Газенваген как изящная шутка по поводу насилия

Oct 16, 2010 13:24

Нашёл только сегодня утром...

Алексей Верницкий alexeiv Поэт и насилие: полемика с Александром Корамысловым (на сайте в названии - опечатка).

Промолчать, увы, не могу. Хотя всё (или почти всё), что я хотел сказать о сомовских стишках - я написал в своей нашумевшей, по выражению Верницкого, статье. Возвращаться к ней не хочу. Подробно спорить с АВ - тоже. Но с большинством его положений не согласен...

Например:
Я полагаю, что его статью нужно читать в контексте общего информационного фона нашего времени. Например, примерно раз в неделю главные российские СМИ сообщают нам, что произошел новый теракт в России. Одного этого маленького примера достаточно, чтобы утверждать, что сейчас тема насилия актуальна в России. Учитывая этот фон, что мы видим в статье Корамыслова? Нельзя не отметить, что статья называется «Драйверам личных газенвагенов, желающим перестать беспокоиться и начать убивать». Таким образом, в названии его статьи каждое четвертое слово выражает высокую степень насилия. При этом важно, что это, так сказать, игровое насилие, то есть такое, которое лишь имитирует причинение страдания и стремится примирить нас с наличием насилия. В самом деле, слово «газенваген» в первой половине названия - это нарочито смешное слово, придуманное в России; таким образом, это слово не выражает реально происходившее в фашистской Германии насилие, а является изящной шуткой по поводу насилия. Одновременно на другом уровне мы как читатели понимаем, что Корамыслов не на самом деле думает, что Сомов работает водителем такого фургона, а шутит. Что касается второй половины названия, обыгрывается название книги Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». Книгу Карнеги можно называть глупой, неглубокой, наивной и даже лицемерной, но в чем ее нельзя обвинить, так это в наличии насилия; насилия в ней нет. Корамыслов пародирует название книги Карнеги, добавляя в это название слово «убивать», и таким образом еще раз создает комбинацию веселой шутки и высокой степени насилия. (Справедливости ради следует оговориться, что этот неуместный каламбур Корамыслов заимствует у Сомова: это название подборки стихов Сомова http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508.)

Так кто кого пародирует? Я - Дейла Карнеги? Или я - всё-таки Сомова, совершенно по-хамски пародирующего ДК? Значит, это не Сомов создаёт комбинацию веселой шутки и высокой степени насилия, а я? Как интересно. А главное, непонятно, зачем же так подтасовывать, "справедливости ради" "оговариваясь" в скобочках?

А насчёт "смешного" слова "газенваген" как изящной шутки по поводу насилия - ну, почитайте хоть это - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD...

Процитирую ещё один пассаж Верницкого об "игровом насилии":
Когда старушка матерится на голубей, или подросток, допив пиво, разбивает бутылку о камень - это, несомненно, игровое насилие: это имитация поведения агрессора, «безобидная» в том смысле, что при этом никто не страдает.

Угу, "безобидное" "игровое насилие" - особенно когда старушкин мат слышат малые дети - и они же (да пусть даже и взрослые) напарываются на осколки разбитой подростком бутылки...

При этом все прекрасно понимают, что словами, тем более, художественно упорядоченными, можно (а можно ли?), как минимум, кого-то раздражать и проч. Игровое ли это насилие?

И вообще, бывает ли "игровое насилие" - всего лишь и только игровым? Вот в чём вопрос. Принимая во внимание, что, например, в Бразилии в 2008 году официально запрещены популярные 3D-шутеры ("стрелялки") - "Counter-Strike" и "EverQuest" (и ещё какие-то, вроде...), поскольку эти игры вредят здоровью потребителей, провоцируют нарушение общественного порядка и даже являют собой угрозу для демократического государства. И т. д. и т. п.

Прошу высказываться.

чудовища в нощи, литжизнь, что читать, корамысли вслух, из СГЗ (Сердца Горестных Замет)

Previous post Next post
Up