Архитектурные прогулки по Москве: Лев Кекушев. В поисках модерна (часть 1)

Dec 27, 2015 23:00

Оригинал взят у marina_klimkova в Архитектурные прогулки по Москве: Лев Кекушев. В поисках модерна (часть 1)

В Тамбове имя московского архитектора Льва Кекушева известно всем, кто знаком с историей строительства особняка Михаила Асеева.

В первое десятилетие ХХ века Кекушев создал свой вариант московского модерна, определив облик целых районов города.




Любой, кто хоть раз прогуливался по Остоженке, обращал внимание на необычный особняк, похожий на «пряничный домик» с башней и ажурным балконом. Его автор - архитектор Лев Кекушев, один из главных представителей московского модерна.

Как многие архитекторы, повлиявшие на облик нынешней столицы, родился Кекушев не в Москве - в Вильнюсе, где служил по военному ведомству его отец и жила вся семья. Учиться мальчика, с детства проявлявшего художественные наклонности, отправили в столицу, в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров, дававший общее архитектурно-строительное образование. Кекушев проявлял себя хорошо, его акварели хвалили на студенческих выставках, и по окончании учебы он был зачислен в Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел, что обещало неплохую карьеру. Но уже через год молодой архитектор круто изменил свою жизнь - оставил государственную службу и переехал в Москву. Причины такого решения не известны, но можно предположить, что творческая энергия требовала иных масштабов и степени свободы, чем мог предложить амбициозному юноше Петербург.

Как показало время, выбор его был исключительно верным. В Москве он быстро наладил контакты с главными заказчиками построек - банкирами, купцами. Он строил много, заказы были разнообразны - частные особняки, доходные дома, общественные постройки, загородные дачи, железнодорожные станции. Он легко брался и за «переделку» интерьеров: именно Кекушев адаптировал особняки двух крупнейших меценатов - Сергея Щукина и Ивана Морозова - под демонстрацию их блестящих собраний французской живописи.

Не все постройки Кекушева сохранились в первоначальном виде, но следы некоторых его работ можно найти в неожиданных местах. Например, на Ярославском вокзале зал ожидания украшает арочная галерея с приземистыми колоннами из темного лабрадора с золочеными капителями - в конце XIX века здесь был крытый перрон железнодорожной станции, построенной по заказу богача и ценителя искусств Саввы Мамонтова, строившего и всю Московско-Ярославскую железную дорогу. Кекушевский перрон в 1890-х годах считался самым монументальным и роскошным в Москве, но несколько лет спустя оказался внутри нового здания вокзала, заказанного другому выдающемуся мастеру модерна Федору Шехтелю.

Впрочем, посвященную Кекушеву прогулку стоит начать не с вокзала, а с улицы Остоженки. На небольшом участке здесь сконцентрировалось несколько его построек и практически не сходя с места, можно понять, какая она - кекушевская Москва. Разнообразная, разноцветная, представлявшая разные варианты нового стиля.

Особняк А. И. Кекушевой
ул. Остоженка, 21



Архитектурный образ этого необычного здания был разработан Кекушевым в 1899 году для особняка Саввы Мамонтова, который планировалось построить в районе Тверского бульвара. Но заказчик обанкротился, дом построить не успел, и Кекушев использовал готовый проект в собственном московском доме (построен в 1900 - 1903 гг.). Внешне здание напоминает миниатюрный сказочный замок - подобные архитектурные формы были популярны в Европе во второй половине XIX века, в эпоху эклектики, и часто использовались при постройке загородных вилл. Здесь же «замок» - асимметричный, с объемами разной высоты и романтической граненой башней - был адаптирован для центра города и превратился в яркий акцент Остоженки.



Хотя постройка уникальна и ничего подобного больше Кекушев не создавал, в некоторых деталях хорошо виден его почерк. Сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, вставки с рельефным растительным орнаментом будут встречаться в его постройках и дальше. По всему видно внимание архитектора к деталям, но здесь особенно мастерски сделан каменный цоколь с красивым окном полуподвала.



