Можайск. Загадки Ново-Никольского собора

Nov 10, 2016 01:42

Оригинал взят у pamsik в Можайск. Загадки Ново-Никольского собора
Оригинал взят у pamsik в Можайск. Загадки Ново-Никольского собора

…Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную.
…Один местный можайский энтузиаст-краевед стал измерять собор, стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм).
…Нет ни одного кратного размера - одни дробные числа. В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам.
…Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??





Ново-Никольский собор.
(ул. Бородинская, 9)
Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную. Оказывается, Новоникольский собор находится на территории старой Можайской крепости или Кремля, от которой сейчас остались лишь фрагменты стен да ворота.
Мы проходим через кирпичную арку ворот и глаза охватывают буйство весенних разноцветных цветов, сам красно-белый вычурно-архитектурный храм, окрестности, открывающиеся взору - это вершина холма, и ни о чём пока не догадываемся. Хотя, сейчас специально вспоминаю-перелистываю первые ощущения - при взгляде на собор отмечаю удивление, причем такое несколько вопросительное, неожиданное и осторожное. Этот храм совсем не похож на русский. Похож либо на костел, либо, скорее всего вообще на причудливый замок. Звезды Давида высоко на фронтоне.






Стоит на самом-пресамом краю холма-обрыва.






Я пытаюсь вспомнить имя архитектора, но почему-то оно никак не вспоминается.
Поднимаемся внутрь наверх по целому ряду высоких ступенек: один подъём, ещё один подъём. В соборе - достаточно просто, в основном превалирует серый цвет штукатурки, росписей - ~5%, чуть-чуть сохранились фрагменты на колоннах и стене. Колонн, кстати, две - большие и объёмные.

Справа, впереди мы видим знаменитую деревянную резную фигуру Николы Можайского и небольшой ларец с его мощами. Надо же какой грозный оказывается в Можайске Николай Чудотворец, мы знаем его как Николая Мирликийского, Николу Мокрого, Николу Рубленый Город, Николу Мореплавателя, доброго Санта-Клауса, в конце концов, а здесь у него в руках поднятый кверху меч и какой-то город или крепость. По себя ещё удивляюсь - вообще-то резные фигуры святых не совсем одобряются церковью, и в основном они характерны для Русского Севера, где в основном и сохранились. Или для католических конфессий.



На Руси резные деревянные фигуры православных святых - это отголоски очень давних славянских ведических традиций, своих древних богов наши древние предки обычно вырезали из дерева. Эти ассоциации с древними славянскими традициями - и есть причина того, что сейчас они не приветствуются, мягко говоря. А здесь, в Можайске резная фигура - это очень почитаемый образ. Ещё не покидает ощущение, что те деревянные резные фигурки русских святых, которые я видела на выставке в Кремле и мы видели в Вологде, и в других местах - совсем другие. Не знаю, как сказать правильно, я всё-таки не искусствовед. Те фигуры - русские, с легко узнаваемой славянской внешностью, здесь - прости меня Господи, очень похожа на те, которые мы видели в Италии, например, т.е. в католических соборах. Вспоминаю ещё то, что у меня возникло желание сфотографировать фигуру. Обычно я этого никогда не делаю в православных храмах. А здесь - захотелось. Зачем? Чтобы рассмотреть потом поподробнее. Зачем? Не знаю.

Ещё немного об образе Николы Можайского.
Это - не скульптура, т.е. на полу образ стоять не может. Это - расплющенное (до 25см) изображение святого, изготовленное из толстой дубовой доски. Раньше этот образ был прикреплён на брёвнах над въездными воротами в крепость. От осадков сверху его прикрывал навес-киот.
Истоки, т.е. автор и дата - неизвестны. По времени это может быть сер.13 века/1250, когда Можайск крестился. Поскольку святой держит в руке храм, его можно трактовать как символ новой веры - так предположили историки.
Но, также дату можно обозначить и нач.15 века/1409, когда Можайская крепость многократно захватываемая и сжигаемая татаро-монголами была капитально восстановлена князем Андреем Можайским (сыном Дмитрия Донского), а на месте старой деревянной была возведена новая каменная церковь. И тогда святой Никола, возможно, показывает народу восстановленный новый храм.

Как бы то ни было, Святой Меченосец Никола Можайский - защитник города и Кремля-крепости. После того как образ был установлен над крепостными воротами - 200 лет после этого Можайск ни разу не был захвачен более чем активным различным неприятелем. Только в Смутное время, нач.17 века/1613, отогнанные от Москвы и сильно обиженные этим обстоятельством поляки увезли образ к себе в Польшу. Вернули через шесть лет. Оригинальная чудотворная фигура-образ Николы Можайского - это копия. Оригинал - под тремя замками в Третьяковке. Перед ней молятся о выздоровлении. Хотя фигура, которую мы сейчас рассматриваем, не совсем православного канона.



Теперь самое интересное.
Кто же автор собора? Когда построен?
Ответ - неизвестно, неизвестно.
Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад - кон.18 - нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».
Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.
И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко. Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры. Первый результат - в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм). … Проанализировал. …
Нет ни одного кратного размера - одни дробные числа. Кто строитель - тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально. Зачем?
В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам. Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).

Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Что-то всё это смутно напоминает…
Масоны? Да.













Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? - перечитайте. Доллар давно в руках держали? - приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала) ? - съездите.
Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?
Немного истории.

Предположительно первые масоны - рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр - Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений. Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов - короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре. И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден. Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика. Любое действие вольных каменщиков - обязательно сопровождается сложной обрядностью.



17-18 век - пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо - Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В.Баженов и М.Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.

Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор - это «сплав математики, архитектуры и мистики». При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.



Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца. Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.
  • В этом соборе никогда не молились русские императоры - Александр I и его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске.
  • Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!).
  • Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.
И важное - судя по количеству тех самых трех цифр, которые сплошь и рядом «зашиты» в размеры храма, строил его отнюдь не «светлый тамплиер-масон»-архитектор.






Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? - «Уймитесь, - говорят - люди. - Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская. Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное - сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами - нейтрализует вредное воздействие».

*некоторые фото для поста взяты из интернета

Рассказ Можайск - Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Бородино, Верея - Места Русской Славы

Загадки русских городов:
Масонский Ярославль
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти

Посты по тэгу *Подmoskovie:
Успенский собор на Городке в Звенигороде и древнее городище
Аносина Пустынь (Борисоглебский Аносин женский монастырь)
Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
Подмосковный Нотр-Дам - Церковь Знамения в Дубровицах /Подвесной мост в Лемешево
Вознесенская Давидова Пустынь
Большие Вязёмы - Тройка. Семёрка. Туз
Захарово - Душа наша, Пушкин
Таруса. Достопримечательности и музей Марины Цветаевой
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Мелихово - Аромат Чехова
Вознесенская Давыдова Пустынь
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Бородино (Московская область, Можайский район)

путеводители, Россия, Российская Империя, путешествия, репост, архитектура, Подмосковье, храмы, Можайск

Previous post Next post
Up