Эта картина написана Брейгелем Старшим за год до его смерти.
В ней, как и в других своих произведениях, Брейгель делится с нами своими размышлениями о человеческих пороках и бренности человеческой жизни. На полотне изображён немолодой уже монах и молодой человек с явными признаками дегенерации, крадущий у него кошелёк. Представитель средневековой молодёжи вписан в сферу с крестом - это символическое изображение мира. Перед монахом можно увидеть три колючки, которые символизируют ждущие монаха страдания и искушения.
Длани монаха сложены в молитвенном жесте: он, видимо, непрестанно молится, что должно свидетельствовать о его благочестии и смирении. Однако благочестие монаха лицемерно: позади из-под монашеской мантии высовывается туго набитый кошелек красного цвета в форме сердца. На картинах Брейгеля Мужицкого нет ничего лишнего. Здесь Брейгель опирается на сентенцию «Где кошелёк, там и сердце», восходящую к Евангельскому тексту. Двуличный образ инока намекает на то, что картина содержит сатиру на монашество латинской церкви. Образ мизантропа резко контрастирует с пастухом, пасущим овечек на заднем плане. В образе пастуха художник изобразил Иисуса Христа...