Чудо саратовского модерна

Oct 15, 2015 21:20

Оригинал взят у djhooligantk в Чудо саратовского модерна
Оригинал взят у alice2015 в Чудо саратовского модерна
Бывает же такое: ляпнешь что-нибудь, не подумав, а оно возьмёт и сбудется. Мимо этого дома - особняка Рейнеке на Соборной - я хожу буквально каждый день. Одно из самых красивых зданий Саратова не бросается в глаза, и я тоже рассмотрела его не сразу: танцовщицы над входом, изящный балкон, львиные головы на водосточных трубах - все эти прелести открываешь постепенно, день за днём. Как-то раз мы пришли посмотреть на особняк с одной знакомой, историком и любителем саратовской архитектуры. Я спросила, бывала ли она внутри.
- Да, - ответила она, - там просто прекрасно!
- Вот бы туда попасть! - вслух подумала я, понимая, что мне не светит: сейчас здесь размещается довольно закрытое учреждение - госпиталь для ветеранов войн. Тем не менее, не прошло и месяца, как именно там я и оказалась. Нет, если бы я знала, я бы, конечно, пожелала что-нибудь более практичное, но и саратовский модерн - тоже замечательно) Мечты сбываются, чудеса случаются, история оживает - а я делюсь увиденным с вами.



Но начнём сначала. Первое, что бросается в глаза - ассиметричная композиция здания. С разных точек оно выглядит очень по-разному, у него нет главного фасада - это уже устоявшееся определение дома Рейнеке.



Потом начинаешь присматриваться к деталям - их столько, что хватило бы не на одно здание. Фонари и майоликовое панно над парадным входом, цветные вставки над окнами, львиные морды, глазурованный кирпич, кованая решётка балкона и ещё одно панно над ним…







Если разбирать дом на составляющие, кажется, что здесь смешалось всё и сразу - классические колонны и растительные орнаменты, звери и птицы, стекло и бетон, металл и керамика. Но самое удивительное - в целом здание не выглядит перегруженным, все эти украшения гармонично распределяются по фасаду и обыгрываются в интерьере. Дом получился лёгким, светлым и праздничным, он сияет и играет гранями, как волшебный кристалл.









Чудеса - за каждым поворотом. Вот уличный фасад переходит в дворовый - через угловую садовую ротонду, нереально прекрасную.





Во дворе - ещё один вход, не менее интересный, чем парадный: свет преломляется в стёклах, по крыльцу скачут солнечные зайчики.







За домом журчит фонтан - очень красивый, хотя не берусь судить, насколько подлинный.





На сайте oldsaratov.ru мне попалась фотография того же фонтана, сделанная после 1930 года, - там он выглядит иначе.



В общем, вокруг дома можно бродить бесконечно, но пора уже заглянуть в эту волшебную шкатулку.



Массивная входная дверь - двойная, с небольшим стеклянным куполом над ней. Стекло вблизи выглядит старым - потёртое, слегка поцарапанное.





Через парадный вход попадаем в небольшую прихожую, обитую деревянными панелями. Здесь сохранилась лепнина на потолке и стенах и плитка на полу.







Дальше - просторный холл с зеркалами.



За одной из дверей находится что-то вроде конференц-зала. Не знаю, что было в этом просторном помещении раньше, но и сейчас оно прекрасно: зеркальные двери, внушительные потолочные балки и фантастический камин.







Павлин в облицовке камина - словно сошёл с фасада.





Коридор на первом этаже - к сожалению, здесь потолки не сохранились.



А на второй этаж ведёт роскошная лестница - ещё одно украшение дома. Она поскрипывает под ногами и пахнет сухим деревом.





По поводу авторства этого здания у саратовских историков и краеведов нет единого мнения: споры о том, было ли оно создано архитектором Фёдором Шехтелем, не прекращаются до сих пор. Тем временем увидеть аргументы в пользу его авторства можно на втором этаже особняка - здесь с мая работает небольшая выставка из фондов государственного музея архитектуры имени Щусева в Москве. Это портрет архитектора.



На других фотографиях - здания, спроектированные Фёдором Шехтелем. Стадион «Спорт-Палас» в Москве.



Церковь Святой Троицы в Балакове.



Московские особняки.





И, конечно, особняк Рябушинского в Москве: саратовский дом Рейнеке так похож на него, что многие не сомневаются - у этих зданий один и тот же автор.





Ну и напоследок дом преподнёс нам ещё один сюрприз - на той самой скрипучей лестнице мы буквально столкнулись с пожилой немецкой парой. Совсем седой старичок в чёрном плаще остановился на ступеньках, чтобы сфотографировать лестничный пролёт. Как нам сказали чуть позже, это был правнук владельца особняка, саратовского купца-мукомола Константина Рейнеке - Вольдемар Рейнеке. В тот день он вместе с женой посещал саратовские усадьбы своих предков. Вот такие истории рассказывает старинный дом, если по странному стечению обстоятельств оказаться в нужном месте в нужное время…


Саратов, модерн, Россия, города, репост, архитектура

Previous post Next post
Up