Наследие. Низкинычи. Успенский монастырь.

Mar 05, 2015 23:57

Оригинал взят у m_a_d_m_a_x в Наследие. Низкинычи. Успенский монастырь.
Словно Ангел-Хранитель на высоком холме на окраине города Нововолынска, в его предместье, бывшем селе Низкинычи, разместился древний Успенский Низкиницкий монастырь.
В склепе под главным храмом обители вот уже 350 лет мирно покоятся останки его основателя, известного государственного деятеля и православного мецената, Киевского воеводы Адама Киселя.





А официальным днем ​​ее основания было 16 сентября 1643, когда светлейший тогда еще генеральный каштелян Черниговского староства, сделал фундушевую запись, породив новый монастырь, который, кстати, в отличие от современного названия именовался в честь "Покрова Принайсвятишои Девы Марии".



В фундушевому записи Адам Кисель писал: "Я прагну щоби той Низкиницький монастир і Дім Божий зараз не тільки мурів фундаменти мав, і не тільки стіни закінчені на славу Божу, й ченців дванадцять на вічні часи у ньому мешкали... Нехай же за життя моє у Божій боязні, поки мені Господь прибавить щасливого віку, а по смерті моїй за душу мою многогрішну при моїм гробі і за душі моїх предків і батьків - за родичів живих та померлих, нехай братія у святих Літургіях, жертву щоденну посилає до Владики смерті та життя".



Вот так, будто заглядуючы в будущее и заботясь о собственной загробную участие и загробный покой своих предков, как истинный христианин, в камнях святых алтарей навеки запечатлел свое имя.

келийный коридор


Основание нового монастыря благословил святитель Петр Могила, митрополит Киевский, которому Адам Кисель был очень близок, всегда прислушиваясь к духовным установок Святителя.

монастырская столовая, в которой меня вкусно покормили, за что - отдельное, большое спасибо =)


Для надлежащего содержания иноков и для завершения строительства главной святыни, в течение десяти лет Адам Кисель вносил немалые пожертвования для новой обители.



До наших дней дошло кое что из монашеского устава того времени. В частности известно, что первоначально в монастыре проживало 12 монахов, из которых 7 носило священный сан. Между ними один игумен, Казнодей-проповедник и пять пресвитеров. Для ежедневного совершения двух литургий: ранней - в Старой церкви, или часовнях св. Николая вмч. Георгия и поздней - исключительно в главном храме. Четверо отцов несли послушание хористов, а пятеро были уставщиками.



К сожалению, история не сохранила нам имени первого настоятеля Низкиничах, возможно это был "преподобный отец Сильвестр Бучський", что упоминается в документах под 1660 годом.



В те времена в монастыре находилась чудотворная икона Богоматери и Св. Вмч. Георгия - в честь них ежегодно совершались праздничные отпусты (индульгенцыи). В храме находились также портреты родителей воеводы - Григория и Евфросинии Киселев.



Адам Кисель завершил свои земные дни на 53-м году жизни и был похоронен согласно завещанию в приделе Св. Георгия, точнее в склепе, находившийся под ним. Через 6 лет к Господу отошла его жена Анастасия.



По желанию бездетного сенатора село сначала переходит к сыну брата, а затем к племяннице Иларии Николаевна, замужней за шляхтичем Даниилом Стемпковский. В 1662 году Низкиничи находятся в аренде у Кадевичив-Кончинських и вскоре переходят в руки арендаторов Довгяло-Циринив.



Последние приняв католицизм начинают страшные притеснения, приложив немало усилий, чтобы довести обитель до полного разорения и измены Православию.



В 1698 году Низкиницкий монастырь становится униатским. Луцкий епископ Лев Заленский велел всех насельников побрить на римский лад. Перед этим он вместе с отрядом польского войска насильственно захватил Зимно, утопив в Луге его последних непокоренных защитников.



Посессоры Довгяло-Цирины и в дальнейшем оказывали притеснения монастырю. Так, в 1722 году Франциск Довгяло-Цирина приказал побить тогдашнего настоятеля Иоанна Визанського, после чего потерпевший скончался.



