Нужно быстро копировать действия самых успешных в сегменте,
и успевать быстро перестраиваться
Хотите быть самым успешным и самым эффективным? Вы думаете, что для этого нужно изобрести известный только вам способ, или построить свой уникальный эксклюзивный бизнес? Вы думаете, что нужно изобрести уникальное и единственное устройство, чтобы начать его массовую продажу? Ошибаетесь. Для этого просто нужно быстро копировать действия самых успешных в нужном сегменте, и успевать быстро перестраиваться на копирование более эффективных.
Как вы думаете, почему самая дорогая в мире компания - китайская, самый распространенный производитель - Китай, самая покупаемая продукция - китайская? Ответ очевиден, - они практически ничего не придумывали самостоятельно, они всегда копировали лучших. Копировали гораздо хуже, но гораздо дешевле и очень быстро. Вот самая эффективная экономическая стратегия. И теперь она доказана научно.
Британский эксперимент
Наиболее выгодной стратегией выживания в социуме является копирование поведения окружающих с оглядкой на меняющиеся внешние условия, выяснили британские ученые. В своей работе ученые под руководством эволюционного биолога Кевина Лаланда, работающего в университете города Сент-Эндрюс в Великобритании, разработали путем компьютерного моделирования условия, имитирующие попадание группы незнакомых и не имеющих родственных связей людей на необитаемый остров, где им необходимо выжить, научившись использовать его природные ресурсы. О своих выводах, которые помогут в будущем лучше понять и объяснить закономерности эволюции человеческой цивилизации, исследователи пишут в очередном выпуске журнала Science, передает РИА "Новости".
Участникам эксперимента, согласно программе, необходимо было выполнить три действия: во-первых, пронаблюдать за тем, как окружающие добывают ресурсы; во-вторых, разработать собственный, потенциально более эффективный, метод добычи ресурсов; в-третьих, заняться добычей ресурсов - это единственное действие из этих трех, которое приносило участникам выгоду.
При этом, согласно программе, внешние условия в этой среде постоянно меняются, а некоторые типы действий со временем становятся не так эффективны, как прежде, или наоборот. Разработчики этой среды предложили приз в 10 тысяч долларов США тому, что сможет разработать алгоритм, обеспечивающий наиболее выгодное существование в этой среде. На предложение побороться за награду откликнулось более 100 команд, на основании каждого из алгоритмов которых в среде генерировалось 100 виртуальных индивидуумов, соревнующихся друг с другом за ресурсы. По мере того, как те или иные виртуальные индивидуумы набирали баллы, они "размножались", тогда как менее успешные "погибали" и уступали место в среде другим.
В результате нескольких месяцев попарных и групповых состязаний, которые прошли в течение 65 тысяч часов распределенных вычислений на компьютерах, ученые смогли вручить награду команде из двух канадских разработчиков, для которых изучение социального поведения вовсе не является профессиональной задачей. Тимоти Лилликрэп, студент, специализирующийся в области вычислительных нейронных сетей, и математик Дэниеэл Коундэн выиграли свои награды, сделав ставку на максимально эффективное копирование поведения окружающих и активное использование полученных знаний, полностью отказавшись от разработки новых методов поведения в среде в своем алгоритме.
Единственный выгодный вариант - повторять за окружающими
"Мало кто из наших соперников обратил внимание на то, что инновации в поведении никогда не принесли бы выгоды в условиях данного состязания, и что копирование поведения окружающих - единственно выгодная возможность", - сказал Коундэн в интервью Nature News. "Это своего рода паразитирование на свежих идеях, которые генерируются другими алгоритмами поведения в среде", - сказал Лаланд. Среди других алгоритмов, занявших первую десятку в итоговом рейтинге, оказались те, которые уделяли не более 10% своего времени обучению, а остальное тратили на получение прямой выгоды от своих действий. При этом, алгоритмы победителей продемонстрировали, как важно обращать внимание на вновь разработанные другими алгоритмы поведения, так как старые, в меняющихся условиях игры, могли оказаться малоэффективными. "Эти результаты наглядно показывают, что, если вы будете слишком много учиться, жизнь попросту обойдет вас стороной", - сказал Люк Рэндэлл, соавтор публикации. Авторы исследования признают, что их модель среды не отражает всех сторон реальной человеческой жизни, а потому готовят новые турниры алгоритмов поведения в средах с более сложными параметрами. В одной из них виртуальные индивидуумы будут ограничены в доступности информации и смогут копировать поведение только ограниченного количества соперников, а в другой будут способны обращать внимание на возраст и успешность того или иного индивидуума.
Практическое приложение результатов. Мода и Тренд
Эти выводы справедливы абсолютно для любой сферы приложения результатов. Допустим, Вы рекламщик, - Вы видите наиболее эффективную рекламу, - немедленно создавайте такую же. Похожую. Вы модельер, - создавайте модели похожие на модные бренды... Теперь Вам сразу становится понятен и второй практический смысл пользы от копирования эффективных стратегий, - они модны, они находятся в тренде. Копируя наиболее эффективных, Вы еще и создаете модную продукцию, продукцию находящуюся в тренде спроса. Поэтому тут сразу срабатывает не только фактор эффективности лучшей модели, но и ее популярность. Копируйте самое раскупаемое, копируйте ширпотреб.
