Мы испытываем его, а он испытывает нас. Как работает водитель-испытатель БЕЛАЗа

Dec 15, 2016 23:04

Оригинал взят у francis_maks в Мы испытываем его, а он испытывает нас. Как работает водитель-испытатель БЕЛАЗа
Интересное интервью промелькнуло на auto.tut.by

1 декабря 2016
Павел Мурашко, Фото: Вадим Замировский

Водители-испытатели БЕЛАЗов кажутся какими-то нереальными людьми - сколько же нужно знать, чтобы управлять такой махиной! О том, почему в карьерах чаще всего левостороннее движение, за какое время можно почувствовать габариты огромной машины и следуют ли испытатели поговорке «Мой БЕЛАЗ - мои правила»? Об этом AUTO.TUT.BY рассказал водитель-испытатель Андрей Вашкевич.




Человек такой профессии представляется по крайней мере большим и суровым. И уж совсем не ожидаешь встретить невысокого, но крепкого и жилистого водителя-испытателя. Взгляд уверенный, но доброжелательный.

- Я сам из Заславля, учился в Минском автомеханическом техникуме, - просто начинает Андрей Вашкевич свою историю «отношений» с БЕЛАЗами. - После окончания у меня по распределению было несколько вариантов, куда поехать на работу, в том числе Тольятти и Жодино. Но поскольку по карте Жодино ближе всего к Заславлю, пришлось выбрать БЕЛАЗ. Пришел я на завод слесарем. В 94-м году перешел в экспериментальный цех водителем-испытателем.

Здесь, как и в любой профессии, важен опыт, который наращивается постепенно.

- Я начинал с маленького БЕЛАЗа, тридцатитонного. В то время мы как раз строили на заводе котельную свою, и я возил песок на такой машине. В 94-м году собрали первых два 55-тонных самосвала, испытывали их тут. Потом последовал 180-тонник - это была самая большая машина в цехе опытного производства. Водителям-испытателям присваиваются разряды. Для машин до 55 тонн, с гидромеханической трансмиссией, достаточно иметь четвертый, пятый разряд. А уже для больших машин с электромеханической трансмиссией нужен шестой разряд.



«Давление у водителя БЕЛАЗа должно быть, как у космонавта. Причем после полета»

Ничего особенно сложного в освоении профессии водителя-испытателя, пусть даже и БЕЛАЗа, нет. Сначала учишься с преподавателем, выполняешь пробную работу, сдаешь экзамен в учебном центре и отправляешься в большое плавание на больших БЕЛАЗах.

При этом даже медсправку водители-испытатели белазовских махин не получают какую-то особенную - она такая же, как и у обычных водителей. Но есть нюансы.

- Каждый год мы еще проходим профосмотр. Основное требование - к зрению. Если человек в очках, то все - медкомиссию не пройдет. И малейшие отклонения по артериальному давлению тоже закрывают дорогу в кабину БЕЛАЗа. То есть давление должно быть, как у космонавта. Причем после полета. Кроме того, водитель БЕЛАЗа должен получить еще два специальных допуска: для работы на высоте и для обслуживания электроустановок до 1000 вольт.



«Первое, что должен изучить водитель-испытатель, - это техника безопасности»

Техника безопасности для водителя БЕЛАЗа не пустой звук. Она буквально заучивается наизусть. Кажется, мелочь, но при испытании БЕЛАЗа она играет ключевую роль.

- Вплоть до того, как правильно подниматься и спускаться по трапу, ведущему в кабину! Должно быть три точки опоры - две ноги и рука или две руки и нога. Это кажется мелочью, а на самом деле были случаи, когда водители падали с БЕЛАЗа. Так что техника безопасности - на первом месте. Второе, что нужно знать, - принцип работы и устройство автомобиля. Ну и третье - необходимо учиться чувствовать габариты. Когда знаешь принцип работы такого огромного грузовика, ты понимаешь, как им грамотно управлять. А привыкать к габаритам - дело наживное. Тут у каждого свои особенности. Кому-то и сотни километров достаточно, чтобы почувствовать машину, а кому-то и триста мало. Но все равно почувствуешь эти габариты. Когда в стенку упрешься - обязательно почувствуешь! - смеется водитель.



«Больше всего сокращают ресурс машины необученные водители»

Случается Андрею ездить на заводы и в карьеры, где работают белорусские машины - проводить занятия, они иногда нужны даже опытным водителям. Ведь моторесурс машины сокращается иногда из-за необученных водителей.