И через долгие судебные процессы монахам все же удалось поставить посессоров на место. Еще в начале XIX-го века местным монахам был хорошо знаком документ, согласно которого 9 февраля 1744 Бенедикт XIV Папа Римский - высокий авторитет Западной церкви полностью признал фундушем Низкиницкого монастыря через специально изданную буллу, оригинал которой хранился в здешнем архиве.



На основе правового возвращения исторической справедливости в середине XVIII века базилианам через судебные процессы успешно добиваются выплаты многолетних задолженностей от Довгяло-Циринив и фактически приводит к их полному разорению.



Вместе с изменением политического устройства края, когда Западная Волынь окончательно переходит под власть Российской империи коренным меняется ситуация. Начинается массовое возвращение униатских приходов в лоно Православной церкви. В 1796 году в ведомство православного духовенства переходит Св. Покровский храм, который становится приходским. После 98-летнего перерыва здесь снова, как в древние времена отправляется православная литургия.



С переходом храма монахи базилиане забрали из него антиминс и серебряную богослужебную посуду и в дальнейшем вели свое богослужение в недалеко расположенной часовни. Кроме того, они по-прежнему вели собственное хозяйство поскольку в их владении остались все земли, пруды, а также поместье вместе с деревянными кельями.



В 1802 году несколько монахов, которые остались в монастыре приписали к братии Владимир-Волынской обители, впрочем сам монастырь, как административная монашеская единица униатской церкви просуществовал до июня 1837.



Успенский храм.

В тихой задумчивости высокого синего неба купается в лучах солнца архитектурный ансамбль Свято-Успенского Низкиницкого монастыря. Издали кажется, что он как бы вырос на этой горе и стремительно поднимается над окрестностями окружающей среды. В основе стоит Успенский храм. Он представляет собой, правильной формы, ривнораменний крест. Особой легкостью линий и изяществом укреплений, выделяется центральная его часть, имеющая высокий барабан и увенчивается куполом. Такие же четыре снижены боковые разветвления креста в центральной композиции этой трактуемой в очень сдержанных формах сооружения непосредственно нашел воплощение, тип деревянного пятиглавый храм. Удачные пропорции основных объемов и верхов, предельная простота архитектурного замысла, сдержанное использование живописного лепка делают это место одним из выдающихся сооружений своего времени.



По времени строительства храма существует много противоречивых мнений и идей. Согласно историческим источникам датой начала строительства Успенской церкви является 1636. Иногда ошибочно указывают на 1643 - год, когда Адам Кисель написал свое завещание об учреждении в Низкиничах монастыря. Но в самом завещании четко указывается, что стены церкви уже заложены и на монастырь возлагается задача завершить строительство.



Первоначально храм был освящен в честь «Покрова Принайсвятишои Девы Марии». Известная достоверная дата освящения церкви - оно произошло в 1653 году. Однако приходской священник Иоанн Ящевского подал для суда в 1837 году описание церкви, составленный в 1806 году, в котором говорится, что она была построена в 1659 году. Как согласовать эти даты? В 1653 году умер Адам Кисель. Он завещал, чтобы похоронили его в Низкиничах, где в течение двух веков покоились его предки. Вероятно, что освящение церкви было ускорено, чтобы можно было в склепе под ней захоронить основателя. А определенная часть работ, второстепенных, могла выполняться и после, вплоть до 1659 года.



Итак, опираясь на известные источники вполне вероятно считать, что церковь строилась в течение 1636 - 1659 лет. Но даже конкретизируя дать, можно с уверенностью сказать, что строительство велось около двух десятков лет. По тем временам это были вполне нормальные сроки.



В начале церковь была покрыта гонтами, как говорили в древности - "избита гонтом". Однако не следует такую ​​кровлю считать бедной. По тем временам лучше не знали, красная черепица у нас не применялась. Гонтовая кровля стоила недешево: строганные дощечки и клепаные специальные гвоздики - гонтали изготавливались вручную.



В 1796 году монастырский храм становится приписным к приходу села Калуса.



