме».

Есть еще одна категория армян. Они в отличие от большинства не стремятся к комфорту, они стремятся жить в центре, даже если там не комфортно. В студенческие годы я имел несчастье жить в одной гостинице, которая в принципе мало чем отличалась от студенческого общежития. Там вообще жили либо студенты, либо беженцы из Азербайджана. Так вот, этим беженцам власти ни раз предлагали собственный дом, землю, домашних животных, бесплатная вода, освобождение от всех налогов в НКР, точнее в любом из освобожденных районов, но они не хотели жить где-то в другом месте, кроме столицы и требовали квартиру в центре Еревана. И попробуй заикнуться, что они не правильно делают, тебе сразу же расскажут, что они жили в Баку в роскошном особняке, где сейчас чуть ли не сам ИА живет, поэтому не станут они жить в Бердзоре- пусть им дадут, цитирую - “хотя бы квартиру в центре Еревана”. В итоге они уже 20 лет живут в условиях крайне неудовлетворительных. Вы только представьте себе ветхое здание, где в комнатах примерно 30 кв.м. живут целые семьи. И вот в таких условиях там люди женятся, заводят детей, в надежде, что им дадут квартиру в центре Еревана. Нет, для студента условия конечно нормальные - главное есть где ночевать, но для семьи? Вот это и есть армянский центризм. Другой пример: когда строили Северный Проспект в Ереване, бывшие жители этого района получили столько денег, что смогли бы купить довольно приличную квартиру в Ереване, правда не в центральных кварталах города. До начала строительства этот район описать другим словом, кроме как «трущобы» просто невозможно - ветхие здания, которым ни один десяток лет, без всяких коммунальных удобств, по всюду пил и грязь. Казалось бы, возможность переехать в нормальную квартиру, с нормальными условиями жизни должно было обрадовать жителей. Но нет, не тут то было: жители Северного Проспекта были крайне возмущены, они не хотели переехать в другие районы Еревана, им устраивало только центр города. «Почему мы должны бросить наши дома (прим.: дома - это очень сильно сказано) в центре и уехать жить в другие кварталы города?» - возмущенно спрашивали они. То есть причиной возмущения то, что их переселяют из центра города и все. Если бы им предложили дом в таких же трущобах, но в центре города, я уверен большинство не стало бы возмущаться.

Вот так вот, в каком-то смысле мы нация комфортистов и центристов. Что делать? С комфортистами не знаю, если честно. А вот с центристами легче, объявим Бердзор столицей Армении и все. Через год будем наблюдать потоки центристов в Бердзор.

















ինքնաքննադատության ինքնասպան թույն, мост, армяне, японцы, дамба, центризм, Армения, комфортизм, голландцы

Previous post Next post
Up