Чем быстрее вы скопируете наиболее успешную модель бизнеса - тем лучше будет ваш результат. Вы, наверняка, сможете припомнить несколько художественных фильмов где какой-нибудь шофер в конце фильма оказывался миллионером только потому что он покупал и продавал свои небольшие акции именно тогда когда это делал его босс-миллиардер. Он не тратился на бизнес-разведку и бизнес-аналитику, он просто делал то что делал его успешный босс.
Всегда будь вторым и станешь первым по результату
Таким образом никогда не следует изобретать велосипеды, нужно производить и предлагать услуги максимально - эффективные сегодня и сейчас. При этом на завтра от них лучше отказаться. Вы избегаете затрат на разработку, проектирование, анализ рынка, исследования, опытовое производство... Вы просто копируете наиболее удачный вариант из уже имеющихся на рынке. А как же с авторскими правами? Ну, всегда существует много способов таким образом слегка видоизменить продукт, чтобы он уже перестал носить эксклюзивные признаки оригинала. Так происходит везде, - от чипов компьютеров до моделей автомобилей, от кроссовок до космических аппаратов.
При этом сам бренд, будучи всегда первым по качеству и времени появления на рынке, - всегда уступит пальму первенства подражателю по эффективности и обьему полученной прибыли. Труднее всего проходить дорогу первому, второй затрачивает меньше средств, времени и усилий. И в конце концов, - всегда будучи везде вторым, - по обьему прибыли вы всегда станете первым. Ваши затраты меньше, а производство дешевле, технологический цикл короче.
Самые знаменитые бренды мира начиная свой путь всегда испытывали на себе немедленный ответ использующих эту тактику китайцев. И никогда бренды в этой борьбе не выигрывали. Они все, в конце-концов, становятся очередным приобретением тех самых китайцев. И даже такие легендарные бренды как "Хаммер", "Вольво", - на глазах сдаются китайцам, которые их всегда копировали, теперь уже переходя в собственность "копипастеров". Клоны поглощают бренды. Самые успешные проекты в Интернет - это плод "копипаста". Самые успешные проекты на ТВ - фрашниза.
Так что наиболее эффективное вложение для развития успешного бизнеса - это отличная бизнес-аналитика и хорошая бизнес-разведка. Вы полны своих идей и вам хочется их реализовать? Ну тогда задайте себе вопрос - вы в бизнес пришли для самореализации или за деньгами? Если за первым, - тогда делайте свой персональный эксклюзив. Но тогда совсем не факт что ваш бизнес сможет продлиться долго.
Эксклюзивность, имиджевость, элитарность
Многие полагают, что позиционирование на рынке как "эксклюзив" или "vip" приносит им свой собственный узкий рынок богатого клиента. Заблуждение. Самые богатые люди всегда предпочитают покупать подешевле. Желающие просто выбросить деньги в помойку, конечно, существуют. Но таковым вовсе не нужно предоставлять все самое лучшее и эксклюзивное. Достаточно просто создать нужную им обстановку пафоса в самоварном золоте. Анализ рынков показывает, что только 1% покупателей принимают в расчет "имиджевость" и "эксклюзивность" (при этом вовсе не обязательно чтобы это на самом деле таковым и оказывалось). Ни для кого не секрет, что московские бутики заполнены на 80% той же китайской дешевкой, что и рынки. Не нужно быть эксклюзивным, - нужно быть просто похожим на эксклюзив.
Обратите внимание на ТОП-100 самых богатых людей мира, России, или других стран. Там что - ученые, аристократы, светила мысли? Конечно нет. Британская королева еле попала в ТОП-300 даже в собственной стране, где в ТОП-5 входят двое россиян. Все наиболее успешные бизнесмены всегда были посредственными троечниками и хулиганами, - это статистика. Ни один отличник никуда не выбился. А троечники всегда списывали домашнее задание у отличников, никогда не следовали особенным правилам поведения, но по результату всегда выходили на первые позиции.
Мало кто из российских бизнесменов сколотил свой капитал "с нуля". Как показывает анализ ТОП-100 Forbes русские миллиардеры на 75% состоят из людей использовавших ресурсы государства и назвать их бизнес "бизнесом" в чистом виде вообще невозможно. Оставшиеся 25% всегда успешно копировали простенькое производство и по-сути мелко спекулировали. Даже самые богатые из богатых не представляют из себя никаких гуру бизнеса, - Абрамович делал резиновых утят, а Прохоров варил джинсы, при этом оба никогда не отличались углубленным специальным образованием. По анализу РБК в России из ТОП-100 только 10% вообще имеют право говорить что они сами сделали свой бизнес.
Поэтому читать Карнеги и Адама Смита, конечно, хорошо, как и иметь зарубежное экономическое образование, но, как правило, люди с такими вехами в биографии всегда становятся только клерками в чьем-то большом бизнесе. "Будьте проще, - и к вам потянутся люди". Знакомое утверждение? Ну так вот оно о том же. Не изобретайте себе лишних проблем, - осваивайте эффективное и как можно быстрее. Производите простое, производите ширпотреб, производите эффективное, ориентируйтесь на максимум, - максимум и получите. Это я вам как знающий человек советую.
Автор - Андрей Шалыгин PhD, DBA, заместитель председателя правления ОАО "Республиканская Финансовая Корпорация"