Как заинтересовать москвичей остатками памятников архитектуры Кировской области?

Nov 09, 2021 17:32



Открою вам один секрет: минувшим летом я довольно серьезно обдумывал вопрос о приобретении для восстановления одного из старинных особняков в городе Слободском (Кировская область). Эта идея захватила меня весной, когда я, разглядывая старинную изразцовую печку и свежий ремонт в купеческом особняке на одной из центральных городских улиц, узнал, что за цену новой "двушки" в Москве, здесь можно купить если не всю улицу, то как минимум 4 старинных дома разной степени сохранности, а на "сдачу" полностью их восстановить. Но, пообщавшись с теми, кто мог бы составить мне компанию, еще раз хорошенько изучив вопрос, я пришел к выводу, что в текущей ситуации, нужно не только очень любить свою малую родину, но и быть немного не в себе, чтобы, живя и зарабатывая деньги в столице, покупать старые стены для восстановления за 1000 километров от нее. Тем же, кто никогда не был не то, что в Слободском, но и в Кирове, такие предложения кажутся и вовсе бредом сумасшедшего. И я их понимаю.



Представьте, что вы пришли в огромный супермаркет, скажем, за конкретным тортом "Москва". Но в этом магазине что-то пошло не так и все товары стоят вперемешку, вывесок с наименованием отделов нет, как нет и консультантов, а кассиры вечно заняты и, мягко говоря, не готовы с вами разговаривать. В итоге у вас остается только два варианта: потратить уйму времени на его самостоятельный поиск с минимальным шансом на успех, или отправиться в соседний магазин через дорогу, где без лишних хлопот купить тот же самый торт, может быть чуть дороже. Ну или вовсе закажете доставку этого товара из ресторана. А теперь представьте, что вы управляющий того самого супермаркета и вам нужно срочно продать не торт "Москва", а невзрачную коробку с ингредиентами для его приготовления. У ее содержимого со дня на день истекает срок годности и нет одной главной детали: рецепта. Непростая задача, ведь среди покупателей любителей конкретного торта и так немного, а готовых приготовить его самостоятельно, да еще без рецепта и вовсе может не найтись…



Так вот, сейчас разрушающиеся памятники архитектуры в Кировской области - та самая невзрачная коробка, затерявшаяся где-то на стеллажах, у которой вот-вот закончится "срок годности". А покупателей, готовых приобрести ее (инвесторов, желающих включаться в сложный, дорогой и трудоемкий процесс восстановления) и так немного, но и им не только никто не предлагает купить ее, но даже не готов помочь в поиске (если, вдруг, покупатель пришел конкретно за ней).

Поэтому, чтобы заинтересовать кого-то остатками памятников архитектуры Кировской области, привлечь деньги на их восстановление, я бы предложил региональным властям совершить следующие шаги (подсмотренные как у бизнеса, так и других регионов).



Шаг 1. "Продающая упаковка". Формирование инвестиционного паспорта объекта.

Прежде чем приобрести памятник архитектуры тот, кто тратит на него свои (а не бюджетные) средства, ищет ответы на множество вопросов: какие есть потребности у местных жителей (под какую функцию готовить здание), какие планы у администрации по развитию города на ближайшие N лет, как быстро смогут окупиться вложенные средства и сколько их придется потратить и т.д. Уже при попытке поиска ответов на эти вопросы (в особенности, если это касается небольшого городка), появляется желание все бросить и приобрести нежилое помещение в одном из строящихся столичных кварталов, где даже десятки миллионов вложенных рублей можно "отбить" за несколько лет.

Чтобы хоть немного упростить жизнь потенциальному покупателю и превратить старые обгорелые стены в привлекательный товар, следует формировать инвестиционный паспорт памятника архитектуры в котором наглядно (с фото, инфографикой, эскизным проектом) описать как его текущее состояние, так и возможные варианты дальнейшего использования.

Если подробнее (сейчас будет немного скучно), то хороший инвестиционный паспорт памятника архитектуры должен содержать:
1) характеристики объекта: адрес, площадь здания и земельного участка, этажность, его текущее состояние (в т.ч. возраст и состояние стен, перекрытий, крыши, интерьера и т.п.), форма собственности, кадастровая стоимость и т.д.);
2) существующие ограничения и обременения;
3) историческая справка по объекту (интересная история здания может давать как дополнительные преимущества инвестору, так и быть преимуществом при продаже здания муниципалитетом);
4) градостроительный контекст (возраст, этажность и функционал окружающей застройки, а также ближайших городских точек притяжения), планы развития и туристический потенциал территории;
5) описание транспортной доступности объекта (наличие маршрутов и остановок общественного транспорта поблизости, парковок, состояние дорожного покрытия);
6) концепция проекта с подробным указанием возможных вариантов использования (их плюсов и минусов), а также архитектурным проектом, предусматривающим как варианты внешнего вида здания после реконструкции, так и планировочные решения как самого объекта, так и окружающей (придомовой) территории;
7) перечень необходимых мероприятий для реконструкции памятника архитектуры;
8) возможные варианты приобретения с подробным описанием условий (льготная аренда, покупка на торгах, льготная приватизация, безвозмездное пользование и др.);
9) описание основных обязательств по восстановлению (сохранению) объекта с проектом план-графика;
10) финансовая модель по вариантам бизнеса.



