Оригинал взят у
zalgalina в
Львов. Пинзель. Своими глазами. Легко писать о том, что лежит где-то на поверхности, - оно интересно, им восхищаешься, но оно не затрагивает ТО, к чему не хочется лишний раз прикасаться , которое бережешь, как драгоценность. Которое оберегаешь от пустых слов, от непонимания, потому что это - МОЁ.
И если я выпускаю этот, сложный для меня, пост в мир, в котором столько, уважаемых мной, людей, но с разными привычками и с разными пониманиями прекрасного, то только потому что есть маленькая надежда, что кто-то разделит со мной моё восхищение, мою радость и моё смятение чувств от того, что я УВИДЕЛА. Своими глазами.
Унылым февральским деньком отправилась я на поиски бывшего монастыря кларисок, в Костеле которого находится Музей Пинзеля.
Вокруг меня была обычная суета большого города, которую я, привыкшая к тишине моего Нетишина, всегда недолюбливала. Но Львов... Его необычность и не схожесть ни с одним городом Украины, отвлекали от шума, гама, холода и прочих неудобств слякотной зимы.
Думаю, что не очень многим о чём-нибудь говорит это имя - Иоанн Георг Пинзель. Несколько лет назад я тоже ничего не знала об этом загадочном человеке, который, как оказалось, уже много-много лет изучается историками, искусствоведами, скульпторами. О нем публикуют статьи, эссе, защищают диссертации, пишут романы, а прочие любознательные особы, типа меня, специально едут во Львов, чтобы увидеть его работы.
Сейчас я как-то не могу даже вспомнить, когда впервые услышала это имя. А услышав и увидев в Интернете его скульптуры, поняла, что уже с ними встречалась. Было это очень давно, в Олесском замке, где на меня произвели огромное впечатление несколько скульптур, которые долго затем будоражили мою память. Но чем - сформулировать для себя я не могла, - очень уж они были необычные, напрочь выпадающие из моего представления об искусстве.
И вот - всплеск всеобщего интереса к Иоанну Георгу Пинзелю. Масса публикаций и фотографии в Интернете. И создание его Музея
Борисом Григорьевичем Возницким, академиком, Героем Украины, орденоносцем и настоящим патриотом своей Родины, благодаря которому имя Пинзеля, как и его работы, были воскрешены из небытия и забвения.
Почему для Музея избран именно Костёл кларисок, построенный в начале 17 века?
Давным-давно здесь не правятся службы. Во времена , когда Львов был австрийским, костёл был конфискован по распоряжению императора Иосифа Второго. Здесь размещался военный госпиталь, пациенты которого имели возможность любоваться прекрасными фресками на библийные сюжеты и сценами из жизни святых монашеского ордена бернардинок-кларисок. Затем был склад табака, который привёл состояние бесценных фресок и настенных росписей в очень печальный вид. Да и по сей день здание находится в полуаварийном состоянии, о чем я узнала из прессы.
Потому-то я и переживала, что Музей будет закрыт на ремонт.
Но...Музей не только был открыт, но даже за умеренную плату в нём можно было фотографировать. Правда, скульптуры Пинзеля, которые недавно демонстрировались в Лувре, сюда не вернулись из-за плохого состояния кровли. Но кое что из работ Пинзеля в Музее осталось, и это было для меня большой удачей.
С замиранием сердца захожу в абсолютно пустой и огромный зал. Гулко отдаются мои шаги, хотя стараюсь идти очень тихо. Первый взгляд, конечно же, - вверх.
Вот они - клариски, восседающие на небесах, - у которых нашел приют мой загадочный Мастер. Росписи фресок - художник Строинский, 1760 год.
Орден кларисок, кстати, существует и по сей день. Но, судя по сохранившимся фрескам, одежда монашек осталась прежней, хотя прошло почти 8 веков с основания этого ордена. Надеюсь, вам понятно - клариски - в честь Святой Клары.
В Польше и в ВКЛ кларисок называли бернардинками, так как первоначально они проживали при мужских монастырях. (Отсюда и жуткая легенда, что в колодце при бернардинском монастыре, который находится совсем рядом, прятали результаты запретного греха).
Но это так - лирическое отступление от темы моего повествования. Очень уж нравится слово - "клариски"...
Фото
ОТСЮДА.
Галицкий Микеланджело, загадочный Мастер, выдающийся скульптор, гений Иоанна Георга Пинзеля... прочитаете вы в Интернете. Но сколько ни будете искать каких-либо подробностей о его жизни - ничего не найдете, кроме нескольких фраз, повторящихся многократно.
