Блуждая по просторам Российской государственной библиотеки наткнулся на одну занимательную историческую монографию 1868 года. Называется она "История Новгорода, Пскова и Вятки во время удельно-вечевого уклада", а автор ее не безызвестный Николай Иванович Костомаров.
И так, глава 2 этой монографии, посвящена непосредственно Вятке, по сравнению с другими главами этой же книги она достаточно скудна по материалу и собрана по большей части из других источников, но стиль повествования и представленная в нем история Вятки, заставили меня перечитать эту работу несколько раз.
Подробно историю Вятки я не изучал, как
tornado_84, а то, что читал, в основном все у него, так что не обессудьте. Ниже представлен мой вольный перевод части этой работы с русского на русский язык ). Попытался сохранить стилистику автора, а как все получилось - решать вам.
"Нет ничего в Русской Истории темнее судьбы Вятки и земли ее. Начало этой колонии летописец Вятской Земли относит к 1174 (6682) году и несколько противоречит сам себе: в одном месте говорит, что жители новгородские отправились в путь самовольно и отделились от Великого Новгорода, а в другом, - что они отправились с согласия Великого Новгорода. Вероятнее первое, потому что эта колония не признавала власти Новгорода, несколько раз выступала враждебно Новгороду, никогда не бывала с ним во взаимосвязи и испытывала против себя - по сказанию той же местной летописи - злобу своей метрополии. Впоследствии, к происхождению вятской колонии приплели старинную греческую басню об основании Тарента, которая будучи занесена к нам, применялась не к одной Вятке. Говорили, будто Новгородцы отправились на войну и оставили дома своих жен с рабами. Во время их семилетнего отсутствия, рабы воспользовались правами мужей и прижили (нажили) с новгородскими женами детей. Опасаясь мести мужей, жены бежали из Новгорода со своими любовниками и незаконными детьми: эти беглецы, - будто бы, - основали Вятку.
Так как основание Вятки относят к той эпохе, когда, после упорного сопротивления Суздальцам и поражения Андреева ополчения, Новгород примирился с Андреем, то, быть может, выходцы из Новгорода в это время состояли из заклятых врагов суздальской партии и не хотели оставаться в отечестве, когда в нем дела обратились противно их сочувствиям.
По известию упомянутого летописца, колонисты поплыли на судах по Волге, дошли до Камы, там поставили городок и намеревались остаться здесь. Но тут услышали они, что дальше на восток живут Вотяки в земле привольной, богатой и укрытой лесами. На Каме жить было не безопасно, потому что, большая река - большой путь, на них станут нападать то те, то другие, притом и Новгородцы знают этот путь и станут требовать подчинения. Часть колонистов осталась в новопостроенном городке, другая отправилась далее по Каме. Они вошли в реку Чепец (Чепцу) и начали жечь и разорять вотяцкие жилища, укрепленные земляными валами. Вотяки были народом мало-воинственным, пришли в страх от нападения неожиданных гостей и разбежались. По реке Чепце Новгородцы вошли в реку Вятку и, проплыв по ней пять верст, увидели на высокой горе Болванский городок.
Взять его было трудно. После нескольких напрасных усилий, Новгородцы положили себе зарок - не пить, не есть, пока не завоюют город. Наступил день Бориса и Глеба. Новгородцы стали призывать на помощь этих святых. Святые им помогли. Они взяли Болванский городок, множество Вотяков было побито, остальные разбежались. Русские построили здесь церковь Бориса и Глеба и назвали городок Никулицын.
Те, которые остались прежде на Каме, узнали, что их братья нашли себе приют лучше, бросили свой городок и поплыли по Каме, а потом по реке Вятке. Они напали на черемисский городок Каршаров. Услыхав, что святой Борис и Глеб помогли их соотечественникам при взятии Болванского городка, стали и они призывать этих святых. И им помогли святые Борис и Глеб, - в угоду русским напустили на Черемисов видение: тем представилось будто на них нападает многочисленное войско, тогда один из них пустились в рассыпную, а другие без боя отворили победителям ворота. Завоевав Каршаров, Новгородцы переименовали его в Котельнич и послали партии разведать: нельзя ли чего еще завоевать? Между тем, и те, что утвердились в Болванском городке, послали партии проведать: какая есть земли подальше, хотелось им найти удобное место, где бы построить еще город. При устье реки Хлыновицы, на высокой горе, место им понравилось, и они заложили город, и назвали его Хлынов - это нынешняя Вятка.
Предание осталось, будто река Хлыновица названа так Новгородцами от того, что они на этом месте услышали крик диких птиц: хлы! хлы!
Основание Хлынова не обошлось без чудес. Когда Новгородцы стали строить город, то увидали деревья, чудодейственно приготовленные неведомой силой и приплывшие к месту, где строился город. Отстроив детинец, новопоселенцы поставили в нем церковь Воздвижения Честного Креста.
Этот городок с северо-запада и юга опоясан был глубоким рвом, а с востока защищался крутым берегом и рекою Вяткой, вместо городской стены служили жилища, плотно поставленные один близ другого задними стенами на внешнюю сторону. Место было удобное, такой крепости была на первый раз достаточно против туземцев. В середине города вырыли колодец, поставили земскую избу для управления и винокурню. Так основался Хлынов. Жители его прозвались Вятчане, по имени реки, носившей туземное название Вятки и вся земля, занятая новопоселенцами, названа была Вятской Землей"...
PS В будущем, надеюсь, выложу сюда продолжение и еще несколько интересных статей.