У них нет нашего понятия «кладбищенская церковь», у них просто при каждой, при любой исторической приходской церкви - кладбище. Вернее, даже не «при», а просто храмы и стоят на кладбище, со всех сторон окруженные зеленой лужайкой, на которой в течение столетий совершается круговорот свободных мест. И вдобавок нет ни одного исторического храма, где не было бы захоронений в самом здании, под плитами пола, и где не было бы надгробных памятников - на стенах, в полу, и даже в виде саркофагов под балдахинами - причем не для одних только королей и епископов. Встречаются храмы, где вообще нет никакой иной наглядной агитации, кроме надгробий.
Как старый заслуженный гид обоих некрополей Александро-Невской Лавры, я знаю в них толк (и знаю, что любой английский собор по количеству, качеству, древности и аутентичности надгробий оставляет некрополи АНЛ в самом далеком хвосте). Особо роскошных соборных надгробий я даже и не буду пытаться показывать, а нарочно покажу самые обыкновенные, обиходные, как у всех, по большей части из сельских и местечковых церквей.
Даже просто шрифтовые - пальчики оближешь. 17-й в. Какая-то ещё римская непосредственность и римский размах в этом есть.
Кааак они смело играют курсивом и аббревиатурами, ежели вдруг какое слово не лезет в композицию.
А вот и живописные. Просьба несмотря на очевидность не считать этот постинг демографической пропагандой.
...рельефные (любимый английский архангел там посередине, видно?)
И даже круглоскульптурные. Мрамор раскрашивать красочкой для красоты - для этого нужен истинно английский темперамент.
Вот особо трогательные, хотя и не уникальные, т.е. сюжет в 17-м в. встречается регулярно. Скончавшаяся родами кудрявая мамочка при полном параде и с Библией в руках, и младенец тут же.
А тут деушка умерла за день до свадьбы, такой сюжет тоже попадался не один раз.
Видимо, особо поражал воображение, и такие невесты становились приходской достопримечательностью.
Так сказать, английский вариант нашего "По дону гуляет".
А это 18-й в. Шрифт меняется, уже нет в нем былой непосредственности, уверенней пишут и компонуют, и продолжают смело выносить «лишние» знаки в надстрочное пространство, для красы.
Классицизм наступил! Без урн, лавров, акантов, пальм и мантий с бахромою редко какой покойник обходится. Шрифты строже, уже совсем как напечатанные. Минускульное письмо не в моде, зато появляется болд.
А эти вешаю опять же - за их трогательность.
MISERRIMUS. Больше не знают о нем ничего.
Эту плиту поставили братья Эдвард и Джеймс - своим родителям и пяти умершим в детстве и юности братьям и сестрам.
А эту - единственный оставшийся в живых сын Джона и почти девяностолетней Мэри Манн, ее имя написано болдом. Все ее дети, кроме вот этого самого Генри, который и почтил ее памятной плитой, умерли в младенчестве, в детстве или в юности. Последнего из десяти умерших она пережила на тридцать пять лет.
Мне кажется, что очень важно и хорошо, что такие надгробия находятся прямо в приходском храме, а не снаружи на лужайке или вообще непонятно где.