Сейчас дому недостает одной значительной детали - главный фасад завершала огромная скульптура льва, причем не лежащего, не спящего, а стоящего с гордо поднятой головой. Так проявились европейские архитектурные впечатления зодчего - лев напоминал скульптуру Рудольфа Вейера, украшавшую плотину и шлюз в Нюссдорфе в Вене, построенные по проекту знаменитого архитектора того же времени Отто Вагнера. В то же время это был намек на имя владельца и архитектора (львиные маски часто будут появляться в декоре кекушевских построек в качестве своеобразной «подписи» мастера). Чтобы воссоздать мысленно первоначальный облик здания, придется отказаться от нынешнего густо-розового цвета - изначально стены покрывал светлый облицовочный кирпич, с которым красиво контрастировали по цвету и фактуре оштукатуренные белые оконные обрамления и лепнина, которая была более темной.
Доходный дом А. И. Кекушевой
ул. Остоженка, 19, стр. 1



По соседству с собственным особняком в следующем же году Кекушев построил доходный дом, записав его также на имя жены Анны Ионовны Кекушевой. У довольно скромного протяженного здания нет ярко выраженных объемных акцентов, но ощущение движения и волны, столь любимой модерном, заметно в форме карниза, описывающего дугу над аркой в правой части фасада. Интересны и необычны оконные обрамления, которым Кекушев в своих постройках всегда уделял особое внимание. Проемы окон превращены в глубокие ниши - характерный прием индивидуального стиля зодчего. Сложная и изысканная форма оконных обрамлений содержит разные архитектурные элементы. Но что сразу выдает модерн - лепные вставки в виде листьев и плодов каштана, одного из растений - фаворитов нового стиля, и маленькие изящные завитки у окон второго этажа.

Доходный дом В. И. Грязнова
ул. Остоженка, 17



Следующее здание также построил Кекушев. Его владелец, купец Василий Иванович Грязнов, разбогател на торговле чаем и в 1901 году заказал архитектору доходный дом на Остоженке, рядом с Воскресенской церковью XVII века, уничтоженной в советское время. Среди построенных Кекушевым доходных домов этот однозначно признан специалистами одним из лучших. Асимметричная композиция фасада выглядит внушительно благодаря крупному масштабу составляющих элементов. Посмотрите на фасад чуть издали, с противоположной стороны улицы - архитектор делит его на контрастные блоки, чередуя светлый кирпич и оштукатуренную поверхность, благодаря чему здание простой по сути формы не кажется монотонным или скучным.



У окон пластически сложные обрамления с рамками, нишами, которые создают дополнительную игру света и тени на фасаде и подчеркивают рисунок основных архитектурных форм. Эффектная деталь - арочное обрамление полукруглого окна на третьем этаже на углу здания с небольшой подчеркнуто строгой скульптурной маской в шлеме.
Прямо напротив дополняет ансамбль «кекушевской Остоженки» еще одна его постройка.

Особняк В. А. Лыжина
ул. Остоженка, 24



История этого городского владения прослеживается с середины XVIII века - менялись владельцы участка, здания возводились и перестраивались, и вот для очередных изменений по новой моде и под нужды нового владельца в 1901 году был приглашен Лев Кекушев. В это время дом принадлежал Владимиру Александровичу Лыжину, почетному гражданину Москвы, которому вместе с домом перешел по наследству и семейный бизнес - текстильная фабрика в подмосковной Ивантеевке (над ее зданиями тоже работал Кекушев) и торговый дом «Лыжин Ив. и сыновья», торговавший сукном в Черкасском переулке. Архитектора, судя по всему, выбрали «по-соседски», во всяком случае, свой оригинальный декор фасад старинного особняка получил практически одновременно со строительством кекушевского дома



Особняк Лыжина - классический в своей основе. Кекушев не перестраивал его полностью, лишь изменил фасад и присоединил одноэтажные строения справа и сзади. Все детали отделки имеют плавные, гармоничные очертания, свойственные модерну. А самый узнаваемый мотив стиля, общий для разных стран, национальных школ и архитекторов, расположен по центру фасада над мезонином - женская головка с развевающимися волосами.

Существенное место в композиции фасада занимают львиные маски - они украшают кронштейны, поддерживающие карниз и кованые полотнища ворот. А теперь стоит оглянуться, еще раз взглянуть на дом Кекушева, мысленно дорисовать утраченного льва и представить этот театрализованный скульптурный диалог. Почти игрушечные львиные головки с грозным оскалом были обращены к своему собрату через улицу, гордо поднявшему голову и не удостаивавшему их даже взглядом.



Интерьеры особняка были выполнены в разных стилях, и как это часто случалось у Кекушева, в отделке щедро использовалось дерево. Самый интересный из сохранившихся элементов первоначального декора - потолок в гостиной первого этажа. Промежутки между деревянными балками украшены трафаретной живописью, а по верху стены тянется полоса яркого фриза с изображением цветов. Сейчас особняк находится в частной собственности, но ему повезло: его владелец увлечен творчеством Кекушева, а потому все уцелевшие детали отреставрированы, а утраченные -восстановлены.

В статье использованы материалы из книги «Архитектурное наследие России. Лев Кекушев» . М.: Издательский дом Руденцовых, 2013 г.

Ирина Осипова

Источник.

Продолжение следует.

модерн, Россия, города, Москва, репост, архитектура

Previous post Next post
Up