Киров - город счастливого детства

Jan 26, 2018 14:32



Долгая жизнь в столице, десятки прочитанных книг по городской среде, а так же частые путешествия по городам и весям меняют взгляд на состояние и проблемы родного региона, его больших и малых городов. Перестаешь оценивать его как обычный житель, который свыкается с некоторыми недостатками, относясь к ним философски, или вовсе переставая их замечать, который радуется даже самым незначительным изменениям в состоянии его городской среды, например, если вдруг заделали большую яму, о которую вот уже десять лет ты цеплялся днищем по дороге на работу или домой. Но не смотришь на него и только как турист, потребитель, которого интересуют исключительно достопримечательности, памятники, рестораны, музеи и "что тут у нас есть интересное". Появляется третий взгляд на родной город, более требовательный к его внешнему виду и внутренней инфраструктуре…

Я вижу насколько удобными и красивыми могут быть городские улицы, пользу, например, от платных парковок, развитого общественного транспорта и одновременно, буквально выехав за МКАД, вместе с тем, чувствую на себе недостатки и упущения в городском планировании и развитии там, куда еще не дотянулся "прогресс". Знаю и примеры того, как даже малым, бедным городам удалось улучшить состояние своей городской среды, ее отдельных показателей и даже начать зарабатывать на этом деньги, и не понимаю, почему большому и относительно богатому Кирову не удается сделать то же самое?



Те январские дни, что я находился на Вятке и месил ботинками смесь из песка и снега, или пытался устоять на ногах на покрытом наледью тротуаре, я задавался вопросом, что, черт возьми, сложного в том, чтобы очистить городские улицы, дворы и прочие общественные пространства от снега? Почему по ступенькам центра досуга (того, что в кинотеатре "Октябрь"), рассчитанного в том числе на пожилых людей нельзя подняться без опыта фигурного катания на коньках? Или насколько владельцы некоторых крупных торговых центров и магазинов не уважают своих посетителей, что плевать хотели смогут ли последние дойти от парковки до входа или нет?



В результате, даже те улицы, на которых нет бытового мусора (хотя и здесь не все идеально) выглядят грязными и неопрятными, как и сам город. Добавляем сюда отсутствие нормальной практики по раздельному сбору мусора (хотя контейнеры, скажем, по приему ртутьсодержащих ламп мне попадались), состояние как мусорных контейнеров, так и "площадок" под них, получаем в Кирове всего 44 балла из 100 по 1-му показателю "Чистота".



Улично-дорожная сеть города Кирова (2-й показатель) мало того, что отличается плохим качеством дорожного полотна, так еще и никак не развита, что в отличие от того же Омутнинска (где результаты по этому на 14 пунктов выше) создает проблемы для передвижения по городу. И основные проблемы заключаются не в нехватке эстакад, скоростных магистралей и путепроводов, а в отсутствии грамотного управления транспортными потоками, административных решений (например, платных парковок) по успокоению и перераспределению трафика, неразвитых альтернативных способах передвижения по городу, низкой безопасности дорожного движения и культуре вождения. Но самая главная проблема - это неправильная стратегия городского развития, когда на окраине строится крупный жилой район, но вместо того, чтобы создать в нем достаточное количество рабочих мест (построить те же офисы), тратятся миллиарды рублей на строительство путепровода, который переместит пробки из одной части города в другую, но от них не избавит.



Среда для пешеходов (3-й показатель) в городе никакая. Да, есть небольшой пешеходный отрезок ул. Спасской, есть пешеходная набережная Грина, но, во-первых, это мизерная часть от всех городских улиц, а, во-вторых, давно не видевшие ремонта или созданные недавно, но с грубейшими ошибками тротуары, низкий уровень обеспечения безопасности пешеходов, снижают комфортность передвижения по городу, а для маломобильных групп населения и вовсе делает такое передвижение невыносимым.



Рост численности населения, увеличение плотности застройки городов в ближайшем будущем может привести к тому, что владение и пользование личным автомобилем станет невыгодным из-за высоких временных или финансовых затрат, а на первый план выйдут альтернативные способы передвижения, в том числе общественный транспорт. Но транспортная система должна быть таковой, чтобы воспользоваться ею было максимально просто и удобно, а следовательно, должны гарантироваться комфорт, безопасность, беспрепятственное движение, постоянный и точный график работы, высокое качество обслуживания и невысокая стоимость проезда. Понятно, что появление в Кирове метро, или скажем трамвая тема для научной фантастики. Но, если, скажем, чадящие устаревшие ПАЗы полностью заменить хотя бы на красные  КАМАЗы (на фото), создать пересадочные узлы в точках максимального пересечения маршрутов (например, у ж/д вокзала, пл. Лепсе), где пассажиры на теплых, закрытых от ветра остановках без взимания дополнительной платы могли бы пересаживаться на нужный маршрут, добавить выделенные полосы, посолить и поперчить, удобство передвижения по городу на общественном транспорте увеличилось бы в разы, а оценка 4-го показателя была бы намного выше.



