Ближе к полуночи из дремы в очереди к кассе супермаркета меня выдернул голос из динамика: "Супермаркеты «Бахетле» представляют новинку - замороженный хлеб собственного производства. Для приготовления ароматного, пышного, горячего хлеба вам потребуется всего лишь поставить его в духовку на 8-10 минут!". Дожили. Замороженный хлеб. Но тем не менее, если есть предложение, значит есть и спрос. Этот магазин располагается на Тверской улице в самом центре столицы, и вряд ли открылся бы на какой-нибудь маленькой, второстепенной улице на окраине Москвы.
И дело здесь не cтолько в покупательской способности, сколько в проходимости, состоянии и развитости улицы, где он находится. Так, например, ювелирный магазин никогда не появится на улице, где с одной ее стороны бараки, а с другой завод, пусть даже она находится в центре города и ведет из респектабельного жилого района в деловой квартал. Да и сам человек днем постарается пройти этот участок как можно быстрее, а ночью и вовсе будет обходить его стороной. От состояния одной улицы может зависит развитие всего района, а от того, по каким улицам каждое утро приходится ходить человеку зависеть его поведение и настроение. Так какими должны быть удобные и комфортные для людей улицы?
Когда-то по центральным улицам Москвы не было никакого желания ходить (по некоторым из них нет желания ходить и сейчас), они были заставлены автомобилями, плохо освещались и напоминали подворотню, но в последние годы они начали преображаться, этим летом и вовсе прошла масштабная реконструкция некоторых из них. В один из дней, воспользовавшись тем, что большая часть населения находится в пределах улицы Тверской, я прошелся по полупустым (что редкость для середины праздничного дня) центральным и посмотрел, как они изменились за последнее время.
Столешников переулок. Пешеходная улица. Здесь нет каких-то особенных скульптур или памятников, из элементов благоустройства только лампы с искусственными цветами на них, скамейки, цветочные клумбы и урны, посыпанные цветными щепками на холодное время города. Да еще отреставрированные фасады зданий, с магазинами и кафе на первых этажах. Ну и дорожка чистая, без явных ям и выбоин. Этого вполне достаточно, чтобы в этот переулок потянулись жители и гости города.
Улицы в первую очередь строятся и реконструируются для жителей города, а не для туристов. Поэтому, основная потребность должна быть в том, чтобы они были удобными и чистыми, а уже после этого заниматься их красотой.
И иногда достаточно пары искусственных деревьев, чтобы улица заиграла новыми красками.
Аналогично выглядит улица Кузнецкий Мост.
Чтобы пешеходные улицы были популярны среди горожан, в первую очередь они должны отвечать следующим признакам:
1. Протяженность. Слишком коротка пешеходная улица будет использоваться как переулок, переход, чтобы сократить расстояние. А если она находится на определенном отшибе относительно людских потоков, то и ходить на нее никто не будет.
2. Чистота и опрятность. Дорога должна быть чистой и ровной, чтобы по ней можно было ходить. В Кирове, например, улица Ленина (от Мопра до Воровского) могла бы стать идеальным местом для покупок (каким она была ранее), если бы не убитые тротуары и свисающие зимой льдины с крыш. Здания должны быть отреставрированы, желающих гулять по улице, где вокруг обшарпанные и покосившиеся строения будет немного.
3. Наличие основных элементов: скамейки, урны, фонари. В городе Рино (США) на улицах практически нет скамеек, но сделано это для того, чтобы люди заходили в казино, дабы передохнуть и спрятаться от жары, и оставляли в них как можно больше денег. В Кирове и Москве казино нет (официально). Походы за покупками, да и просто прогулки сильно выматывают, и иногда просто необходимо притормозить, отдышаться, посидеть на свежем воздухе. Если на улице нет ни кафе, ни скамеек, то и задерживаться на ней нет никакого желания.
4. Магазины, кафе и музеи. Просто посмотреть на здания и посидеть на скамейке человек специально вряд ли пойдет. Пешеходная улица должна всегда притягивать жителей, а не раз в году по какому-то случаю.
Вот улица Спасская в Кирове. Она красива, чиста и опрятна, но приезжать на нее каждые выходные нет никакого желания, поскольку она, во-первых, очень короткая, и достаточно пары минут, чтобы пройти ее в обе стороны, а, во-вторых, здесь всего одно кафе. Зачем сюда ехать?
Та же проблема и с набережной Грина. Отличный вид, ровные и чистые дорожки, которые прекрасно подходят для бега. Но почему-то нет скамеек и негде купить кофе и булочки…
Как я уже говорил, улицы созданы для людей и должны быть удобны для всех. Кто-то передвигается на автомобиле, кто-то пешком, некоторые используют самокат, а кто-то добегает до ближайшей станции метро и дальше уже перемещается по темным тоннелям. Так, за покупками удобнее выезжать на автомобиле, но если у магазина невозможно припарковаться, хороший день может превратиться в ад.
Неглинная улица. Если бы я посмотрел мельком на фото, решил бы, что это какой-нибудь французский город. В ходе реконструкции был расширен тротуар, парковки выделены относительно проезжей части, а припаркованные автомобили не затрудняют движения (за исключением некоторых "особо умных" индивидов).
Успенский переулок. Тоже соблюден баланс интересов автомобилистов и тех, кто передвигается на своих двоих. Правда переборщили с количеством фонарей.
А вот Петровки реконструкция еще не коснулась. Зато сразу видно в чем ее отличия от других, удобных для всех улиц.
Ну и посмотрим немного спальный район Жулебино (ул. Генерала Кузнецова). Небольшая пешеходная часть проложена над тоннелем метро. В выходные здесь на скамейках часто отдыхают жители района, вышедшие за покупками в магазины неподалеку или на ярмарку выходного дня. Здесь нет каких-то особых элементов, да и здания вокруг далеко не красивые, но здесь чисто, светло и просто приятно находиться. Иногда по вечерам я и сам пью здесь кофе и вполне доволен окружающим меня видом. И мне этого вполне достаточно. Кстати, посмотрите на остановку слева, совершенно обычная форма, но она чистая, что в корне меняет представление о ней...