Шаг 2. "Реклама и расстановка товара". Создание удобного, современного портала с информацией о памятниках архитектуры для инвестирования.

Сейчас, чтобы приобрести какой-либо памятник архитектуры в Кировской области, находящийся в муниципальной или региональной собственности, приходится мониторить местные СМИ, выискивать на сайтах администраций/правительства или госзакупках информацию о предстоящих торгах или непосредственно тратить время на переговоры с администрацией. И это, мягко говоря, неудобно, даже если вы живете в этом регионе. Ну а из столицы это в принципе практически нереально (если вы, конечно, не депутат Государственной Думы).



С другой стороны, во-первых, чтобы приобрести, скажем, квартиру или нежилое помещение в одной из столичных новостроек не обязательно даже выходить из дома/офиса. Достаточно зайти на сайт застройщика, ознакомиться со всей необходимой информацией, которую можно перепроверить перейдя на сайты Правительства Москвы или отдельных государственных органов, нажать на пару кнопок, отсканировать и отправить документы, ну и может несколько раз переговорить с менеджерами. При этом покупка недвижимости может занять не больше недели.

Во-вторых, если, например, жителю столицы вдруг захотелось поддержать восстановление одного из разбросанных на просторах нашей необъятной родины памятников архитектуры, то он может зайти на сайт, скажем, фонда "Внимание", где наглядно и доступно представлен перечень таких объектов, описание планов по восстановлению и необходимая для этого сумма, а деньги можно перевести просто указав свою карту.

Так почему бы региональным властям, например, тому же министерству культуры Кировской области, не взять в качестве примера опыт столичных застройщиков или фондов и не создать портал, где как само министерство, так и муниципалитеты публиковали бы для потенциальных инвесторов перечни памятников архитектуры, требующих восстановления (с их инвестиционными паспортами и датами торгов/способами приобретения)? Ведь чем проще будет процесс, тем больше можно найти желающих в нем поучаствовать.



Шаг 3. "Скидки". Предложение адекватной цены.

Не так давно кировская администрация выставила на торги за почти 9 миллионов рублей выявленный объект культурного наследия - сгоревший дотла, без крыши и с дырами в стенах "Китайский домик", который хоть и расположен в центре города Кирова, но на улице без обилия объектов торговли и услуг и, соответственно, большого пешеходного потока. Если говорить честно, то тратить на его покупку такие деньги есть смысл только ради того, чтобы снести и построить вместо него многоквартирный дом, как-нибудь в процессе договорившись с городскими властями, чтобы те закрыли глаза на происходящее. Стоит ли говорить, что на аукцион была подана только одна заявка (фактически, от мецената, готового расстаться с деньгами), и торги были признаны несостоявшимися, а здание по-прежнему продолжает разрушаться, принося городу только головную боль.

В Слободском, конечно, с ценами на такие объекты лучше, но описанный выше пример заставляет меня напомнить, что сама по себе реставрация и ограничения, накладываемые на собственника объекта культурного наследия, многократно увеличивают срок окупаемости таких объектов, а, следовательно, снижают желающих инвестировать в восстановление исторического наследия.

Поэтому, устанавливая цену на памятники архитектуры стоит помнить, что на одной чаше весов у вас с каждым днем все сильнее разрушающееся здание, не приносящее доход, которое вот уже несколько лет вы безуспешно пытаетесь продать, а на другой живая улица с красивым, ухоженным историческим зданием и работающий в нем бизнес, платящий налоги, которыми он с лихвой восполняет, доставшееся бесплатно или "за копейки" здание. Стоит ли жадничать?



Шаг 4. "Служба поддержки клиентов".

Ну и последний, но не менее важный шаг - это оказание поддержки тем, кто рискнул приобрести памятник архитектуры и начал его восстанавливать. Такая поддержка может выражаться как в банальной помощи по оформлению всех необходимых документов, согласовании с государственными органами документации на всех этапах реконструкции или даже в поиске реставраторов. К тому же в Кировской области есть и Центр "Мой бизнес" и Центр развития туризма, сотрудники которых в рамках своих обязанностей могли бы осуществлять такую поддержку.



PS На фото остатки былой красоты улицы Екатерининской (она же улица Володарского) в городе Слободском. Спрятавшимися за зарослями кустарников руинами, никогда не видевшей асфальта дорогой она скорее напоминает улицу, расположенную на окраине умирающей деревни, чем в центре города с богатой историей и туристическим потенциалом. Здесь могли бы прогуливаться пары, сидеть на открытых верандах кафе гости из других городов и регионов, да просто туда-сюда сновать по своим делам горожане (благо пару домов здесь постепенно восстанавливают). Но пока лишь гуляет бродячий кот, да я с фотоаппаратом.



PPS Совсем не обязательно продавать/отдавать памятники архитектуры москвичам (и я не призываю к этому), но если вы сможете заинтересовать столичных жителей памятниками архитектуры, как потенциальными объектами для инвестиций, то значит сможете повысить к ним интерес как среди местного бизнеса, так и обычных жителей. А чем больше их будет, тем выше шансы вновь сделать вятские города великими.

kopylove, Киров, Слободской, Вятка, Город, Культурное наследие, Кировская область, Памятники архитектуры, Архитектура, Слободской район

Previous post Next post
Up