Российская экономика переживает не лучшие времена. Аналитики заявляют о новом витке кризиса в России. О сложностях экономики свидетельствуют сокращения объемов производства промышленными предприятиями, занятых в машиностроении и приостановка заводов. Однако не все российские предприятия переживают кризис в ущерб объемам производимой техники.
Как правило, верной стратегией в данной ситуации является не сокращение оборотов или штата сотрудников, а наоборот, развитие, которое позволит остаться на плаву. Именно поэтому в условиях инфляции и ужесточения рынка основной удар всегда приходится на маленькие предприятия. Гиганты отраслей же всегда остаются на плаву и несут минимальные потери.
Ярким примером является Сергей Галицкий, ЗАО "Тандер" и сеть магазинов "Магнит".
Тандер - это не просто корпорация федерального масштаба, но еще и изначально отечественный проект. Периодически адепты политических войн выкладывают в интернет картинки воистину постапокалиптического характера. Например, пустая продуктовая полка в отделе фруктов в небезызвестном Ашане. И вот на пустой полке сиротливо стоит ящик с киви по цене 300 рублей за килограмм. Далее выясняется, что фотография - полная лажа, так как в гипермаркете просто делали перестановку и потому полка пустовала. А ценник висящий над киви оповещает о стоимости совсем другого продукта. Но то не важно, давайте представим, что фото подлинное. Кстати, вот оно, если интересно:
Ашан импортирует достаточно много товаров, поэтому, чисто гипотетически, там возможна такая ситуация. В "Магните" же всегда большая часть товаров была отечественной, следовательно, после санкций ситуация изменится мало - ведь меньше товаров будет необходимо замещать. Многих людей сейчас беспокоят вопросы: подорожают ли продукты питания в связи с санкциями? Или наоборот, подешевеют? Я склоняюсь к тому, что сильно ситуация не изменится. Если подорожание и будет, то в связи с инфляцией, которая наблюдается с начала года. Дешевых продуктов ожидать не стоит, это слишком наивно. Было бы здорово, конечно, но мне слабо верится в такие утопичные картины.
Думаю, вы и сами ни раз видели сводки со свежей стоимостью продуктовой корзины. В 2014 году её динамика примерно такова: длинный список с подорожавшими продуктами и несколько позиций, где что-то незначительно подешевело. Скажем, для примера в июле повседневные продукты питания, в особенности, мясо очень сильно выросли в цене, некоторые товары подорожали чуть ли не на 15-20%. Тем временем снизилась стоимость на некоторые товары вроде огурцов или чего-то такого же доступного на 1,5-3%. Ах да, водка подешевела. Хоть напиться можно с горя.
Каким же образом и по какой схеме будут меняться продукты в супермаркетах? Начну, пожалуй, с того, что попрошу своих друзей перестать вестись на выпады в стиле "люди выгребают с полок сельдь, в О'кее дают по рыбине в руки, а еще видел как несколько девушек подрались из-за кусочка Дор Блю". Это полная лажа и не меньшая пропаганда, чем "Вся Европа умирает от червивых персиков, импорт которых мы прекратили" по Первому каналу. Сейчас такое время, что верить можно только своим глазам и ушам. Олдос Хаксли ликует.
Так вот, теперь про замещение. В головных офисах крупных сетей, вроде "Магнита", есть категорийные менеджеры. Каждому из них доверена своя ниша. Занимается человек, скажем, молоком. Все поставщики молока облизывают с ног до головы и одаривают подарками такого менеджера, чтобы получить место на полке и получить такое выгодное сотрудничество. И вот сейчас, все гипермаркеты, вне зависимости от того, насколько забиты их склады импортной продукцией, негласно обязали сократить количество импортных товаров на полках до 30% от общего числа. Далее оно плавно будет стремиться к нулю.
У категорийщиков есть так называемый шорт-лист. В него попадают поставщики, которых держат про запас. Скажем, поругется Ашан с Вимм-Биль-Данном, а на подхвате стоит "Коровка из Кореновки". Огромная борьба среди даже очень крупных компаний идет не только за место на прилавках, но из за верхние позиции в шорт-листе. Это не мои влажные фантазии, я работаю в сфере торговли и, можно сказать, моя работа как раз и заключается в том, чтобы мой работодатель в этот лист попал. Правда в меньших масштабах, гораздо меньших.
Сейчас не видно насколько страшная война идет за то, чтобы стать поставщиком, который будет замещать на полках гипермаркетов импортные товары. Кто уж точно озолотится в наше невеселое время - это категорийщики, получающие многомиллионные взятки (зависит от масштабов, конечно). Так что, мифы от пустых полках и дефицитной селедке по талонам притянуты за уши. Так не будет никогда.
Другой вопрос состоит в недовольстве качеством отечественного производителя. Якобы, как же мы, бедные, без Дор Блю, будет сыр "Российский" есть теперь? Правда, мало кто из таких ораторов в курсе, что Дор Блю в связи с санитарными нормами не ввозится в РФ уже год. Портится он по дороге. А сыр "с голубой плесенью", который 99% населения от Дор Блю не отличат, производится в России и довольно долго. Так что, страдают только истинные эстеты и гурманы. Это не приятно, но совсем не смертельно. На картошке со свеклой не останемся.
Да и разговоры про поддержку отечественного производителя не совсем пустые. Тут мне сложно говорить о питании, у нас в крае своя специфика и я могу скатиться в сплошную политику. Поэтому приведу другой пример, актуальный для всей России - нефть. Помню лет 10 назад основной темой кухонных бесед было то, что мы продаем сырую нефть за копейки и перекупаем переработанную за тройную цену. Сейчас большой упор в стране идет на переработку, не забывая и про непосредственно добычу.
Скажем, Туапсинский НПЗ, который в 1992-м был довольно старым и слабо эффективным предприятием, сейчас превращается в стратегический топливно-энергетический объект региона. Связано это с масштабно модернизацией своих НПЗ, которую проводит компания "Роснефть". Причем, реконструкция действительно в корне меняет предприятие. Многие любят говорить о нефтекомплексе в Туапсе, что там индекс нельсона почти на нуле и грош ему цена, опираясь на данные почти 30-ти летней давности. А тем временем, не смотря на то, что модернизация еще идет, это предприятие уже способно само поставлять топливо на импорт. Переработанное и дорогое, что для бюджета выгодно.
В целом, какой-то слишком ура-патриотический пост вышел, я этого не хотел. Просто хотелось развеять несколько мифов, искусственно создаваемых приплаченными паникерами, которые связаны с тем, что сами мы ни на что не способны, а без импортных продуктов и вовсе умрем с голоду. Думаю, ближайший минимум год будет довольно тяжело. Скажем так, бутерброд будет с маслом, а может даже с докторской колбасой. А вот о красной икре пока лучше забыть.