Оригинал взят у
marina_klimkova в
О проекте «Тамбовская губерния на дореволюционной открытке»Ранее
упоминала, что участвую в издательском проекте «Тамбовская губерния на дореволюционной открытке». Об этом вышла информационная статья в новом номере «Рассказ-газеты».
Разворот "Рассказ-газеты" (2017. № 9)
Тамбовская губерния на открытках
Издание серии книг «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках» начнется в 2017 году - в год 80-летия Тамбовской области. Она будет состоять из трех томов, составленных по территориальному принципу. Смысловой акцент сделан на историю наиболее развитых культурных центров, особенность градостроительства, памятники архитектуры, истории и природы, важные общественные события.
Первый том серии - «Тамбов и окрестности» - подготовлен к печати в год 380-летия основания города-крепости и будет издан в нынешнем году. Он имеет форму кратких очерков, основанных на архивных источниках, которые будут публиковаться впервые. Книга имеет приложение - сводный каталог видовых открыток, разобранный по издателям, с кратким описанием. Некоторые карточки представлены с оборотными сторонами и текстами писем.
Из истории тамбовской открытки
Первая в мире открытка с отпечатанной на ней маркой выпущена, как считается, в рамках почтовой реформы 1 октября 1869 года в Австро-Венгрии. В России первая открытка увидела свет в 1872 году; фотооткрытка (с изображением на лицевой стороне) - в 1895-м. До 1894 года монопольное право выпуска карточек принадлежало почтовому ведомству. 19 октября вышел указ, разрешавший использовать бланки открытых писем частного изготовления. Многие российские издательства печатали открытки в странах Западной Европы, где качество полиграфической промышленности было выше.
Для того чтобы фирмы и частные лица стали пользоваться открытыми письмами, необходимо было, чтобы общество согласилось сделать доступной часть информации, связанной с частной жизнью и коммерческими делами. Встретив сначала общественное сопротивление, новая форма общения вскоре стала традиционной в городской среде. О том, как быстро вошла она в жизнь России, говорят цифры: если в 1890 году выпустили 26 миллионов открыток, то в 1910 году - 337 миллионов.
Ранее считалось, что первые видовые открытки города Тамбова стали издаваться в 1900 году, а самая ранняя из них, помеченная почтовым штемпелем «Тамбов, 5 марта 1900 г.», хранится в фондах Тамбовского областного краеведческого музея. Однако частной коллекции Дмитрия Гнатюка принадлежит карточка с видом зданий реального училища и женской гимназии на улице Большой (ныне Советская), на штемпеле которой стоит более ранняя дата - 18 января 1900 года. Она воспроизведена тамбовским издателем И.Ф. Зотовым в Москве, в фототипии «Шерер, Набгольц и Ко», что свидетельствует о появлении ее на свет в 1899 году. Эта открытка была отправлена из Тамбова в Моршанск Алексею Попову, представителю известной купеческой династии, сыну директора Моршанского банка Максимилиана Исидоровича Попова.
Основы печати в Тамбове, без которых не могли появиться открытки, заложены правителем Тамбовского наместничества Гаврилой Державиным, который в 1787 году открыл здесь «вольную» типографию. Впоследствии печатное дело развивали губернское правление, Тамбовская палата государственных имуществ, губернское земство, частные лица.
С 1858 года в Тамбове стали появляться новые частные печатные заведения. Первым тогда учредил литографию государственный крестьянин Воронежской губернии Павел Мукосеев. В конце XIX века его печатное дело приобрели мещане - моршанский Федор Пригорин и шацкий Николай Бердоносов. 2 января 1899 года они открыли типолитографию, которая располагалась в доме Жаркова на углу улиц Большой (Советская) и Дубовой (Комсомольская), занимая два этажа.
В 1903 году к издательскому делу Пригорина и Бердоносова присоединился моршанский купец Михаил Прокофьев, что позволило создать новое объединение с общим капиталом более 38 тысяч рублей - торговое товарищество «Торговый Дом печатного дела и торговли Н. Бердоносов, Ф. Пригорин и Ко». Торговый дом стал крупным тамбовским издателем открыток с видами губернского центра. Однако он не имел возможности качественно печатать изображения в своей типолитографии, поэтому заказывал продукцию в Швеции - в Стокгольме в фирме «Эрнст Г. Сванстрем».
