Львов. Пинзель. Своими глазами.

Mar 24, 2015 00:19

Оригинал взят у zalgalina в Львов. Пинзель. Своими глазами.



Легко писать о том, что лежит где-то на поверхности, - оно интересно, им восхищаешься, но оно не затрагивает  ТО, к чему не хочется лишний раз прикасаться , которое бережешь, как драгоценность. Которое оберегаешь от пустых слов, от непонимания,  потому что это - МОЁ.
И если я выпускаю этот, сложный для меня, пост в мир, в котором столько, уважаемых мной, людей, но с разными привычками и с разными пониманиями прекрасного, то только потому что есть маленькая надежда, что кто-то разделит со мной моё восхищение, мою радость и моё смятение чувств от того, что я  УВИДЕЛА. Своими глазами.
Унылым февральским деньком отправилась я на поиски бывшего монастыря кларисок, в Костеле которого находится Музей Пинзеля.
Вокруг меня была обычная суета большого города, которую я, привыкшая к тишине моего Нетишина, всегда недолюбливала. Но Львов... Его необычность и не схожесть ни с одним городом Украины, отвлекали от шума, гама, холода и прочих неудобств слякотной зимы.



Думаю, что не очень многим о чём-нибудь говорит это имя - Иоанн Георг Пинзель. Несколько лет назад я тоже ничего не знала об этом загадочном человеке, который, как оказалось,  уже много-много лет изучается  историками, искусствоведами, скульпторами. О нем публикуют статьи, эссе, защищают диссертации, пишут романы, а  прочие любознательные особы, типа меня, специально едут во Львов, чтобы увидеть его работы.

Сейчас я как-то не могу даже вспомнить, когда  впервые услышала это имя. А услышав и увидев в Интернете его скульптуры, поняла, что уже с ними встречалась. Было это очень давно, в Олесском замке, где на меня произвели огромное впечатление несколько скульптур, которые долго затем будоражили мою память. Но чем - сформулировать для себя я не могла, - очень уж они были необычные, напрочь выпадающие из моего представления об искусстве.
И вот - всплеск всеобщего интереса к Иоанну Георгу Пинзелю. Масса публикаций и фотографии в Интернете. И создание его Музея Борисом Григорьевичем Возницким, академиком, Героем Украины, орденоносцем и настоящим патриотом своей Родины, благодаря которому имя Пинзеля, как и его работы, были воскрешены из небытия и забвения.



Почему для Музея избран именно Костёл кларисок, построенный в начале 17 века?

Давным-давно здесь не правятся службы. Во времена , когда Львов был австрийским, костёл был конфискован по распоряжению императора Иосифа Второго. Здесь размещался военный госпиталь, пациенты которого имели возможность любоваться прекрасными фресками на библийные сюжеты и сценами из жизни святых монашеского ордена бернардинок-кларисок. Затем был склад табака, который привёл состояние бесценных фресок и настенных росписей в очень печальный вид. Да и по сей день здание находится в полуаварийном состоянии, о чем я узнала из прессы.
Потому-то я и переживала, что Музей будет закрыт на ремонт.

Но...Музей не только был открыт, но даже за умеренную плату в нём можно было фотографировать. Правда,  скульптуры Пинзеля, которые недавно демонстрировались в Лувре, сюда не вернулись из-за плохого состояния кровли. Но кое что из работ Пинзеля в Музее осталось, и это было для меня большой удачей.

С замиранием сердца захожу в абсолютно пустой и огромный зал. Гулко отдаются мои шаги, хотя стараюсь идти очень тихо. Первый взгляд, конечно же, - вверх.



Вот они - клариски, восседающие на небесах, - у которых нашел приют мой загадочный Мастер. Росписи фресок - художник Строинский, 1760 год.
Орден кларисок, кстати, существует и по сей день. Но, судя по сохранившимся фрескам, одежда монашек осталась прежней, хотя прошло почти 8 веков с  основания этого ордена. Надеюсь, вам понятно - клариски - в честь Святой Клары.
В Польше и в ВКЛ кларисок называли бернардинками, так как первоначально они проживали при мужских монастырях. (Отсюда и жуткая легенда, что в колодце при бернардинском монастыре, который находится совсем рядом, прятали результаты запретного греха).
Но это так - лирическое отступление от темы моего повествования. Очень уж нравится слово - "клариски"...
Фото ОТСЮДА.



