Кто писал под псевдонимом Шекспир?

Apr 22, 2024 11:55



Версия N1. Ф. Бэкон.
Дочь разорившегося поселенца из американского штата Коннектикут Делия Бэкон (1811-1859) была не первой, кто пытался приписать сочинения Шекспира перу Фрэнсиса Бэкона, но широкую публику познакомила с этой версией именно она. Ее вера в собственное открытие была так заразительна, что знаменитые писатели, к которым она обращалась за помощью, - американцы Ральф Уолдо Эмерсон, Натаниел Готорн и британец Томас Карлайл - не могли ей отказать. Благодаря их поддержке Делия Бэкон приехала в Англию. Там она узнала, что во время заключения брака Шекспир вместо подписи поставил крестик, что он не учился даже в начальной школе... В 1857 году опубликовала 675-страничную «Подлинную философию пьес Шекспира». В этой книге говорилось, что Уильям Шекспир был всего лишь неграмотным актером и жадным дельцом, а пьесы и стихи под его именем сочиняла группа «высокородных мыслителей и поэтов» во главе с Бэконом - якобы таким образом автор «Нового органона» рассчитывал обойти цензурные ограничения, не дававшие ему открыто излагать свою новаторскую философию (о том, что в елизаветинской Англии пьесы также подвергались цензуре, Делия, видимо, ничего не знала).
Впрочем, автор «Подлинной философии» никаких подтверждений в пользу своей гипотезы не представила: доказательства, считала Делия, лежат либо в могиле Фрэнсиса Бэкона, либо в могиле Шекспира. С тех пор многие антишекспирианцы уверены, что настоящий автор распорядился похоронить рукописи «шекспировских» пьес вместе с собой, и если их найти, то вопрос будет решен раз и навсегда. Идеи Делии нашли множество последователей. В качестве доказательств они предъявляли мелкие литературные параллели между сочинениями Бэкона и Шекспира, вполне объяснимые единством письменной культуры того времени, - а также то, что автор шекспировских пьес имел вкус к философии и был осведомлен о жизни ряда европейских королевских домов.
Существенным развитием первоначальной гипотезы можно считать попытки разгадать «шифр Бэкона». Дело в том, что Фрэнсис Бэкон работал над усовершенствованием методов стеганографии - тайнописи, которая на взгляд непосвященного человека выглядит как полноценное сообщение со своим собственным смыслом 
. Бэконианцы уверены, что их герой писал пьесы под маской Шекспира вовсе не ради успеха у публики - «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и «Король Лир», «Двенадцатая ночь» и «Буря» служили прикрытием для некоего тайного знания.

Версия № 2
Эдуард де Вер (1550-1604), 17-й граф Оксфордский, - придворный, поэт, драматург, покровитель искусств и наук


Эдуард де Вер. Копия утраченного портрета 1575 года. Неизвестный художник. Англия, XVII век
National Portrait Gallery, London
Простой учитель английского языка, называвший себя потомком графов Дерби, Томас Лоуни (1870-1944) не верил, что «Венецианского купца» 
мог написать человек неблагородного происхождении, никогда не бывавший в Италии. Усомнившись в авторстве комедии о Шейлоке, Лоуни взял в руки антологию елизаветинской поэзии и обнаружил, что поэма Шекспира «Венера и Адонис» (1593) написана той же строфой и тем же размером, что и стихо­творение Эдуарда де Вера «Женская изменчивость» (1587). Де Вер, 17-й граф Оксфордский, мог похвастать древностью рода и хорошим знакомством с Италией, был известен современникам не только как поэт, но и как автор комедий (не сохранившихся).
В 1920 году Лоуни выпустил книгу «Опознанный Шекспир», которая нашла немало поклонников, хотя дата смерти графа - 1604 год - отрезает от шекспировского канона целый ряд поздних пьес, в том числе «Короля Лира», «Макбета», «Антония и Клеопатру», «Зимнюю сказку» и «Бурю». Впрочем, Лоуни нашел выход: якобы Оксфорд, умирая, оставил целый ворох незаконченных рукописей, впоследствии завершенных кем-то грубо
и наспех. Последователи Лоуни, чтобы избежать некоторых противоречий в датировке пьес, постарались их передатировать.
Лоуни не скрывал дилетантского характера своих исследований и даже гордился им: «Вероятно, проблема все еще не решена именно потому, - писал он в предисловии к „Опознанному Шекспиру“, - что до сих пор ею занимались ученые». Позже оксфордианцы решили призвать на помощь юристов: в 1987 и 1988 годах в присутствии судей Верховного суда США и лондонского Миддл Темпла соответственно последователи гипотезы Лоуни вступили в открытый диспут с шекспироведами (в Лондоне им, в частности, противостоял самый почтенный из ныне живущих специалистов по Шекспиру профессор Стэнли Уэллс). К несчастью для организаторов, судьи оба раза присудили победу ученым. Зато оксфордианцам удалось потеснить бэконинацев - на сегодняшний день оксфордианская версия антишекспи­ризма является наиболее популярной. Среди самых известных последователей Лоуни был психиатр Зигмунд Фрейд, который в молодые годы склонялся к бэконианству, а в 1923 году, после знакомства с «Опознанным Шекспиром», перешел в оксфордианство. Так, в 1930-х годах Фрейд стал развивать параллели между судьбой короля Лира и биографией графа Оксфордского: у обоих было по три дочери, и если английский граф о своих совсем не заботился, то легендарный британский король, по контрасту, отдал своим дочерям все, что имел. Бежав от нацистов в Лондон в 1938 году, Фрейд написал Лоуни теплое письмо и назвал его автором «замечательной книги», а незадолго до смерти на основании того, что Оксфорд в детстве потерял горячо любимого отца и якобы возненавидел мать за ее следующий брак, приписал Гамлету Эдипов комплекс.
Почему же большинство литературоведов решило, что автором бессмертных трагедий и стихов был именно актер и предприниматель (!!!) Шекспир? Просто в англо-саксонском мире ПРИНЯТО обращать внимание не на факты, а на мнение авторитетов. А авторитетные люди считали и считают, что гениальность и талант всегда идут рука об руку с предприимчивостью и умением делать деньги, именно поэтому актер и торговец Шекспир и смог стать великим драматургом и поэтом.

Англия, Шекспир

Previous post Next post
Up