Быль и байки Александрова

Nov 11, 2011 10:30

Оригинал взят у chegerв Быль и байки Александрова
    После Киржача мы сразу поехали в город Александров. Ехать до него всего ничего, но так как уже был вечер, мы решили заночевать в гостинице, а с утра пойти смотреть Александровскую слободу - легендарную столицу грозненской опричнины.
    Если честно, я не очень верю в то, что такой великий царь, который не просто смог окончательно избавить Россию от какой-любо зависимости от татар, но и сам завоевать Казань, Астрахань, дать отпор самому Крыму, был сумасшедшим тираном, каким его рисует большинство историков и экскурсоводов. Они опираются на то, что писали в свое время иностранцы, которые прибывали с посольством в слободе или проезжали мимо, путешествуя по России. Мало кто из них на самом деле был допущен так близко к царю, чтоб подробно описывать то, что творилось в слободе.  Например, датский посол Ульфельдт очень странно описывал обряд целования креста при подписании договора: по словам посла, грамоты были опущены в некую чашу, на них положили распятие, и уже только после этого царь поцеловал распятие.



Но обо всех этих и других соображениях, подробнее о которых вы можете прочитать  в замечательной статье Евгения Арсюхина, я хотел бы рассказать под катом.



    Александровская слобода, как и сейчас, делилась на 2 части - Заречье и Посад. Заречье - это как раз та часть, где находится царская резиденция. Тут жили люди,  работавшие непосредственно на царя. Больше всего славилось Заречье своими кузнецами, руками которых, скорее всего, были изготовлены все кованные флюгера, украшающие башни. Даже герб города отражает этот факт




За рекой Серой, как я уже сказал, располагался Посад - тут селились люди, не имевшие отношения в государственной власти, но просто жившие по соседству и жавшиеся к крепким стенам. Центром Посада является Христорождественский собор конца 17 века.



Богатые купеческие дома 18-19 веков говорят о том, что тут в то время бурно развивался промышленность и торговля. К концу 18 века в этой части слободы было 93 торговые лавки, 4 питейных, 3 кожевенных и солодовый заводы. На улицах Посада располагалось 165 купеческих и 200 мещанских домов



Сама река Серая, когда-то называвшаяся просто Сера, совсем не велика. Через неё из Посада в Заречье ведет небольшой мост, а перед крепостными стенами располагается небольшое водохранилище.





Я, как большой любитель шатровых церквей и колоколен, больше всего тут хотел посмотреть и сфотографировать вот эту церковь - Распятскую. Подробнее про неё я расскажу ниже. Кстати, до сих пор жива легенда о первом русском летчике, который совершил свой полет именно с этой церкви. Причем полет был удачный, а вот последствия - не очень.
    "Смерд Никита, боярского сына Лупатова холоп", смастерив деревянные крылья, обмазал их воском, обвалял в пухе и в присутствии царя, "аки птица", полетел с Распятской колокольни. Перелетев крепостную стену, Никита приземлился на берегу реки Серой. А в царском указе об этом сказано: "Человек не птица - крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит. И за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело бросить свиньям на съедение, а выдумку после священные литургии огнем сжечь". Полную легенду в изложении Евгения Опочинина можете почитать в этом посте



Вилков Н. Крылья холопа. Из коллекции музея.


Кстати, помните, как в "Иване Васильевиче"?
- У меня вот тоже один такой был - крылья сделал.
- Ну-ну-ну-ну-ну.
- Я его на бочку с порохом посадил, пущай полетает.



На самом входе в комплекс можно найти план музея.  Кстати, неизвестно почему, но монахини монастыря зачем-то поменяли имена церквей слободы: Троицкий собор изначально был Покровским, а Покровская церковь - Троицкой. Зачем это было сделано - для меня загадка.


