М.С. «Книжные редкости XX века: 333 избранные книги» (опыт рецензии)

Jan 20, 2017 20:32

Оригинал взят у aldusku в М.С. «Книжные редкости XX века: 333 избранные книги» (опыт рецензии)



Никогда не писал рецензий и вообще не описывал современные книги, но в данном случае меня переполняют эмоции (причем, очень приятные:). Рад представить новую книгу уважаемого библиофила Михаила Вадимовича Сеславинского «Книжные редкости XX века: 333 избранные книги». С чего лучше начать? Наверное, объяснить причину того, что когда я услышал о ее выходе (об этом было объявлено 3 декабря 2016 на ярмарке non/fiction), - я бросил все и помчался в Москву.




О важности ориентиров

Многие ведут отсчет российскому библиофильству с момента издания труда Григория Геннади (ГГ) «Русские книжные редкости» в 1872. Конечно, собирательство существовало и раньше, но превратилось в коллекционерство в момент создания хоть какой-то квалификации и определение ориентиров (в первую очередь, что считать редким и ценным, мечтой коллекционера).

Григорий Николаевич выпустил джина, с этого момента идут вечные дискуссии о понятии редкости и ценности, их соотношении, книготорговцы прошлого и настоящего в обязательном порядке на любой каталог ставят «Редкие и ценные книги». Любой библиофил готов кинуть свои пять копеек в этот бесконечный дискурс (кто-то во имя высшего: вырабатывая общие критерии, а большинство субъективно описывая свои коллекции, уподобляясь книготорговцам, не скупясь на определение «книжная редкость»). Безусловно, «редкость» и «ценность» - субъективные понятия, зависящие от времени и моды. Например, в начале двадцатого столетия безусловными жемчужинами собрания были признаны многие запрещенные цензурой книги, а после 1917 эти издания выходили многомиллионными тиражами, и упоминания о них - у нас могут вызвать только улыбку. Абсолютно верно сказал Рац М.В., что собирая любую тему - Вы сами точно через некоторое время составите свой список дезидерат (дословно не помню, но смысл ясен).

Но коллекционеры нуждаются в каталогах, скажем так, общепризнанных редкостей, написанных в попытке быть объективным. За все время их появилось немного: помимо Геннади, можно назвать: Н.Б. [Березин, Н. И.] Русские книжные редкости (1902), возможно: Шибанов П.П. Our desiderata (1927). Остальные замечательные каталоги основываются либо на личном собрании (например: оба брата Остроглазовых, Смирнов-Сокольский Н.П., Венгеров С. А. с его Библиохроникой) или носят тематический характер (например: 105 каталог Соловьева посвящен иллюстрированным изданиям, Добровольский Л. М. - запрещенным изданиям, Битовт - изданиям XVIII века). И хоть современники и подвергали критики некоторые позиции Н.Б. или Геннади, и они вызывают у нас улыбку, но мы знаем эти каталоги и безумно радуемся когда находим книгу из нашей коллекции в них (или используем их как ориентир при формировании собрания).



ХХ век - век рассвета библиофильства, век массовой книги, век революций, войн и пожаров (горьких компонентов редкости). Он прошел, а его книжные редкости не были сформированы и описаны. Мне всегда представлялось это огромным трудом, автором которого должен стать авторитетный библиофил нашего времени. Именно поэтому, когда прочитал, что на ярмарке non/fiction, 3 декабря М.В. Сеславинский представил свою книгу «Русские книжные редкости ХХ века: 333 избранные книги» - бросил все и собрался в Москву. Для меня из современников-библиофилов нет более авторитетного и преданного антикварной книге человека, чем Михаил Вадимович.
Детективная история покупки

Надежный человек сообщил, что труд будут продавать в магазине при РГБ. Преодолев тысячи километров, и оказавшись в магазине в III корпусе Ленинки, услышал от милой женщины по имени Татьяна, что все 10 экз. книги, которые были переданы на реализацию, купил вчера один мужчина. И что даже она, Татьяна не успела приобрести ее себе. Услышав, что я специально приехал для приобретения этой книги, она стала звонить разным людям из издательства «Пашков дом», везде был отказ (все продано). В конечном счете мне выдали бумажечку с именем отечеством и с номером служебного телефона единственного сотрудника издательства, до которого не сумели дозвониться.