Галицкий Микеланджело, загадочный Мастер, выдающийся  скульптор, гений Иоанна Георга Пинзеля... прочитаете вы в Интернете. Но сколько ни будете искать каких-либо подробностей о его жизни - ничего не найдете, кроме нескольких фраз, повторящихся многократно.
Жил и творил на Львовщине и Тернопольщине. Где родился, откуда пришел в городок Бучач - неизвестно. Произошло это где-то в середине 1740-х. Очень плодотворно работал, выполняя заказы Каневского старосты Миколы Потоцкого (интереснейшая личность, о котором обязательно расскажу как только съезжу в Почаевскую Лавру,  которая построена на его деньги). В 1751 году  Пинзель обвенчался с вдовой, которая родила ему двоих сыновей. Во второй половине 1750-х творит скульптуры по Львове. (Немного об этом писала ЗДЕСЬ). И в 1761 году то ли умирает, то ли исчезает в неизвестном направлении. Но и это предположительная дата. которая основывается на том, что в церковных книгах Бучача обнаружена запись о том, что в 1762 году вдова Пинзеля обвенчалась с новым супругом.
Вот и всё, что известно о скульпторе на основании церковных записей, да расписок о получении денег за выполненные заказы.

И вот, наконец-то я вижу скульптуры. Узнаю ли я, где Пинзель? Думаю,что узнаю, так как неоднократно рассматривала его произведения в Интернете.



Ну, конечно же, я сразу его узнала. Но не думала, что эти деревянные скульптуры такие огромные.
Святая Елизавета и Святой Иоаким.



Невесть откуда взявшийся колючий ветер, который я почувствовала физически, раздувал их одежды. В изломах и изгибах  тел чувствовались напряженность и большая трагедия. Движение было настолько ощутимым, что приближаться к скульптурам было жутковато - настолько они были "живыми".
Только не смотреть им в глаза - думала я. Но они на меня и не смотрели. Им не было до меня никакого дела, они жили своей внутренней жизнью, своими скорбями и бедами.

18 век. Храм в маленьком местечковом городке, который находился в глухом углу тогдашней Речи Посполитой. И эти огромные фигуры, стоящие в алтаре, на которые падают меняющиеся тени от колеблющегося пламени свеч, тускло освещающих храм. Видели ли вы когда-либо подобных Святых?
Трудно представить, что думали, глядя на них, молящиеся в этом храме. Испытывали ли они религиозный экстаз? Обращались ли они к ним с просьбой о помощи? Или же, отводили глаза, перебирая свои грехи в ожидании кары Небесной...
И Святая Елизавета и Святой Иоаким находились в центральном алтаре костёла Непорочного Зачатия Девы Марии в городке Городенка Ивано-Франковской области. В советское время костёл "перепрофилировали" в профтехучилище механизаторов, а 14 из 18 алтарных скульптур распилили на дрова.
Две из четырёх оставшихся вы сейчас видите...



Святая Елизавета - мать Иоанна Крестителя.
Приблизившись, немного привыкнув к этому потоку эмоций, и стараясь как-то абстрагироваться от них, я начала фантазировать.  Наверное, Мастер изобразил Святую Елизавету в тот миг, когда она узнала о том, что голова её сына преподнесена на блюде для удовлетворения прихоти Саломеи.
Сколько боли, отчаяния и скорби в её жесте, обращенном туда, в небо, к Высшим силам.

Все матери во все века одинаковы. И точно так же сейчас взывают к небу те, которые теряют  своих сыновей в этой ужасной, братоубийственной войне, которой нет ни конца, ни края.



Святой Иоаким - отец Богородицы.
Он также изображен в минуту отчаяния. Предполагаю, что это тот момент, когда священник не принял дары, которые праведный Иоаким принёс своему Богу. Закон был очень суров - от бездетных дары не принимались.
Посмотрите, сколько скорби, а вместе с тем и смирения в его лице. Он еще не знает, какая радость ожидает его. Так думала я.
Но, конечно же, это всё было изображением внутреннего мира Гения, который сумел обычным резцом вдохнуть жизнь в обычное дерево. И сотворить Чудо.



А посмотрите на ноги этого старика. Кажется, что на них осела пыль от пройденных дорог, и они очень устали.

Рассматривая дома фотографии я была поражена не только игрой теней, но и игрой пастельных тонов. Там, в Музее скульптуры выглядели абсолютно монохромными.
Интересно, как выглядели они по первоначальной задумке Пинзеля.? Были ли они покрыты позолотой, или же были раскрашены в различные цвета, которые стерлись со временем.



Периодически я бросала свой взгляд вверх, где резвились пухленькие головки путти, которые также принадлежали руке Мастера.



Немного придя в себя от первого сильного впечатления, я перешла на другую сторону, где меня ожидала новая встреча.



Ангел... Надо мной парил Ангел Пинзеля.
И он, действительно, парил, распахнув свои мощные ангельские крылья.



Что было раньше у него в руках? Какое послание он нес нам, людям. Но этого мы никогда не узнаем, потому что невозможно было  удержать эту весть отбитыми пальцами.
Это и так чудо, что Ангел  уцелел и не был изрублен на дрова, как это сделали с его собратьями. Которыми  топили печку в профтехучилище, размещенном в  шедевре позднего барокко - костёле Непорочного Зачатия Девы Марии в городке Городенка.



