Путешествие по Каме. Часть первая

Mar 03, 2017 02:26

Оригинал взят у riverpilgrim в Путешествие по Каме. Часть первая



Жителей Перми с давних пор называли солёными ушами - поговорка “Пермяк соленые уши” исторически связана с развитием соляного промысла в верховьях Камы, откуда соль-”пермянка” по воде доставлялась на крупнейшие ярмарки России, где пользовалась неизменным спросом. "Пермяк-соленые уши" пошло от того,что когда грузчики таскали мешки с солью на спине... иногда соль просыпалась на плечи, шею, голову, на жаре она растворялась и разъедала кожу, уши и шея краснели и воспалялись от раздражения солью. В 2006 году поговорка была воплощена в памятнике, установленном в центре Перми.

Пермь - город в предгорьях Урала. Крупный многоотраслевой промышленный, научный, культурный центр. Город основан в 1723 году, с 1940 по 1957 год носил название Молотов. Население Перми, достигавшее в 1989 году 1 092 392 человек, по данным на 1 января 2008 года составляет 987,2 тыс. человек. Пермь занимает третье место по протяжённости после городов Москва и Сочи и третье место по площади после Санкт-Петербурга и Москвы.

Так получилось, что за два раза, что мы были в Перми, в центре города погулять не пришлось. Поэтому видели немного: ГЭС со шлюзами, северные окраины и набережные от речного вокзала вниз по реке. Начнем с окраин.

1. Мы прибыли в район Голованово, дабы осмотреть местную базу флота и реку Чусовая.



2. Река Чусовая, впадающая севернее Перми в Каму поражает своей шириной. Впрочем, в естественном русле она намного уже, а здесь распространяется подпор ГЭС и Камского водохранилища.



3. На ее берегу расположен Пермский ЦБК, у которого возвышается гора леса, высотой с пятиэтажный дом.



4. Автодорожный мост через Чусовую.



5. Железнодорожный мост на ветке в Соликамск и Березники.



6.



7. Памятник в районе станции "Молодежная", откуда мы пошли в сторону Камской ГЭС.



8. Железнодорожный вокзал Пермь-1.



9. Так выглядел речной вокзал Перми в 2007 году. Сейчас, как пишут, это бывшее здание речного вокзала и располагается там выставка «Русское бедное», в будущем должен быть музей современного искусства.



10. Вид с середины Камы. На берегу перед вокзалом стояла (это фотографии 2007 года) СПК "Ракета".



11. История ее такова: в советское время еще рабочую "Ракету" на зиму поднимали на баржу, но весной, при выгрузке, она с крана сорвалась и упав и получила повреждения корпуса, с которым не смогла выходить на крыло. Восстанавливать ее не стали, но и не списали. Поставили на берег, предполагая сделать там музей Камского пароходства. С музеем не сложилось, зато в "Ракете" оборудовали кабак, благодаря которому она и приобрела данную окраску. Но в 2008 году ее история закончилась и ее распилили.



12. Вид на город с реки. Справа бывший кафедральный собор, сейчас - картинная галерея



13. В центре - Дом Мешкова - особняк в историческом центре Перми, памятник архитектуры. построен в 1820-м году. Название получил по имени одного из владельцев здания предпринимателя и мецената Николая Васильевича Мешкова.



14. Жилой комплекс "Паруса над Камой" в Мотовилихинском районе.



15.



16.



17.



18. Камский автомобильный мост (Коммунальный) и железнодорожный на заднем плане.



19. Железнодорожный мост.



20. Красавинский автомобильный мост.



21. Идем вниз по реке. Справа остается Закамск.



22.



23. Свято-Троицкая церковь на левом берегу в поселке Нижние Муллы.



24. Краснокамск - город в Пермском крае, административный центр Краснокамского муниципального района. Имеет статус городского поселения. Расположен на правом берегу реки Камы в 47 км ниже Перми.



25. Основание города связано с началом строительства Камского целлюлознобумажного комбината. В 1929 г. была выбрана площадка для строительства комбината и рабочего поселка между деревнями Стрелка и Конец-Бор, в 1930 г. состоялась закладка комбината, (этот год считается и датой основания города). Вид Камского ЦБК.