В 1832 году была проведена ревизия церквей Волынской епархии московским протоиереем Платоновым. Низкиницкий церковь, в которой в то время в связи с закрытием монастыря не проводилось богослужение, получило право отдельного прихода.



В 1839 году с открытием Низкиницкого прихода Волынская духовная консистория через местное губернское управление потребовала от нового владельца Низкиницкого имении дворянина Модзалевского надела Низкиницкий церкви земельного участка и ремонта церкви. В 1841 году Модзалевский обратился в губернское управление с заявлением, что на ремонт церкви нужны большие средства, и он не в состоянии из своего сравнительно небольшого поместья села Низкиничи выделить такие деньги, так как для этого нужно было бы продать само имение. Учитывая то, что строитель церкви Адам Кисель назначил ее поддержания значительные капиталы, которые были переведены в фонды Владимир-Волииського монастыря, то, по мнению Модзалевского, нужно было бы вернуть эти капиталы Низкиницкий церкви и использовать на ее ремонт.



Губернское управление направило заявление Модзалевского в Владимир-Волынский уездный суд на рассмотрение. Уездный суд своим решением от 23 марта 1842 постановил: все подписанные Адамом Киселем Низкиницкий церкви капиталы и угодья вернуть в пользу этой церкви. Решение утверждено было 30 июня 1843 на заседании Волынской гражданской палаты. Но правительственный Сенат, куда дело это перешла на ревизию, постановлению волынских судов не согласился и, приняв во внимание, что все монастырские капиталы перешли в казну, по собранию дополняющих документов постановил: помещика Модзалевского освободить от обязанности выполнять ремонт Низкиницкой церкви, обовязав его в то же время наделить ее земельным участком.



Из указа правительственного Сената по этому делу видно, что Модзалевский заявляя о нехватке средств на ремонт церкви, писал в свое оправдание, что эта церковь очень большая и другой такой по размерам якобы нет по всей Волыни.



После выделения Модзалевским земельных угодий в пользу церкви вопрос о ее ремонте затих. Дело закончилось тем, что церковь стала запущенной, а священник, получив в селе Низкиничах землю, перешел жить в Калусев.



Несколько десятилетий храм пустым стоял на холме. Люди обходили его, лишь только вороны вылетали из пустых зрачков выбитых окон, а ночью из кустов, поросшие на куполах, жалобно кричал филин.

ХХ век.

С конца 40-х до 80-х годов XIX века, богослужения в Низкиницкий церкви не отправлялось, а сам храм находился в аварийном состоянии.

левый склеп




Однако, в конце XIX в. местная интеллигенция заинтересовалась историческими памятниками. Возникло движение по изучению этих памятников, проводились археологические исследования. В начале 80-х годов в Луцке возникает Братство заинтересованности стариной, которое всячески старается спасти ценные исторические памятники.





Возглавлял дело изучения старины надворный советник Омельян Дверницкий, имение которого находился в селе Будятичи за 2 версты от Низкиничах, поэтому старый храм не мог остаться вне их внимания. Среди лиц, осматривавших в те времена, памятник архитектуры были киевские профессора В. Антонович и А. Прахов - последний даже сделал фотоснимки здания и ценной церковной утвари, риз, икон и книг, огромное количество которых в то время находилось там. Посещала Низкиничи известная меценатка - графиня Уварова, также горячо выступала за необходимость надлежащего восстановления церкви. При содействии архиереев, силами крестьян святыня была частично приведена в надлежащий вид и на рубеже веков перекрыты купола. На деньги же Святейшего Синода в 1896 году появляются дома и хозяйственные помещения для местного духовенства. Дело о ремонте храма шло более 10 лет, когда в 1913 году было решено выделить 10 000 руб. с синодальных средств 1915 года. Свершению этого помешала Первая мировая война.

правый склеп


Во времена польского господства храм числился одним из первых для "ревиндикации" во Владимирском уезде. Церковь католикам не вернули, но в межвоенные годы ее грабят и нарушают покой мецената. После варварского открытия саркофага из него исчезают клейноды и золотой жезл покойного.