К 1899 году в Тамбове существовало несколько частных заведений, зарабатывавших на продаже открытых писем. Среди них были магазины и типографии И.Ф. Зотова, П.С. Москалева, А.Н. Васильева. К издательской деятельности и продаже открыток вскоре присоединились аптеки и аптекарские магазины, среди которых были магазины М.А. Шераношера и В.Ф. Смурыгина, аптекарский магазин Б.С. Боровского, аптека А.А. Лана.
Открытие типографий было невозможно без приобретения множительной техники, что контролировалось Министерством внутренних дел. Покупка типографской машины сначала должна была получить разрешение губернатора, который предварительно запрашивал сведения о просителе у полицмейстера, потом факт приобретения фиксировался на складе, а информация об этом посылалась в ту губернию, куда станок поставлялся.
Любопытно, что усовершенствование печатной техники послужил появлению в Тамбове в 1908 году первой электрической станции. Для улучшения качества продукции губернская и другие типографии получили возможность приобретать импортные станки, работавшие от электричества. Об этом писал в воспоминаниях Н.А. Муратов, который в 1906 году получил должность тамбовского губернатора: «Через 1 ½ года на типографские суммы была устроена электрическая станция, дававшая энергию и свет типографии, и свет присутственным местам, и дому, и некоторым магазинам. Плата была высокая, и к казенным «на освещение» мне приходилось приплачивать; станция себя вполне окупала».
Открытки с видами Тамбова
Появление и распространение видовых открыток напрямую связано со становлением в стране и мире понятия «памятник истории и культуры», когда благодаря изображению достопримечательностей образы запечатленного здания или места, где они находились, в сознании общества соединялись в единое целое. Почтовые карточки способствовали популярности недвижимых объектов, их узнаванию, закреплению представлений о том, что именно эти сооружения являются наиболее выдающимися среди себе подобных. Особенно большое значение открытки имели в деле популяризации зданий, построенных в начале ХХ века.
Видам губернского Тамбова посвящено около 900 дореволюционных открыток, которые можно разделить на тематические группы: панорамы площадей, улиц, бульваров; архитектурные ансамбли, отдельные здания и их интерьеры; парки, пруды, реки Цна и Студенец; исторические события; приветствия (сувенирные открытки). В свою очередь фотокарточки с видами зданий могут быть поделены на изображения: храмов, губернских учреждений, железнодорожного вокзала, учебных заведений, больниц и приютов, доходных домов, хозяйственных зданий, инженерных сооружений и другие.
Одну из групп составляют открытки с общими видами Тамбова, на которых представлены панорамы города, площадей и улиц. Среди них: вид Соборной площади; панорамы, открывавшиеся с колоколен Спасо-Преображенского собора, Казанского монастыря и Троицко-Никольской церкви, с пожарных каланчей Варваринской площади и улицы Дворянской; перспективы центральных улиц - Большой-Дворцовой, Дворянской, Гимназической, Носовской; виды набережной реки Цны и городских окрестностей.
Другой большой группой являются карточки, на которых запечатлены публичные здания: Спасо-Преображенского и Христорождественского соборов, Казанского и Вознесенского монастырей, Покровской и Уткинской церквей, Дворянского собрания, железнодорожного вокзала, гостиного двора, банков, институтов, гимназии, училищ и приютов, духовной семинарии, гостиниц, Базарной площади, Воронежской заставы, Трегуляевского монастыря.
Несмотря на то, что на рубеже XIX-XX веков памятники церковного зодчества по общественной значимости перестали преобладать над светской архитектурой, все равно они продолжали представлять собой один из главных объектов изображений на почтовых карточках. Во-первых, храмы и колокольни по-прежнему оставались наиболее выразительными архитектурными сооружениями населенных мест; во-вторых, помещение их на открытках продолжало ранее существовавший обычай показа православных святынь на иконах и гравюрах, демонстрируя устойчивость традиции, которая определялась христианской верой и идеей паломничества. Сегодня открытки с запечатленными на них церковными объектами уникальны, поскольку многие здания снесены в советский период.
