Портреты

May 10, 2014 12:18

Оригинал взят у vbogat в Портреты
В семидесятые годы прошлого века самым страшным оскорблением считалось слово "частник". Частник... Человек, который работал не на социалистическое государство, а (страшно подумать!) на себя. Хотя самое лучшее мясо было у частника, самый лучший творог - у частника, нужно срочно куда-то поехать - ищи частника! Дед Василий был частником. До мозга костей.

На его пасеке, которую и сжигали, и грабили, и ульи переворачивали, пчёлы были какие-то особенные. Оттого и мёд у деда Василия был самый ароматный и вкусный. Отец часто спрашивал у него: "Слушай, дед Василий, какой у тебя секрет? Ульи обычные, пчёлы - тоже... Почему твой мёд на базаре раскупают самый первый?" "Эх, сынок... Да разве в пчёлах дело?" - улыбался дед Василий. "Надо сделать так, чтобы пчёлы сами хотели в твой улей лететь..."
Деда Василия я помню с тех времён, как мы переехали в Тирасполь. Какой-то он был необычный... Говорил растяжно, приокивая, прибаутками сыпал непонятными. Уже позже, в 90-х я спросил у отца: "А откуда этот дед Василий был?" И отец рассказал мне такую историю.
Родился дед Василий ещё до революции. То ли в Вологде, то ли в Архангельске. Служил дед Василий в артели "Красный партизан", производили какую-то смолу. Жена у деда Василия была из купчих - статная, оборотистая и
плаксивая...:) В 1938 году вспомнили, что она из купеческих, определили ей срок - 5 лет ссылки. Уехал дед Василий вместе с ней на Колыму. Работал и при лагерных артелях, и при МТС. Но, самое главное, увлёкся дед Василий пчёлами. Смастерил один улей, затем ещё с пяток... Появился свой мёд. Перед самой войной, в мае 1941 года, кто-то написал на деда Василия донос. Мол, и мёда у него в избытке, и налогов не платит.
Срок стандартный - 5 лет ссылки. Жена отдельно, муж отдельно... Встретились уже после войны. Хотели вернуться на родину, но, подумав, решили, что лучше уехать на новое место. Выяснилось, что какие-то родичи есть в Молдавии. Так дед Василий с женой оказались на юге. Обосновались в селе, вступили в колхоз... Почти десять лет работали в колхозе.
В начале 60-х дед Василий решил, что работать на государство, конечно, благородно, но на себя - как-то доходнее...:) Завёл пасеку, развёл пчёл и стал заниматься производством мёда. Климат у нас благодатный, дело пошло. Мёда было много, большую часть продавал, какое-то количество сдавал государству... Но была у деда Василия своя причина, по которой пятую часть от всего урожая он обязательно отдавал в детские сады. Бесплатно, в качестве шефской помощи. Не дал бог деду Василию детей.
В начале 70-х от тяжёлой болезни умерла жена деда Василия, а сам он продолжал заниматься пчёлками и радовать тираспольчан своим дефицитным продуктом. Отец мой, как и всякий выходец из крестьянской семьи, любил копаться в земле, что-то сажать. Но, оказавшись в Молдавии, в клетушках общих дворов, хватило его только на большую беседку винограда, из которого получалось изумительное вино.
Дед Василий, наверное, видел в моём отце родственную душу (какое-то время отец даже хотел заняться разведением пчёл). Но одного желания было мало, необходимо было иметь ещё что-то, позволявшее добиваться хороших результатов в производстве мёда. Перед самой смертью, в 1982 или 1983 году, дед Василий пришёл к нам, принёс мёд. Посидел, выпил винца и сказал: "Всю жизнь я думал, что человек рождается для того, чтобы быть счастливым: растить детей, заниматься любимым делом... Нет. Человек рождается для того, чтобы быть нужным! Семье, людям, земле..."
Умер дед Василий летом. Прямо на своей пасеке. В доме на столе лежала записка: "Мёд не продавать. Отдать в детский сад".

история СССР, жизнь как жизнь, репост

Previous post Next post
Up