В Низкиничах существует местное предание, что в 1930-х годах усыпальницу посетил глава польского государства, который вовсе не оправдал событий тогдашних сторонников папства, ибо последний указал что "если учредитель храма был православный, то пусть такой же эта святыня и остается". Более того, с 1935 года под эгидой государства начинается ее реставрация.



К сожалению и Вторая мировая война не обходит церковь стороной. Во время наступления советских войск мимо прошла линия фронта, оставила после себя уничтоженную верхушку центрального купола и бесчисленное количество дыр в крыше.
В 50-е годы рядом с церковью начал расстраиваться шахтерский город Нововолынск. Коммунистическим идеологам светлого будущего было весьма неприятным богослужения в Успенской церкви. Ими и было принято решение о его закрытии. Это произошло в 1961 году.
Одним мрачным утром в следующем, 1962 году воинствующие атеисты появились в помещении Успенской церкви и сделали в ней погром.
Первой жертвой в церкви стал скульптурный надгробный портрет Адама Киселя - выдающийся памятник украинского статуарного искусства XVII в. Коммунистические варвары XX в. с помощью ломов сбросили его на пол. От удара фигура раскололась на две части.



Церковные книги и иконостас также были разорваны. Опустившись в подземелье. где находился гроб-саркофаг с останками Адама Киселя, коммунисты оборвали родовые гербы, украшавшие саркофаг и сильно повредили его. Кости воеводы вандалы разбросали по полу, а черепом играли в футбол. Церковь села Низкиничи была разорена и закрыта на долгих семь лет.
Об акте небывалого вандализма слухи дошли до столицы. Оттуда на Волынь была отправлена ​​специальная комиссия, состоящая из выдающихся ученых и исследователей-искусствоведов. Последние резко осудили преступление, но сурово наказать вандалов никто не собирался.
Спасло храм от новой гибели только то, что местному духовенству и прихожанам удалось только в Борисполе отыскать одну из дальних потомков Киселев. С ее помощью храм 8 июня 1969 году вновь открылся для богослужения. В то время львовские реставраторы восстановили то осталось с прежних достижений, а вновь настоятель о. Владимир Понагайбо (1969 - 1987 ГГ.) Взялся за нелегкое дело заботы человеческих душ.



О. Владимир служил одновременно в трёх приходах. Кроме села Низкиничи он служил в селе Тишковичи и в селе Гряды. Службы проводились поочередно. Целая эпоха в жизни молодого Нововолынска связана с именем этого пастыря. "В старости доброй, насыщенный жизнью" (Бут.25,8) он отошел ко Господу в 2002 году. Вечная ему память!
Стараниями этих пастырей в богоборческие времена не оставались без церковных таинств жители, только что отстраиваемого шахтерского города Нововолынск, где об открытии храма не упоминалось.
Низкиницкий приход был также в свое время первым приходом современного наместника Киево-Печерской Лавры архиепископа Павла (Лебедя, 1987 - 1994).
Последним приходским священником церкви Успения Пресвятой Богородицы был протоиерей Анатолий Сидько (1994 - 1997 ГГ.).
Прошли времена богоборчества - пора восстановления исторической справедливости.



28 октября 1997 года решением Священного Синода УПЦ на святой Низкиницкий горе, как и в древние времена снова восстанавливается монашеская жизнь.
Исполняющим обязанности наместника был назначен игумена Афанасия (Ковальчука, 1997 - 2000 ГГ.). Он был первым строителем восстановленной обители.
26 марта 2000 наместником монастыря стал игумен Викентий (Мазур).
Крепко стоит он сейчас, этот центр Православия, свидетель большого напряжения духовных сил и тихого монашеского подвига, искренней, непрестанно молитвы перед Богом, за весь мир. Величаво возвышается его пятиглавый храм на холме на окраине молодого города. Он с особой силой влечет к себе людей. Овеянный непостижимой тайной, что достигается, когда касаешься стен его собственной рукой, вздохом воздуха, окутывающего эту святыню, небом, которое веками охраняет его, вслушиваясь в церковный перезвон.

и на последок


текст, взят у - http://monastyr.org.ua/litopys.html.

монастырь находится тут

Украина, храмы, монастыри, живопись, репост

Previous post Next post
Up