Об интересе в начала ХХ века к русской храмовой архитектуре свидетельствует указ Синода № 8770 от 2 ноября 1902 года. В нем говорилось, что в мире возник интерес к «русско-православному зодчеству», поэтому всем епархиям предписывалось собрать фотографии древних и примечательных церквей, отпечатанных на почтовых открытых письмах. В Тамбовской епархии такая работа проводилась секретарем духовной консистории А. Андриевским.
На дореволюционных открытках часто изображались пассажирские здания вокзалов, которые во второй половине XIX - начале XX века, времени развития железнодорожного транспорта, называли «соборами нового века». Их здания впечатляли современников монументальностью и новизной архитектуры. Кроме того вокзалы были местом, где можно было быстро приобрести открытку по прибытии или во время отправления поезда.
Виды новых зданий, построенных на рубеже веков, стали воспроизводиться на открытках чаще, чем образцы архитектуры предыдущих эпох. Именно поэтому стало складываться представление о Тамбове как городе модерна, хотя он обладал строениями разных стилей нескольких веков. К сожалению, в объектив фотографов не попала большая часть деревянной архитектуры, которая представляла большой интерес в качестве отдельных объектов и как элемент средовой застройки.
При выборе сюжетов для открыток их производители ориентировались на спрос путешествовавших людей - отдыхавших или командированных. Издавались и переиздавались виды наиболее часто посещаемых, общественно-значимых, выразительных и интересных для современников точек города. Распространение карточек способствовало росту популярности запечатленных на них недвижимых объектов.
Если человек по образу жизни или достатку не мог совершать путешествия, открытки позволяли делать ему это заочно, знакомя с культурой разных городов и стран, их достопримечательностями, разнообразием растительного и животного мира, современной техникой. Открытки выполняли образовательную и воспитательную роль - умножали знания, расширяли кругозор, раздвигая границы сознания. Видовые карточки воспитывали и художественный вкус - учили находить прекрасное в окружавшей повседневной жизни.
Открытки, на которых запечатлены памятников истории, культуры и архитектуры, имеют огромное значение для научно-реставрационной деятельности. Они показывают, какими здания были ранее - их общий вид, особенности декоративных элементов, окраску фасадов, что позволяет достоверно реставрировать, реконструировать или воссоздавать их облик. К примеру, фотооткрытки, на которых показан особняк фабриканта М.В. Асеева, построенный по проекту московского архитектора Льва Кекушева, свидетельствуют, что здание имело более сложное и тонкое внешнее оформление, чем то, какое оно получило после реставрации 2015 года. В процессе научной реставрационной работы, видимо, не был выявлен и изучен большой пласт изобразительного материала, связанного с почтовыми карточками.
Часть сохранившихся открыток, иллюстрированных фотографиями достопримечательностей, доносят до нас облик отдельных зданий, монументов, ансамблей, градостроительных комплексов, ценных городских и природных ландшафтов, которых сегодня уже нет или которые изменены в процессе человеческой деятельности. Пока сохраняются такие изображения, эти объекты нельзя считать навсегда утраченными, несмотря на отсутствие материальной оболочки. Если то или иное здание продолжает существовать в научно-информационном пространстве, тем более зримо запечатленным на открытках, то оно, так или иначе, оказывает влияние на представление о городе.
Тамбов конца XIX - начала XX века предстает на открытках в многообразии своей жизни, во всех основных проявлениях - с особенностями планировки и застройки улиц, с площадями, ансамблями и памятниками архитектуры, общественными событиями и торжествами, бытом и обликом горожан, пейзажами рек Цны и Студенца. По фотографиям на открытках можно составить общую картину, определявшую лицо - своего рода портрет губернского центра, каким он сложился перед 1918 годом. Работа по выявлению неповторимого образа Тамбова сегодня имеет ценное практическое значение, поскольку может способствовать созданию концепции развития города при условии сохранения его идентичности, историко-культурного наследия.
Марина Климкова
В качестве иллюстрации к статье использованы открытки из частной коллекции Д. Гнатюка.