Любое наше неверное решение сегодня через десятки лет может обернуться против наших детей. Скажем, если бы в тридцатые годы прошлого столетия советская власть в городе не уничтожила подавляющее большинство Вятских храмов, стараясь стереть с лица страны любые проявления религии, а горожане сумели их отстоять, сейчас не пришлось бы тратить деньги на их восстановление, а привлечение в город туристов не являлось бы проблемой. Как знать, может быть за счет дополнительного источника дохода, не было б и проблем с другими показателями. Но если бы, да кабы…



Нужно признать, что изменения в архитектурном облике города, произошедшие во времена Советского Союза порой шли городу даже на пользу (взять хотя бы ул. Ленина, в облик которой прекрасно вписались "Дом чекистов" и "Центральная гостиница", или архитектурно-парковый ансамбль Диорамы). Приятно видеть, что и современная застройка учитывает сложившийся облик города, создавая новый уникальный архитектурный ансамбль (например, застройка перекрестка ул. Казанской и Труда, ул. Водопроводной). Но все это сводится на нет отдельными неуместными или вовсе уродливыми строениями в исторической части города (тот же ТЦ "Крым"), плохим состоянием или уничтожением исторических зданий (хотя есть и хорошие примеры реставрации), обилием визуального мусора ( о нем я рассказывал ранее) и плохим состоянием улиц.



В результате, общая разруха портит архитектурный облик Кирова (5-й показатель), так же, как прыщи на лице, портят красоту человека.



И раз уж речь зашла про туризм, то про него и продолжим. За последние годы в Кирове сферы туризма (10-й показатель), досуга и развлечений (8-й показатель), продажи товаров и предоставления услуг (7-й показатель), а также общественного питания (9-й показатель) сделали огромный шаг в собственном развитии. В городе огромное разнообразие музеев об истории родного края: от государственного краеведческого музея, до частных музеев истории Хлынова, фотографии и Дымковской игрушки. Есть отличный кукольный театр с великолепными актерами, музеи шоколада и мороженного, где дети, да и взрослые могут пройти мастер-класс по приготовлению этих продуктов и делают это с удовольствием. Появился современный, с уникальным дизайном кинотеатр, сохранилась и превратилась из обычных "забегаловок" в современного уровня рестораны местная сеть ресторанов быстрого питания "Данар" (не без помощи конкуренции, появившейся в городе вместе с Макдональдсом и прочими федеральными и международными брендами общепита). В городе отличный выбор сувениров, начиная с Дымковской игрушки, заканчивая продуктами питания (и речь не только про "Вятский квас") и даже одеждой (тот же бренд "Clever"). Есть и, главное, работает туристско-информационный центр… Чтобы описать всё интересное, чем может заняться в городе как турист, так и местный житель, здесь не хватит места, и этому я посвящу отдельный пост.

Но, для развития этого направления не хватает разве что нормального позиционирования, как местных товаров (брендов), так и самого города… И здесь следует обратить внимание на наше будущее - наших детей, а Киров должен быть городом счастливого детства и у него есть на это великолепный задел (см. перечисленное выше). Хм… "Киров - город счастливого детства" - вот и получился отличный слоган, который, кстати, вполне соответствует действительности.



Кстати, часть одной из городских улиц (ул. Спасской) вполне может стать улицей для детей. На небольшом расстоянии здесь сконцентрированы точки притяжения подрастающего поколения: музеи и кафе, кукольный театр, а рядом с ним детский парк "Аполло". Если вложить душу в него, развить тему крепостей и рыцарей, создав внутри лабиринт, построив веранды и детские площадки, отремонтировав существующую ограду в стилистике средневековья, разбавить это африканской темой (жирафы там уже есть), чтобы ребенок считал себя исследователем неизвестных земель, и этому парку не будет цены.



Вообще в Кирове много уникальных парков, скверов и бульваров (6-й показатель), которые могли бы стать украшением города (и некоторые таковыми уже являются), но огромная проблема с разнообразием их функционала, состоянием зеленых насаждений и отсутствием необходимой минимальной инфраструктуры: не хватает скамеек и урн, скудное освещение, плохое состояние пешеходных дорожек, отсутствие туалетов и т.д.

Видно, что у парков Кирова не хватает хозяина, который бы отвечал за их состояние, развивал и улучшал их ( как выглядит хороший парк можно посмотреть здесь).

PS Напоминаю, что данная оценка, является субъективным мнением автора, основанном на собственной методике и опыте, и может не совпадать с мнением жителей. Каждый желающий может самостоятельно провести оценку как Кирова, так и любого другого города, воспользовавшись методикой по ссылке.

Киров, Улица, Транспорт, Вятка, Городская среда, Город, Парк, Оценка

Previous post Next post
Up