Пытаюсь поймать его взгляд. Но он отворачивается и смотрит куда-то в пустоту.
Он совсем не похож на тех вестников и хранителей Божьих, образ которых мы привыкли видеть. У него мускулистое тело, но взгляд у него также измучен. Он устал видеть одно и то же - наши слабости, наши пороки, наше безверие, лицемерие и фарисейство.



Но всё-таки он нас любит. Сколько в его лице нежности и прощения. И что-то хочет нам сказать. Его уста уже чуть-чуть приоткрыты. Посмотрите внимательно - вы ведь никогда не видели ангельские зубы.
О, Великий Мастер Пинзель!!!



Хочу показать вам, как выглядела эта Городенка, в которой творил свои шедевры Иоанн Георг Пинзель в конце 19 века. Тогда еще они там были целы и невредимы.
Слева на фотографии виден костёл Непорочного Зачатия ( 1745-1769  г.г.), архитектором которого был Бернард Меретин, - еще одна интереснейшая личность, с которым вместе работал Пинзель. Это была их первая совместная работа, одно из ценнейших позднебарокковых сооружений на территории тогдашней Речи Посполитой. В их содружестве был возведен Храм Св.Юра во Львове, о котором я писала.



Когда экспедиция Львовской картинной галереи приехала в Городенку и вошла в костёл Непорочного Зачатия, то ужаснулась. В центре храма лежала огромная куча сброшенных одна на одну деревянных скульптур, а рядом уже начали резать скульптуру Св.Анны для отопления профтехучилища будущих механизаторов. Если бы экспедиция приехала немного позже, то спасать было бы нечего.
Ниже - современная фотография, которая красноречиво говорит о том, какое это было грандиозное сооружение и каково его сегодняшнем состоянии.
Но Слава Богу, что хоть его стены уцелели.
Удивительно, что уцелела эта скульптура Пинзеля, которая и по сей день находится перед костёлом.

Фотографии ОТСЮДА.



Но вернемся в наш Музей и посмотрим на последнюю, четвертую скульптуру Пинзеля, которую удалось спасти. Правда, спасен был только фрагмент - изуродованная чьей-то ножовкой, голова Ангела.



Заметили ли вы, что скульптуры Пинзеля имеют удивительное свойство. Рассматривая их с разных сторон, вы с удивлением отмечаете, что они меняют выражение своего лица и положение своего тела. Они прикрывают или раскрывают глаза, их губы шевелятся, локоны волос и складки одежды развеваются, как будто бы в этом огромном зале гуляет ветер.
Это игра теней - скажете вы. Ну, пусть будет так...



Как я уже говорила, остальные работы Пинзеля выставлены в Картинной Галерее. Здесь же они заменены произведениями других художников и скульпторов времен творчества Пинзеля. Но рассматривать их мне почему-то не хотелось, хотя там были работы известных художников.
Пинзель от себя никак не отпускал...



Это Распятие находилось в алтаре костёла в селе Годовица.
Мёртвое тело, пережившее крестную мУку, сотворенное Гением...
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.



Ко МагдалинЂ, плачущой у ног Христовых
Глагол грЂшнаго
Уступи, Магдалино, от Христову ногу,
мнЂ дажд мЂсто, аз имам о грЂсєх скорб, многу.
Уже твои слезами грЂхи очищенны
и беззаконія ти уже отпущенны.
Аще аз валяюся во грЂховной тинЂ,
аз хощу у ног єго искати простинЂ.
Уступи ми, о жено, от ногу Христову,
да і аз милость єго обрящу готову.
Уже ты их довольно слезами омочила,
и прощеніє твоим грЂхом получила.
Аз єще хощу єму упасти на нозЂ,
и, яко грЂшник болшій, рыдати намнозЂ.
Уступи, Магдалино, возлюблша не лестнЂ
Христа, и припадшая к єго святЂй плеснЂ.
Уже ты до сытости сердце усладила,
лобзанієм любезним тому угодила.
Аз хощу к любимому мнЂ припасти Богу

и лобизать усердно чисту єго ногу.
Иван Величковский (1650-1701 г.г.)



Иоанн Георгий Пинзель, Йоган Георг Пильзе, Ян Георг Пельце... Неизвестно откуда пришёл, неизвестно когда и куда ушёл, оставив нам свои загадочные творения, которые тревожат, будоражат, манят в другой Мир и, как мне кажется, никого не могут оставить равнодушным.

Не знаю, буду ли я продолжать свой рассказ о Пинзеле, о тех его скульптурах, которые сейчас выставлены в Картинной Галерее. Слишком много душевных сил ушло на этот пост.

Но мне очень интересно ваше мнение. Пожалуйста, не проходите мимо...

Продолжение ЗДЕСЬ.

Украина, друзья, города, Львов, репост

Previous post Next post
Up