26. Кроме ЦБК в городе находится еще и Краснокамская бумажная фабрика Гознака (на фото не она). C 1936 года здесь рождается бумага, которой суждено обрести особую ценность. На ней печатают денежные купюры и ценные бумаги.



27.



28. Берега Камы ниже Краснокамска.



30.



31.



32. А это Воткинское водохранилище, образованное плотиной Воткинской ГЭС на р. Каме, в Чайковском. Заполнение водохранилища происходило в течение 1962-64. Площадь 1120 км2, объём 9,4 км3, длина 365 км, наибольшая ширина 9 км, средняя глубина 8,4 м.



33. Воткинская гидроэлектростанция - ГЭС на реке Кама в Пермском крае, в г. Чайковский. Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1955 году, закончилось в 1965.



34. Гидроэлектростанция построена по русловой схеме. Состав сооружений ГЭС входит бетонная водосливная плотина длиной 191 м и высотой 44,5 м; земляные намывные плотины общей длиной 4770 м и наибольшей высотой 35,5 м и здание ГЭС длиной 273 м.



35.



36. Чайковский судоходный однокамерный двухниточный шлюз, вид с нижнего бьефа. Обе камеры в рабочем состоянии, но из-за небольшого количества флота проходящего через шлюз используют только одну, попеременно.

Глубина камеры шлюза, то есть высота на которую он поднимает суда - 23 метра. Чайковский шлюз находится на четвертом месте по глубине среди шлюзов бывшего СССР, уступая шлюзу Усть-Каменогорской ГЭС на Иртыше в Казахстане (39.8 м), ДнепроГЭСу (38,7 м) и шлюзу Павловского гидроузла на реке Уфе (33 м).



37. Гидроузел строился быстро, ударными темпами. Первые суда через левую шлюзовую камеру прошли уже 7 мая 1962 года. А через три дня, 10 мая, случилась первая авария.

Во время шлюзования парохода «Дмитрий Фурманов» (475 человека на борту) и грузового теплохода «Криуши» (12 человек) на стенках камеры шлюза находились люди, наблюдавшие за шлюзованием, а в правой камере шлюза и межкамерном пространстве производились работы, на которых были заняты 63 человека.

В 15 часов 05 минут швартовка судов была закончена, и с них подали сигналы о готовности к шлюзованию. В это время на участке протяженностью 110 метров, в пределах 1-4 секций, произошло обрушение правой стенки левой камеры в сторону межкамерного пространства.

Из-за этого поток воды хлынул в образовавшийся проран и мгновенно заполнил межкамерное пространство и правую камеру шлюза. Благодаря действиям команд судов на бортах никто не пострадал.

Но пострадали те кто был на берегу, точнее на стенах камеры. 21 человек погиб, 15 получили ранения.



38.

"...Пуск в декабре 1961 года двух первых гидроагрегатов дался коллективу Воткинскгэсстроя очень нелегко, несмотря на трудовой подъем и небывалый энтузиазм. На это были брошены все силы и средства, иногда даже в ущерб работам на шлюзе.

Утвержденные сроки не выдерживаются (первоначальная дата ввода в эксплуатацию левой камеры шлюза - 1 мая 1962 года, правой - 20 мая). Принимается решение: сосредоточить все силы на левой камере и пускать пока только ее. Но времени и сил все равно не хватает, выясняются досадные просчеты и неувязки.

В такой нервной обстановке пусковая комиссия, возглавляемая Севастьяновым все-таки дает разрешение на ввод левой камеры шлюза в эксплуатацию по временной схеме..

Владимир ШИПКОВ, начальник отдела оборудования Воткинскгэсстроя:

- Я был на месте происшествия через 20 минут и видел жуткое зрелище. Вода с шумом изливалась через пролом из левой камеры в межкамерное пространство и далее через недостроенную стенку - в правую, где под ее напором распахнулись ремонтные ворота. В межкамерном пространстве на поверхности воды бурлили гигантские водовороты, огромные деревянные щиты опалубки плавали. Шансов уцелеть в подобной ситуации было ничтожно мало, но спасшиеся все-таки были.
Благодаря самоотверженным и умелым действиям двух инженеров удалось прекратить поступление воды в шлюз. Для этого им пришлось, расположившись с обеих сторон ворот и обмениваясь только знаками, поскольку из-за шума потока ничего слышно не было, закрывать верхние ворота.