Жил и творил на Львовщине и Тернопольщине. Где родился, откуда пришел в городок Бучач - неизвестно. Произошло это где-то в середине 1740-х. Очень плодотворно работал, выполняя заказы Каневского старосты Миколы Потоцкого (интереснейшая личность, о котором обязательно расскажу как только съезжу в Почаевскую Лавру, которая построена на его деньги). В 1751 году Пинзель обвенчался с вдовой, которая родила ему двоих сыновей. Во второй половине 1750-х творит скульптуры по Львове. (Немного об этом писала
ЗДЕСЬ). И в 1761 году то ли умирает, то ли исчезает в неизвестном направлении. Но и это предположительная дата. которая основывается на том, что в церковных книгах Бучача обнаружена запись о том, что в 1762 году вдова Пинзеля обвенчалась с новым супругом.
Вот и всё, что известно о скульпторе на основании церковных записей, да расписок о получении денег за выполненные заказы.
И вот, наконец-то я вижу скульптуры. Узнаю ли я, где Пинзель? Думаю,что узнаю, так как неоднократно рассматривала его произведения в Интернете.
Ну, конечно же, я сразу его узнала. Но не думала, что эти деревянные скульптуры такие огромные.
Святая Елизавета и Святой Иоаким.
Невесть откуда взявшийся колючий ветер, который я почувствовала физически, раздувал их одежды. В изломах и изгибах тел чувствовались напряженность и большая трагедия. Движение было настолько ощутимым, что приближаться к скульптурам было жутковато - настолько они были "живыми".
Только не смотреть им в глаза - думала я. Но они на меня и не смотрели. Им не было до меня никакого дела, они жили своей внутренней жизнью, своими скорбями и бедами.
18 век. Храм в маленьком местечковом городке, который находился в глухом углу тогдашней Речи Посполитой. И эти огромные фигуры, стоящие в алтаре, на которые падают меняющиеся тени от колеблющегося пламени свеч, тускло освещающих храм. Видели ли вы когда-либо подобных Святых?
Трудно представить, что думали, глядя на них, молящиеся в этом храме. Испытывали ли они религиозный экстаз? Обращались ли они к ним с просьбой о помощи? Или же, отводили глаза, перебирая свои грехи в ожидании кары Небесной...
И Святая Елизавета и Святой Иоаким находились в центральном алтаре костёла Непорочного Зачатия Девы Марии в городке Городенка Ивано-Франковской области. В советское время костёл "перепрофилировали" в профтехучилище механизаторов, а 14 из 18 алтарных скульптур распилили на дрова.
Две из четырёх оставшихся вы сейчас видите...
Святая Елизавета - мать Иоанна Крестителя.
Приблизившись, немного привыкнув к этому потоку эмоций, и стараясь как-то абстрагироваться от них, я начала фантазировать. Наверное, Мастер изобразил Святую Елизавету в тот миг, когда она узнала о том, что голова её сына преподнесена на блюде для удовлетворения прихоти Саломеи.
Сколько боли, отчаяния и скорби в её жесте, обращенном туда, в небо, к Высшим силам.
Все матери во все века одинаковы. И точно так же сейчас взывают к небу те, которые теряют своих сыновей в этой ужасной, братоубийственной войне, которой нет ни конца, ни края.
Святой Иоаким - отец Богородицы.
Он также изображен в минуту отчаяния. Предполагаю, что это тот момент, когда священник не принял дары, которые праведный Иоаким принёс своему Богу. Закон был очень суров - от бездетных дары не принимались.
Посмотрите, сколько скорби, а вместе с тем и смирения в его лице. Он еще не знает, какая радость ожидает его. Так думала я.
Но, конечно же, это всё было изображением внутреннего мира Гения, который сумел обычным резцом вдохнуть жизнь в обычное дерево. И сотворить Чудо.
А посмотрите на ноги этого старика. Кажется, что на них осела пыль от пройденных дорог, и они очень устали.
Рассматривая дома фотографии я была поражена не только игрой теней, но и игрой пастельных тонов. Там, в Музее скульптуры выглядели абсолютно монохромными.
Интересно, как выглядели они по первоначальной задумке Пинзеля.? Были ли они покрыты позолотой, или же были раскрашены в различные цвета, которые стерлись со временем.
Периодически я бросала свой взгляд вверх, где резвились пухленькие головки путти, которые также принадлежали руке Мастера.
Немного придя в себя от первого сильного впечатления, я перешла на другую сторону, где меня ожидала новая встреча.
Ангел... Надо мной парил Ангел Пинзеля.
И он, действительно, парил, распахнув свои мощные ангельские крылья.
Что было раньше у него в руках? Какое послание он нес нам, людям. Но этого мы никогда не узнаем, потому что невозможно было удержать эту весть отбитыми пальцами.
Это и так чудо, что Ангел уцелел и не был изрублен на дрова, как это сделали с его собратьями. Которыми топили печку в профтехучилище, размещенном в шедевре позднего барокко - костёле Непорочного Зачатия Девы Марии в городке Городенка.