Последняя надежда приобрести сегодня заветную книгу, исчезла, когда набрав номер на проходной, услышал, что нужного мне человека нет, и уже не будет. Но вдруг за спиной я услышал голос: «по какому вопросу Вы меня ищите?». Обернувшись я увидел милую женщину, и залпом выпалил: «Наталья Г…на, я - библиофил, приехал из провинции, что бы приобрести книгу Сеславинского», она сморщилась: «Нет, все экземпляры проданы, - еще раз взглянув на мое расстроенное лицо, добавила: - а Вам себе? одним экземпляром удовлетворитесь?». - «Конечно да» - «Тогда давайте 300 рублей и ждите тут».

И, наконец, Книга в моих руках. Спасибо милым дамам (особенно жене, ведь сорваться под Новый год и преодолеть на машине свыше 1000 км. ради книги… не каждая жена библиофила сумеет)! За такое чудо всего 300 руб.?! ясно почему, смели весь тираж, ведь только взглянув как она издана понимаешь её минимальная цена должна составлять 800 руб. Кстати, уже сейчас она так и продается на алибе, видимо тем самым предприимчивым гражданином, взявшим десяток экз. Мое мнение по поводу подобного «бизнессмишки» резко отрицательное, ведь цена издательства (просто смешная) говорит о желание автора (М.С.) пропагандировать антикварную книгу и библиофильство, даже без полной компенсации своих затрат.
Внешний вид.



Внешность заветного приобретения полностью соответствовала содержанию, настоящее библиофильское издание. Размеры соответствуют томику издательства «Academia». На обложке использован рисунок из уничтоженного издания Маршака С.Я. «Сказки. Песни. Загадки» 1935 с иллюстрациями В. Лебедева. А бумага? Я сразу вспомнил детство, когда отец приносил стопки приобретенных книг и я прежде, чем пролистать их, открывал и вдыхал аромат бумаги. Какие милые форзацы. Добротно сделанное издание с прелестным ляссе.
Внутренний мир издания.
Магия чисел

Михаил Вадимович указывает, что число рассмотренных редкостей не случайно. «Избранная нами прекрасная цифра 333 соответствует тиражу культового библиофильского издания «Заветных сказов» А.М. Ремизова, вышедших в 1920 году стараниями издательства „Алконост“». Но это не совсем так, очень, очень трудно уместиться в это число, и на радость читателя, появляются номера 71.1 (например, Северянин занял 280-280.34). Таким образом, в состав книжных редкостей вошло 384 издание, а не 333.



Опыт классификации

Автор проделал титаническую работу. В труд вошли разноплановые издания, единственное, что их объединяет, что они действительно общепризнанные книжные ценности. В предисловие М.С. относит к категории книжных памятников XX века:
  1. Первые книги известных поэтов, изданные, как правило, тиражами 200-500 экземпляров. Речь идет, например, об А. Ахматовой, Б. Пастернаке, В. Маяковском, О. Мандельштаме, М. Цветаевой, Н. Гумилеве, В. Набокове, Б. Лившице и др.
  2. Редкие книги русского авангарда, включая экземпляры с авторской раскраской.
  3. Малотиражные библиофильские издания.
  4. Наиболее значительные и редкие детские книги, в том числе с произведениями O. Мандельштама, Б. Пастернака, Д. Хармса и др.
  5. Запрещенные и уничтоженные по идеологическим причинам книги, имеющие важное культурное значение.
  6. Редкие интересные издания эпохи Гражданской войны, ГУЛАГа.
  7. Исчезнувшие «в читательских объятиях» издания ряда произведений советских авторов.
  8. Ряд конструктивистских изданий 1920-1930-х годов.



Хронологические рамки

Хронологический период редкостей - до Великой Отечественной Войны. Исключение сделано только для «самого литературного из всех наших графиков», для изданий с изумительными иллюстрациями Николая Васильевича Кузьмина: Лесков Н.С. Левша, изд. 1961 (№184.1 М.С. - кстати, это моя первая книга (именно это издание), которую я прочитал в детстве самостоятельно); Пушкин А.С. Евгений Онегин, изд. 1975 (№186 М.С.); Тынянов Ю.Н. Малолетний Витушишников, изд. 1966 (187 М.С.)