В составе комиссии, которую возглавлял первый секретарь обкома партии Галаншин, проверяли по билетам, всех ли пассажиров с «Фурманова» удалось эвакуировать, не погиб ли кто. Все 423 человека оказались целы и невредимы. Когда мы их опрашивали, почти все шепотом, оглядываясь по сторонам, говорили об очень грубой швартовке: пароход буквально протаранил кормой стенку шлюза.

* * *

Ноябрь 1959 года. Колонный зал Дома Союзов. Всесоюзное совещание по энергетическому строительству. Все идет своим чередом, пока в зале не появляется Хрущев, неожиданно для всех вернувшийся из Пицунды. Он сразу ринулся к трибуне и среди прочего заявил: «Гидроэлектростанции строятся очень долго, дорого, запасы прочности неоправданно большие. Нужно всячески экономить материалы и ускорять темпы строительства...»

Сказано - сделано. Началось страшное давление на проектировщиков. В том числе и на сотрудников Ленгидропроекта, которые уже в ходе строительства перепроектировали шлюз (из двухступенчатого он стал одноступенчатым).

После аварии на гидроузле работала экспертная группа, члены которой выяснили немало интересного. При всей пристрастности они так и не нашли сколько-нибудь значительных отступлений от проекта и нарушений технологии строительно-монтажных работ. Зато при анализе самого проекта были выявлена масса серьезных ошибок.

Авария 1962 года предотвратила гораздо более масштабную катастрофу, которая могла произойти после заполнения Воткинского водохранилища до уровня нормального подпорного горизонта. Гибель людей заставила перепроверить буквально все и внести в конструкцию гидроузла такие изменения, которые превратили его в надежное сооружение.

Так почему же удалось уйти от ответственности проектировщикам?

Дело в том, что к тому времени отечественная гидротехническая наука наконец-то вышла на международную арену. В Египте на реке Нил шло сооружение уникального гидроузла - Высотной Асуанской плотины. Спроектирована она была сотрудниками того же института, возводилась на советские деньги при активнейшем участии советских строителей.

Представьте, каков был бы международный резонанс, если бы президент Египта Гамаль Абдель Насер и мировая гидротехническая братия узнали о том, какие грубейшие ошибки и просчеты, повлекшие за собой человеческие жертвы, допустили разработчики при проектировании Воткинской ГЭС. О международном признании и мировом гидротехническом рынке можно было бы забыть раз и навсегда. Вот поэтому и старались всеми правдами и неправдами не допустить и тени сомнения в компетентности отечественных проектировщиков даже в Советском Союзе, чтобы это не просочилось на Запад..."

(По материалам газеты "Новый компаньон", №16 от 18.05.2004)



39. После швартовки судна в камере и начала заполнения проходит всего около 20 минут, то есть весь проход судна через шлюз занимает около 40-50 минут. На описываемом ранее шлюзе Камской ГЭС на шлюзовку уходит более четырех часов.



40. Вид с верхнего бьефа. Слева расположен город Чайковский.



41. Город Чайковский был основан в 1955 году, во время строительства Воткинской ГЭС. На месте будущего города была небольшая деревня Сайгатка, известная ещё с 1646 года. Статус города Чайковский получил в 1962 году. ГЭС получила название Воткинской по находящемуся недалеко от неё города Воткинск Удмуртской республики. В городе Воткинск родился великий композитор Пётр Ильич Чайковский, в честь которого и назван город Чайковский.



42.



43.



44.



45.



* * *

В следующей части путешествия по Каме будет рассказ про Набережные Челны, Елабуге, Чистополе, и Камском устье - месте, где Волга впадает в Каму (расстояние между берегами почти 40 км) и находится самый длинный в России мост.

путеводители, Россия, Урал, путешествия, репост, Пермь, Краснокамск, Российская Федерация, Кама

Previous post Next post
Up