Пытаюсь поймать его взгляд. Но он отворачивается и смотрит куда-то в пустоту.
Он совсем не похож на тех вестников и хранителей Божьих, образ которых мы привыкли видеть. У него мускулистое тело, но взгляд у него также измучен. Он устал видеть одно и то же - наши слабости, наши пороки, наше безверие, лицемерие и фарисейство.
Но всё-таки он нас любит. Сколько в его лице нежности и прощения. И что-то хочет нам сказать. Его уста уже чуть-чуть приоткрыты. Посмотрите внимательно - вы ведь никогда не видели ангельские зубы.
О, Великий Мастер Пинзель!!!
Хочу показать вам, как выглядела эта Городенка, в которой творил свои шедевры Иоанн Георг Пинзель в конце 19 века. Тогда еще они там были целы и невредимы.
Слева на фотографии виден костёл Непорочного Зачатия ( 1745-1769 г.г.), архитектором которого был Бернард Меретин, - еще одна интереснейшая личность, с которым вместе работал Пинзель. Это была их первая совместная работа, одно из ценнейших позднебарокковых сооружений на территории тогдашней Речи Посполитой. В их содружестве был возведен Храм Св.Юра во Львове,
о котором я писала.
Когда экспедиция Львовской картинной галереи приехала в Городенку и вошла в костёл Непорочного Зачатия, то ужаснулась. В центре храма лежала огромная куча сброшенных одна на одну деревянных скульптур, а рядом уже начали резать скульптуру Св.Анны для отопления профтехучилища будущих механизаторов. Если бы экспедиция приехала немного позже, то спасать было бы нечего.
Ниже - современная фотография, которая красноречиво говорит о том, какое это было грандиозное сооружение и каково его сегодняшнем состоянии.
Но Слава Богу, что хоть его стены уцелели.
Удивительно, что уцелела эта скульптура Пинзеля, которая и по сей день находится перед костёлом.
Фотографии
ОТСЮДА.
Но вернемся в наш Музей и посмотрим на последнюю, четвертую скульптуру Пинзеля, которую удалось спасти. Правда, спасен был только фрагмент - изуродованная чьей-то ножовкой, голова Ангела.
Заметили ли вы, что скульптуры Пинзеля имеют удивительное свойство. Рассматривая их с разных сторон, вы с удивлением отмечаете, что они меняют выражение своего лица и положение своего тела. Они прикрывают или раскрывают глаза, их губы шевелятся, локоны волос и складки одежды развеваются, как будто бы в этом огромном зале гуляет ветер.
Это игра теней - скажете вы. Ну, пусть будет так...
Как я уже говорила, остальные работы Пинзеля выставлены в Картинной Галерее. Здесь же они заменены произведениями других художников и скульпторов времен творчества Пинзеля. Но рассматривать их мне почему-то не хотелось, хотя там были работы известных художников.
Пинзель от себя никак не отпускал...
Это Распятие находилось в алтаре костёла в селе Годовица.
Мёртвое тело, пережившее крестную мУку, сотворенное Гением...
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.
Ко МагдалинЂ, плачущой у ног Христовых
Глагол грЂшнаго
Уступи, Магдалино, от Христову ногу,
мнЂ дажд мЂсто, аз имам о грЂсєх скорб, многу.
Уже твои слезами грЂхи очищенны
и беззаконія ти уже отпущенны.
Аще аз валяюся во грЂховной тинЂ,
аз хощу у ног єго искати простинЂ.
Уступи ми, о жено, от ногу Христову,
да і аз милость єго обрящу готову.
Уже ты их довольно слезами омочила,
и прощеніє твоим грЂхом получила.
Аз єще хощу єму упасти на нозЂ,
и, яко грЂшник болшій, рыдати намнозЂ.
Уступи, Магдалино, возлюблша не лестнЂ
Христа, и припадшая к єго святЂй плеснЂ.
Уже ты до сытости сердце усладила,
лобзанієм любезним тому угодила.
Аз хощу к любимому мнЂ припасти Богу
и лобизать усердно чисту єго ногу.
Иван Величковский (1650-1701 г.г.)
Иоанн Георгий Пинзель, Йоган Георг Пильзе, Ян Георг Пельце... Неизвестно откуда пришёл, неизвестно когда и куда ушёл, оставив нам свои загадочные творения, которые тревожат, будоражат, манят в другой Мир и, как мне кажется, никого не могут оставить равнодушным.
Не знаю, буду ли я продолжать свой рассказ о Пинзеле, о тех его скульптурах, которые сейчас выставлены в Картинной Галерее. Слишком много душевных сил ушло на этот пост.
Но мне очень интересно ваше мнение. Пожалуйста, не проходите мимо...
Продолжение
ЗДЕСЬ.