По поводу выбранного временного периода, четко высказал позицию библиофил и директор Государственной публичной исторической библиотеки (gpib) М.Д. Афанасьев:

«Отсутствие здесь послевоенной литературы <...> вполне вписывается в ситуацию нынешнего дня: культурной дистанции по отношению к новой книге еще нет и формальное издание ее как «библиофильской» или «редкой» (напр., номерные экз.) является насилием над библиофилом. Приобретая сегодня такую книгу, библиофил руководствуется не современной ценностью книги, а берет ее, как бы, «на будущее». Так пусть будущие библиофилы, стремясь найти ее, включат в свой список, Боюсь, далеко не все сегодняшние «номерные» экземпляры и малотиражные книги будут включены в будущий реестр».

Автор не описал все книжные редкости XX века, он и не ставил подобную недостижимую задачу, но он четко выделил тенденции, круг интересов современного собирателя.
Описание изданий

Истории изданий, чисто физически не могли поместиться в одну книгу. Поэтому помимо библиографических данных и сведений об аукционных продажах (к ним вернемся ниже) есть только короткие замечания. Но из них можно узнать очень много ценного.Например, я не знал, что в 2012 году на юбилей Президенту В.В. Путину Д.А. Медведевым было подарено издание Бенуа А.Н. Царское село в царствование императрицы Елисаветы Петровны, т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910 (№47 М.С.). Данный факт сделал еще более популярным это роскошное издание.

Некоторые из редкостей мы уже рассматривали с Вами в журнале: Худеков С.Н. История танцев, 1918 (№313 М.С.); Ульянинский Д.В. Среди книг и их друзей; 1903 (№299 М.С.) - опубликован весь труд; Кутепов Н.И. Царская охота на Руси (№189 М.С.); художественные переплеты и другие мозаичные работы, исполненные ручным способом в переплетной мастерской А. Шнель (№326 М.С.) - мы рассматривали в рамках исследования о А.А. Шнель. Ну, и конечно, мой любимый каталог книг антикварной книжной торговли Николая Васильевича Соловьева. № 105, 1910 (№155 М.С.) Я уверен, мы еще не раз вернемся к книжным редкостям, описанным Михаилом Вадимовичем.
Сведения об аукционных продажах

В начале XX Соловьев Н.В. сказал, что истинная цена книги может быть сформирована только аукционами. Огромная работа по анализу аукционных данных проделана Ларионовой Людмилой Геннадьевной, восходящей звездой библиофильской литературы (ее шикарный труд о П.П. Шибанове надеюсь скоро выйдет). Среди фальшивых уходов, случайных скачков цен и других субъективных факторов, она достойно сделала выкладку продаж по каждому описанному изданию. Для оценки объема усилий: «В 2015 году в Москве прошло около 60 крупных аукционов (не считая, скажем, дилерских аукционов антикварных домов «Гелос» и «Империя»). На каждом из них разыгрывалось 300-500 лотов. Итого, по самым приблизительным средним подсчетам, - около 25 тысяч книг».

Кстати, указание цен у основных продавцов - это хорошая традиция, заложенная Н.Б. Без этой огромной работы, труд не имел бы столь фундаментальный характер.

Книга имеет необходимый справочный аппарат: указатель имен, заглавий и список литературы.



Заключение

У меня есть полка, я ее условно называю «Основа» (все издания на ней я также имею и в электронном виде, что бы были всегда под рукой, - на любом device), тут и Геннади, Обольянинов Н.А., сенатор Смирнов Н. П. и многие другие. Но особое место на ней займет труд Михаила Вадимовича Сеславинского «Книжные редкости XX века: 333 избранные книги», ведь он наш современник и сумел услышать наши мысли и чувства, поймать волну. Мы живем с ним в одно время, в эпоху русского библиофильства первой четверти XXI века и он сумел сформировать нашу Our desiderata. Спасибо ему за это!!!

P.S. !!! Пока я раскачивался со своим первым опытом рецензии вышла передача, посвященная данной книги - 11 января 2017 года в 10.15 на телеканале «Культура» программа «Наблюдатель» (проект Фёклы Толстой). Гости в студии: Михаил Вадимович Сеславинский; директор Государственной публичной исторической библиотеки (gpib) Михаил Дмитриевич Афанасьев; главный редактор газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы, библиофил Павел Николаевич Гусев.

Кто не видел, настоятельно рекомендую посмотреть: три великих библиофила современности. Даю ССЫЛКУ

P.P.S. Введу метку «М.С.» в моем журнале для книг, указанный в этом замечательном каталоге.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

книги, культура, библиотеки, аннотации, репост

Previous post Next post
Up