Как вдохнуть в город новую жизнь: опыт Коломны

Aug 29, 2020 12:00



В начале 2000-х годов Коломна столкнулась с проблемой сохранения своей исторической части: постепенно разрушались памятники истории и архитектуры, деградировала городская среда, недвижимость обесценивалась, а от былых традиций остались лишь воспоминания, и, казалось, будто кардинально исправить ситуацию уже нереально. В общем, город в тот период переживал упадок, как и многие малые и средние, а иногда и крупные российские города (некоторые из них, к сожалению, пребывают в нем до сих пор).

Коломна сегодня - это современный город с благоустроенным центром и развивающимися окраинами, десятками музеев и кафе, толпами туристов, выстраивающихся в очереди, чтобы приобрести местные бренды (пастилу, калачи и т.п.) или приобщиться к местной истории и культуре. Этот город имеет мощную промышленность и при этом в нем динамично развивается туристическая отрасль. Здесь сплелись воедино атмосфера старого провинциального городка и энергия, присущая крупным мегаполисам...




Превратить Коломну в город, в котором хотелось бы не только провести выходные, но и поселиться навсегда, удалось благодаря соблюдению следующих условий:

1. Запрос на изменение города исходит одновременно от двух сторон: горожан (в частности, отдельных энтузиастов) и городских властей. Осуществляется активное взаимодействие между ними.


Так, например, первые серьезные шаги по преображению Коломны начались в конце 2008 года, когда группа местных активистов по просьбе администрации города организовала фестиваль "Ледяной дом" по мотивам произведения известного местного писателя Ивана Лажечникова. Именно в ходе подготовки к этому мероприятию у организаторов возникла идея возрождения давно забытого местного продукта - коломенской пастилы.



Позже, благодаря, в том числе, вниманию местных властей и поддержке благотворительных фондов (в т.ч. в виде грантов и беспроцентных займов) появился первый небольшой частный музей пастилы - "Музей исчезнувшего вкуса". Еще через год организована производственная линия (фабрика) пастилы. И в итоге все это переросло в целый творческий кластер, в который входит несколько музеев и гостиница.

2. Объекты культурного наследия включены в деловой оборот.



Удручающее состояние памятников архитектуры в наших городах, часто связано с тем, что с одной стороны у города / региона / бюджетного учреждения недостаточно средств на их содержание и восстановление, нет понимания того, как использовать такие здания, чтобы они приносили финансовую выгоду (которой хотя бы хватало для поддержания их в нормальном состоянии) и при этом отсутствует понятный прописанный механизм передачи таких объектов инвесторам.

Одним из способов решения этих проблем в Коломне стали разработанные по результатам обследования, а также градостроительного, исторического и маркетингового анализа инвестиционные паспорта для таких объектов. В них, во-первых, описан коммерческий потенциал с вариантами приспособления здания под всем понятные функции: торговля, жилье, кафе, гостиницы и т.п., во-вторых, рассчитаны инвестиционные издержки на включение объекта культурного наследия в деловой оборот (в том числе, издержки на проектные и реставрационные работы) и определены предварительные предметы охраны, в-третьих, на основе характеристик объекта и суммы издержек предложены существующие меры поддержки со стороны государства.

Кроме того, в Коломне на привлекательность для бизнеса памятников архитектуры повлияли и первые успешные попытки их использования для ведения бизнеса (информацию о которых распространили СМИ), а также общее развитие (благоустройство) окружающей территории, за счет которого увеличился поток потенциальных клиентов.

3. Работа с историческим наследием и городской инфраструктурой носит комплексный характер и основывается на принципах подлинности и идентичности.


Для того чтобы город привлекал туристов и влюблял в себя с первой прогулки по его улицам, недостаточно просто заменить асфальт на плитку да расставить скамейки с урнами, необходимо создать уютную неповторимую атмосферу, основанную на истории города, его особенностях.