Изначально Александровская слобода, судя по данным археологов, была побольше современных границ - стен монастыря.
Предположительно она выглядела вот так



Вот она, пожалуй самая красивая шатровая церковь, которую мне довелось видеть. Теперь надо ещё в Коломенское съездить  и посмотреть на тамошнюю. Но эта просто восхитительна! Вообще, где-то в глубине души я затаил обиду на  Патриарха Никона за его указ (а если быть более точными, то запрет) строить шатровые церкви: "По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить…", закат которых пришелся на вторую половину 17 века.
    Даже не знаю, как описать вам мою любовь к шатрам - мне они напоминают какой-то космопорт,  что-то в них есть от буддийских ступ и мусульманских минаретов, что-то объединяющее все мировые религии



В моем скромном посте нельзя не сказать о том, что изначально тут стояла церковь Алексея митрополита. Причем первую церковь не снесли, а просто обстроили, получив таким образом шикарную церковь-колокольню. Высота церкви - 56 метров. На неё можно подняться и посмотреть на город и ансамбль Александровской слободы с высоты. Правда разросшиеся деревья слегка мешают этому. При подъему на церковь по пути то и дело попадаются какие то полускрытые двери и ходы.

             ->        


Ансамбль Распятской церкви и Троицкого собора



Троицкий собор был возведен в 1513 году и изначально был кубической формы, после зачем-то к нему пристроили все остальные строения, расплющив его, как бы придавив к земле. Так же изначально он задумывался двухцветным - белым и красным (от красного кирпича), однако, церковники побелили его полностью - они то у нас конечно лучше понимают в архитектуре и стиле, нежели итальянские мастера, которые возводили все здешние постройки. 
    Как оказалось уже позже, я опять что-то , да не досмотрел и не дочитал... Оказывается у этого собора есть великолепные ворота, а я как раз собираю коллекцию красивых дверей.  Так что за ними сюда точно придется возвращаться. Золотые Ворота - массивные резные дубовые двери, созданный новгородскими мастерами в 1336 году по заказу архиепископа Василия. Медные пластины врат украшает роспись золотом. Более 20 различных сюжетов, достаточно сложных по композиции, передают события, изложенные в Евангелии, и легенды, не вошедшие в канон, что поставило врата в ряд не имеющих аналогов памятников. С четырнадцатого века они украшали Храм Софии в Новгороде до тех пор, пока Иван Грозный не привез их в Слободу в 1570 году. В том же году он привез аналогичные ворота из Твери после захвата города опричниками.





От белокаменной резьбы тут сохранилось немного - лучше всего её видно на барабане.



С колокольни можно видеть Надвратную церковь Федора Стратилата, которая была возведена тут значительно позже



А вот и Покровская церковь



Совсем недавно ученые доказали, что именно эта церковь является первой шатровой церковью на Руси! В этом же здании находится довольно большая экспозиция музея, некоторые экспонаты которой я покажу ниже. Это была домовая церковь Ивана Грозного - тут он "работал".


Успенская церковь - ещё одна церковь, где местами сохранилась белокаменная резьба


Ступени в колокольне                                                                                                                   



Как обычно,  все стены исписаны...



Вид на Посад с колокольни



Келейный корпус - туда проход запрещен



Центральная аллея комплекса



Ну и немного фотографий из музея.
Экспозиция "Сенник постельный" в дворцовой палате 16 века



В музее несколько десятков икон. Вот несколько из них
Страстной ряд. Кирилл Сивков и неизвестный художник. 18 век.
"Омовение ног" я почему-то пропустил.
Слева на право: "Моление о чаще", "Суд Пилата", "Возложение тернового венца"



Слева на право: "Суд Пилата", "Возложение тернового венца", "Несение креста"


Слева на право: "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб"



Серебряный оклад иконы






Оклад иконы из драгоценных камней и жемчуга



То же



Использованы материалы:
АЛЕКСАНДРОВА СЛОБОДА: КАК МОСКОВСКИЕ КНЯЗЬЯ СТАНОВИЛИСЬ ИМПЕРАТОРАМИ
Брошюра "Александровская слобода"
В.В. Кавельмахер. "Древности Александровской слободы"

родное

Previous post Next post
Up