Оригинал взят у
koloma9 в
Композиция от Гингера Мир архитектурной композиции модерна полон школьных идей. Точнее не так.
Архитекторы модерна очень хорошо знали и применяли теорию и историю архитектуры и живописи. Настолько хорошо что многие их приемы принадлежат азам обучения композиции. Таким азам которые кажется никогда и никем в реальной практике применены быть не могут.
Вот помните этот школьный пример. Нарисуйте круг и прямоугольник. Посмотрите какие они разные.... . В каком классе вы это делали?
. Доходный дом А. А. Каплуна
Сергей Григорьевич Гингер известный архитектор петербургского модерна. К сожалению судьба обошла его большим признанием. Работы Сергея Григорьевича не входят в золотой круг модерна и мало знакомы не специалистам. Между тем он создал много
первоклассных памятников с ярким и узнаваемым почерком. Признаться до недавнего времени я мало обращал внимание на композиционную составляющую его творчества. Для меня Сергей Григорьевич всегда был непревзойденным мастером архитектурной формы и объема.
Здания спроектированные Гингером легко узнаются среди городской застройки по одному забавному факту. Они всегда доминируют в окружающей застройке так как это делает куст конопли на пшеничном поле. Архитектурные формы Гингера всегда смотрятся несколько гипертрофированно но при этом мощно, свежо и ярко. Если меня попросят рассказать о витальной энергии стиля модерн то эталоном я несомненно выберу не живописные полотна в виде макарон и не оплывающего Гауди но не передаваемую силу и ясность построек Сергея Григорьевича.
~
Строение фасада доходного дома Каплуна.
Доходный дом Каплуна построен в 1907 -1908 годах. Это было время наивысшего развития петербургского модерна. Годом ранее появились такие програмные работы других авторов как дом
Претро на Петроградской или
Доходный дом Бубыря на Стремянной улице. Фасады обеих зданий отличает острота и даже аффективность композиционных идей. Претро смело прокладывает диагональ эркеров через весь фасад. Васильев выстраивает замысловатую игру мощного эркера и противопоставленной ему ниши.
Формально Гингер не принадлежал Петербургской архитектурной школе. Поскольку получил образование в Риге. Вместе с тем композиционная составляющая строения фасада здания Каплуна не сомненно указывает на хорошее понимание и знание архитектором любимых в Петербурге приемов стиля модерн.
Архитектор формирует фасад в виде трех корпусов построенных по красной линии улицы. В основе фасада лежит распространенная в модерне идея дисимметрии общей композиции. Центральный корпус формируется вдоль оси симметрии. Боковые подчеркнуто асимметричны друг другу.
Казалось бы банальная композиционная идея получает не ожиданное развитие контрастом архитектурных форм.
Вытянутому щипцу слева противопоставлен округлый щипец справа. Три окна в левом щипце ориентированны вертикально, в правом щипце одинокое окно положено горизонтально. Между двумя корпусами на большей части фасада сохраняется формальное равенство оконных осей. Три оси слева и три оси на эркере справа. Форма же и размер эркеров противоположны. Слева узкий квадратный эркер с одним окном. Справа широкий полукруглый с тремя осями. Перед зрителем разыгрывается хорошо знакомая трагичность элементарного контраста. Большое спорит с маленьким. Узкое с широким. Круглое с вытянутым. В руках Сергея Григорьевича Гингера банальная идея превращается в хорошо срежесированный сюжет большого здания.
Как каждое художественное произведение высокого уровня фасад здания Каплуна содержит несколько композиционных идей не зависящих друг от друга. Это помогает создать эффект не линейного прочтения. Крайне оригинально выглядит игра архитектора с формами окон и дверей вокруг въездной арки. Здесь мы встречаемся с приемом косого креста.
Композиционные идеи не имеют четкой стилевой принадлежности. Распространенный прием двух перекрещивающихся диагоналей и размещение главных действующих фигур полотна на них легче всего вспоминается в связи с эпохой барокко. Ярким примером композиции такого рода может служить работа Караваджо Юдифь и Олофен. Резкая порывистость движений главных героев этого произведения хорошо иллюстрирует две верно подмеченных Г. Вельфлином черты эпохи барокко: пышность и движение. Кажется что расположение фигур по диагонали как нельзя лучше подходит для этого.
Юдифь и Олофен. Кораваджо.
.Однако не долгие поиски аналогичного сюжета приведут нас в другое время и к другим правилам.
Одна из работ Пита Мондриана.
Пит Мондриан отрицал любую диагональ в живописи. Как анекдот известен его
конфликт с Тео ван Дусбургом. Однако многие из его работ выстроены вокруг конфликта цветовых пятен по диагоналям. Статичность и размещение изображений в жесткой решетке не мешают зрителю улавливать мощное движение. В новой трактовке старого сюжета видно не противоречие авангарда эпохе барокко но общее фундаментальное начало. Мне кажется что и авангард и барокко одинаково наделены принципиально одинаковой чертой. Оба периода искусства отмечены жесточайшим кризисом европейской цивилизации. Кризисом с разными векторами. Кризис роста барокко на первый взгляд должен противоречить упадку начала 20 века. Однако тяга к чрезмерности в композиции в эти эпохи одинакова.
Многие исследователи справедливо находят основы авангарда в искусстве модерна. Если рассматривать этот вопрос с позиции композиционных построений то это становится очевидным.
Вернемся к рассматриваемому нами зданию. Одним из символов устойчивости в архитектуре считается арка. Замковый камень на ее вершине повод для старой легенды о священной жертве для прочности здания.
Сергей Григорьевич Гингер разворачивает хаос модерна вокруг этого символа стабильности.
Схема композиции вокруг въездной арки доходного дома Каплуна.
Доходный дома Каплуна архитектор С.Г. Гингер
Прямоугольнику входной двери в парадную по диагонали архитектор противопоставляет набору щелевидных окон занимающих схожий прямоугольник. Лежащему световому окну на лестницу соответсвует лежащее окно лавки. Разумеется здесь не работает формальный принцип изнутри наружу. Ни что не мешало архитектору играть формой и размером окон.
Мне остается признать очевидный факт Сергей Григорьевич Гингер талантливый архитектурный композитор. Ну и повторить девиз:
Архитектура это красота композиционных идей, а не скучные художественные образы!
~