- Я недавно был на Сахалине, проводил занятие. Водители там вроде и опытные, но некоторые вещи все равно нужно объяснять. Например, на спуске мы не пользуемся основными тормозами на машине, а задействуем электродинамический тормоз. Это когда электродвигатели переходят в режим генератора и пытаются вращать колеса в обратную сторону. И вот если уже придавил педаль тормоза, а спуск затяжной - то ты ее не отпускай. Потому что были случаи, когда делали так: нажал-отпустил, нажал-отпустил, потом нажал - а схема взяла и разобралась. Что такое «схема разобралась»? Это значит машина вышла на нейтралку. И вот представьте себе: БЕЛАЗ весом 100 тонн, плюс 130 тонн «за спиной», в кузове - и эта махина начинает ускоряться!

Чем остается пользоваться? Рабочими тормозами. А они обыкновенные дисковые, как у легкового автомобиля. Естественно, тормозные накладки сгорают, диски ведет. Если срабатывает первым задний контур, в заднем мосту обгорают кабели низковольтные и высоковольтные. И заканчивается все дорогостоящим ремонтом. А проблема в том, что трудно определить виновного: или это в машине проблема, или неправильная эксплуатация водителем привела к таким последствиям.

- А что, кстати, с безопасностью самого водителя?

- Подушек безопасности на БЕЛАЗе нет, а ремень ставим, конечно. На многих карьерах, где работают БЕЛАЗы, не правостороннее, а левостороннее движение. Объясню почему. Рабочие смены по 12 часов, вторая смена тяжелая, были случаи, что водитель засыпал за рулем. Если два БЕЛАЗа сталкиваются лоб в лоб, то кабины получаются слева по краям, больше вероятность выжить. А если сталкиваются левыми бортами, то вероятность выжить, понятно, меньше.



«Часто в карьерах применяют левостороннее движение. Это повышает безопасность водителя при столкновении двух БЕЛАЗов»

- Жизнь водителя-испытателя - рутина или каждый день что-то интересное?

- Я считаю, что именно в экспериментальном цехе работа интересная. Ты не просто изо дня в день выполняешь одну и ту же работу. Мы собираем новые образцы, дорабатываем серийные машины, проводим какие-то испытания. Но здесь, по месту, все слабые места и просчеты выявить невозможно. Настоящие испытания начинаются, когда машина отправляется в карьер. И уже непосредственно в процессе работы что-то выходит из строя, что-то функционирует не так, как надо. Как говорится, мы испытываем БЕЛАЗ, а БЕЛАЗ испытывает нас!



Вашкевич Андрей Валентинович. На заводе БЕЛАЗ - с 1988 года. Водитель-испытатель экспериментального цеха с 1994 года

БЕЛАЗы есть не только в Латинской Америке, но и во Вьетнаме и даже США.

- В штате Алабама предприниматель Терри Хепшир выкупил карьер, где добывают высокококсующийся уголь. Так у него там вся белорусская техника работает. "Амкодоры", два наших БЕЛАЗа с погрузчиком и чебоксарские трактора. Цены на американские и белорусские самосвалы отличаются, на сколько - не скажу, не знаю. Но главное, что наши белорусские машины там хорошо себя зарекомендовали.

- Есть такая поговорка: «Мой БЕЛАЗ - мои правила!». Как передвигаются эти машины по дорогам общего пользования?

- По дорогам общего пользования может проехать максимум 90-тонник, да и то не под всеми мостами проходит, а в Минске мы даже поднимаем троллейбусные провода. Так ездят машины на выставки, на парад, все проходит без проблем обычно. Правда, был один случай на Партизанском проспекте, там, где мост возле универмага «Беларусь». Высота моста в документах указана 4,5 метра, то есть по нормативу. Но после нескольких ремонтов с укладыванием новых слоев асфальта мост получился сантиметров на 10 ниже. Водитель резко тормознул, машина качнулась и зацепила козырьком троллейбусные провода. Фейерверк был, как от сварки! А машине ничего - дальше поехала.



Андрей говорит, что после БЕЛАЗа сесть в крошечную легковушку проблем не составляет. Разве что иногда.

- Один раз моя легковая машина всю зиму в гараже простояла. Так я долго найти не мог, где у нее фары включаются. А так никаких больше ощущений. Сел - поехал. Переадаптация происходит быстро.

Андрей еще ни разу не пожалел, что стал испытателем. Сын Андрея пошел по стопам отца.

- Сын до армии работал на заводе водителем, сейчас вот демобилизовался и может приходить водителем-испытателем, - по всему видно, что выбор сына Андрей одобряет. - Как говорил Владимир Высоцкий, я уважаю все профессии, главное, чтобы человек был профессионалом в своем деле. И поэтому если сыну нравится, то пускай он работает на БЕЛАЗе и станет настоящим профессионалом.



автомобили, техника, БелАЗ, репост, Белоруссия

Previous post Next post
Up