Это возможно, во-первых, при максимальном сохранении деталей архитектуры, целостности городской среды, гармоничному включению в нее необходимых современных элементов и воссозданию исторических: водоразборных колонок, фонарей, скамеек, указателей, адресных табличек и т.п., во-вторых, при наполнении города своеобразными уличными "спектаклями", в которых горожанин или турист может принять активное участие.



Улицы старой Коломны - это смесь исторической среды и современных веяний урбанистики. Здесь, мимо старинных, но ухоженных домов с резными наличниками и садов со спеющими яблонями и терновником, проложены ровные тротуары и велодорожки (и даже есть подобие велопроката), а по дороге вслед за новеньким Мерседесом может проехать ландо, запряженная двойкой лошадей с возницей в черном котелке. Здесь установлены старинные водоразборные колонки и организовано нечто наподобие "парклетов" с бетонными вазонами. В одном дворе может быть ярмарка с бочками медовухи и корзинами яблок, а в другом - музей трамваев. Даже совсем новая деревянная набережная с небольшой танцевальной площадкой как будто пришла из советского фильма "Любовь и голуби". А чтобы подчеркнуть старину города, и быть максимально "честными" с его гостями, в штукатурке на стенах отдельных домов сделаны своеобразные "вырезы", через которые проглядывают образцы стариной "верстовой" кладки.

В результате, среди всего этого вы можете встретить, например, одетых в черную кожу, бритых и украшенных с ног до головы татуировками и цепями байкеров, неспешно прогуливающихся и бережно держащих в руках только что купленную пастилу в бумажных пакетиках (и поверьте, смотрится это довольно мило).

4. Учитываются базовые потребности жителей и гостей города.


Если по городу сложно и небезопасно передвигаться, негде поесть (отсутствует выбор) или, простите, справить естественную нужду, впечатление от него остается не самое приятное, даже если в нем все прекрасно с архитектурой. Поэтому следует уделять особое внимание качеству городского пространства и удовлетворению базовых потребностей людей.



В Коломне, несмотря на ее относительно небольшие площадь и население, в последние годы появилось множество комфортных и просто красивых общественных пространств: благоустроены площади, парки и скверы, улицы и набережные. И похоже, что город останавливаться на достигнутом не собирается.



Здесь также достаточно развита система общественного транспорта, и, в отличие от Твери, ходит и прекрасно себя чувствует трамвай, который для этого города являтся не только общественным транспортом, но и еще одним брендом. В Коломне я не увидел вечно неработающих (исключительно мой опыт, но может я просто не очень везучий) будок туристко-информационного центра, зато в этом городе есть неплохая навигация, которая встречает гостей буквально "у порога". Ну и странно, конечно, об этом писать в 2020 году, но наличие достаточного числа чистых и опрятных туалетов (как в парках, так и на территории вокзалов, музейного комплекса), выгодно отличают Коломну от многих российских городов.

Да, Коломне еще есть над чем работать, но уже то, что сделано, превратило ее в один из самых красивых и душевных городов нашей страны.



Этот город наглядно демонстрирует, как важно беречь свою историю и традиции (или восстанавливать их, если не получилось сохранить), внимательно относиться к мелочам (как при формировании городской среды, так и при организации бизнеса) и потребностям горожан и гостей города, и какой в итоге благоприятный эффект это принесет городской экономике, а с ней и развитию всех сфер городской жизни: от спорта, до образования.

PS В Кировской области есть маленький, но красивый город Слободcкой, с большим потенциалом (пока еще сохранившимся), которому нужно лишь помочь раскрыться, как в свое время помогли Коломне. И первое условие уже отчасти начало исполняться: Анатолий Курбатов купил старинную водонапорную башню, чтобы превратить ее из "скелета", в живой, действующий "организм". Как знать, может через 10 лет, я буду описывать успешный опыт развития малых городов на примере Слободского.

kopylove, Туризм, moscow region, kolomna, Развитие, Городская среда, Московская область, Город, Коломна, Архитектура

Previous post Next post
Up