Слова года: "Блог" и другие

Dec 26, 2007 00:42

                    Впервые в России выбраны Слово и Антислово года.

Пресс-релиз
 25. 12. 2007.
Впервые в России состоялись выборы Слова года. Такие выборы уже давно проводятся в США, Германии, Японии. "Слово года" еще более знаково, чем "человек года", оно позволяет подвести кратчайший итог минувшему и конспективно запечатлеть его в памяти потомков. В этом году к клубу стран, осмысляющих себя в минижанре одного слова,  присоединилась и Россия. Выборы проводились  Центром творческого развития русского языка, в совет которого входят писатели, лингвисты,
философы. Список слов-кандидатов был составлен по письмам читателей электронной рассылки "Дар слова. Проективный лексикон русского языка" (более трех тысяч подписчиков). Голосование прошло в двух номинациях. Слово года - то, что в наибольшей степени концентрирует в себе его проблематику, заботу и интерес. Антислово  - самое фальшивое,  аморальное, пропагандистское.
        Словом-2007, с большим отрывом от конкурентов, был избран "гламур".  По мнению  членов жюри, "гламур" знаменует торжество массовой культуры и ее ценностей, как в быту, так и в политике.  Гламур - это культ поверхности, глянцево-золоченой видимости, это крикливая роскошь и потребительский рай,  это идеал элиты, который становится все более массовым. На втором месте  "нанотехнологии" и вообще основа "нано-", которая быстро распространяется во множестве производных: наноиндустрия, наноматериалы, нанокрем... 
Изобретенное еще в 1974 г. в Японии, слово долгое время оставалось достоянием ученых и только в минувшем году взорвалось уже множеством вполне осязаемых потребительских товаров, рекламируемых под модной этикеткой. Очевидно, "нано-" ждет та же судьба, что и широко известные  "кибер-" и "видео-", вошедшие из науки и техники в массовый обиход. На третьем месте - слово "блог", сетевой дневник, жанр, успех которого сегодня уже не нуждается в объяснениях.

Среди антислов, основанных на подмене  понятий, первые два места поделили "креатив" и "политконкретность".  Пиаровский трюк,  коммерческий слоган, политический лозунг - всё это именуется "креативом".  Это  претензия и одновременно пародия на творчество и творение. Слово "политконкретность" стало главным открытием конкурса (не путать с американской "политкорректностью").  "Политконкретность" - это когда в политике все заранее предопределено, как случилось с выборами
в Думу. Политконкретные - это те, кто конкретно себя заявил, "позиционировал" в рамках господствующей политики, например,  педагоги, организовавшие движение малолетних "мишек" ради победы "общемедвежьего" дела.  Третьим антисловом стало "преемник", оно подразумевает иной механизм передачи власти, чем тот, который закреплен традициями демократических обществ.
        Жюри отмечает, что из 6 слов, удостоенных чемпионских почестей, 5 - иностранного
происхождения. Таков удельный вес нашего языкового импорта из передовых стран.  А вот про успехи нашего языкового экспорта говорить пока не приходится. Последние русские слова, которые имели международный успех и вошли в иностранные словари, - это двадцатилетней давности "гласность" и "перестройка".  Горбачевская эпоха оставила более глубокий след в чужих языках, чем две последующие, когда русский язык богатеет почти исключительно за счет импорта.

По сумме самых знаковых слов 2007-ый можно определить как гламурный год с
креативной мечтой о нанотехнологиях под знаменем политконкретности.

Итоги голосования - сводная таблица. СЛОВО
ГОДА
гламур 35 баллов
нано-  23
блог 15
раскрутка 11
выборы 9
имхо 7
гендер 7
пиар 7
биометрический 4
глобальный, глобализм 4
глянец 3
тема 3
антипословица 3
адресный, адресно  2
айпод 2
харизма 2
межкультурная коммуникация  1
мировое сообщество 1
одноклассники 1
амбициозный 1
АНТИСЛОВО ГОДА
креатив 15
политконкретность 15
преемник 11
шакалить 9
враги
России 6
мачизм 6
рейдер(ство) 5
дикие девяностые  4
слив, слить 4
запутинец 3
олигарх 3
проект  3
экстремизм 2

полный текст.

филоложество

Previous post Next post
Up