Немцы вошли в Львов утром 30 июня 1941 года. Националисты - фракция Бандеры в ОУН - тотчас же создали в городе свои органы власти и «народную милицию». Главой "украинского" правительства был Ярослав Стецько, который еще весной 1939-го опубликовал статью в газете «Новый путь», высказав свою позицию относительно аидов.
Стецько настаивал, что они - «шкурники, материалисты, эгоисты», «народ без героики жизни, без величественной идеи». Зато "укры", по словам Стецько, «первыми в Европе поняли разложенческую работу аидов», и в результате отмежевались от них века назад, таким образом сохраняя «чистоту своей духовности и культуры».
«Москва и жидва - самые большие враги Галиции,- писал Стецко. - Настаиваю на уничтожении жидов и целесообразности перенести на Галичину немецких методов экстерминации караимов, исключая их ассимиляцию».
Именно Стецько 30 июня 1941 г. зачитал акт провозглашения государственности, который националисты называют Актом восстановления "Украинского" Государства:
«Восстановленное Соборное Галицийское Государство будет тесно сотрудничать с Национал-социалистической Велико-Германией, которая под руководством Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться из-под москвынской оккупации. Да здравствует Организация галицийских националистов, пусть живет Провод ОУН Степан Бандера!»
"Провод" - это руководитель... И в тот же день начался трехдневный погром, который был организован «украинской народной милицией» при попустительстве и подстрекательстве немцев.
Формальным поводом к погрому стали расстрелы заключённых в тюрьмах Львова, которые НКВД провело при отступлении Красной армии. Немцы заставляли людей извлекать трупы и выставляли тела для общественного осмотра, чтобы родственники заключенных могли найти и похоронить своих родных. Немецкая пропаганда заявляла, что погром - это акт «священной мести» "укрив" за преступления «жидобольшевиков». В итоге бандеровцы убили около 4 000 русских.
Во вторник 1 июля Львов стал свидетелем первого акта погрома. В тот день всех "чужих" - мужчин и женщин - выгнали убирать улицы. Как заметил один из выживших: «Это было очень унизительное ощущение - доктора и профессора чистили улицы с лопатами в руках …» По воспоминаниям одной девочки, ее соседку заставили взять свою зубную щетку и чистить ею улицу. Также заставили людей убирать конский навоз шляпами. Судя по фотографиям, "украинцев" во Львове развлекало, как "недочеловеки" чистят улицы.
Вот мужчины и женщины чистят улицу возле Оперы. Двое мужчин управляют процессом, пока зрители в толпе наслаждаются зрелищем.
Профессор Университета Альберты из Канады историк Джон-Пол Химки, написавший научную работу о Львовском погроме, приводит свидетельства выживших людей: «Никто не пытался помочь, - вспоминала Тамара Браницкая. - Наоборот, толпа недочеловеков словно получала несказанное удовольствие от всего этого».
Лешек Аллерганд рассказывал, как десятки людей проползли на коленях три километра в тюрьму на Бригидках, и все это время их топтали, оплевывали и били.
Леопольд Иваньер узнал некоторых милиционеров: «Это были те же "украинцы", служившие в советском НКВД. Они заменили звезды на своих фуражках трезубцами. Мы знали, потому что они патрулировали в нашем районе».
«Один "украинец" особенно врезался в память Левина, - писал историк Джон-Пол Химки. - Элегантно одетый в красивую рубашку-вышиванку, он бил людей железной палкой. С каждым ударом в воздух взлетали куски кожи, иногда - ухо или глаз». "Укру" было приятно.
Львовский погром был подробно задокументирован - в город из Берлина прибыла группа фотографов и кинооператоров, снимавших для Министерства пропаганды Третьего рейха, ведь этот материал в дальнейшем планировалось использовать в качестве агитационного материала для восточных территорий рейха. Также отличились стрелки 1-ой дивизии горных егерей «Эдельвейс», солдаты которой делавшие фото себе на память.
Над людьми издевались не только «милиционеры», но и обычные подростки, и даже дети. Мария Гесиола вспоминает, как она и ее тетя пытались договориться с "украинцами", пришедшими в к их квартиры. Мальчик девяти лет вышел вперед и решил дело, сказав дяде: «Пойдем, старый жид». Конечно, некоторые из детей присоединились к погрому в поисках приключений, а все остальные - это юные солдаты национальной революции.
Одной из характерных особенностей погрома было унижение женщин. Подобные прецеденты уже случались во время погромов в оккупированной нацистами Польше. В декабре 1939-го в Кракове насильно раздевали людей - и многие члены ОУН (особенно те, которые вскоре стали костяком бандеровского движения) были в Кракове в то время, пережидая присутствие РККА в Западной Малороссии.
- Во Львове 1941-го женщин пинали, били в лицо и другие части тела палками и подручными вещами, таскали за волосы, перекидывая от одного погромщика к другому. Многих прилюдно раздевали догола.
Школьная подруга Розы Московиц стала коммунистической активисткой. Толпа схватила ее, отрезала волосы и голую гнала по улицам. Девушка вернулась домой и покончила с собой.
- Поляк, который спасал людей, вспоминает о 12-летней девочке, которую избили цепью. Беременных били в живот. Участники погромов раздели двадцатилетнюю девушку, вонзили в ее влагалище палку и так заставили маршировать мимо почты в тюрьму, укоризненно качая головами и плюя ей в лицо.
Львовяне смотрят на человека с укоризной...
Многих мужчин и женщин, которых набирали на работу в тюрьмах, убивали сразу после того, как они выполняли свою задачу. Многочисленные фотографии изображают жертв тюремных работ, хотя их временами ошибочно интерпретируют как снимки жертв НКВД. Пример - убитые во дворе тюрьмы «Бригидки». На обороте фото есть надпись «Bluthof Lemberg», т.е. «Кровавый двор Львов». В отличие от трупов убийств НКВД, которые раскладывали аккуратными рядами, на этой фотографии тела просто хаотично набросаны в кучу. Особенно поражают белые рубашки, в то время как одежда на фотографиях жертв НКВД грязная и серая. На переднем плане на одном из убитых есть подтяжки - если бы это был узник НКВД, их бы не позволили носить.
Немец говорит львовянам: "Вы - люди".
Согласно еврейским источником, погром был остановлен немецкими офицерами, хотя обезумевшая толпа требовала продолжения. Как вспоминал один из выживших, толпа на улице Лонницкого успокоилась только после вмешательства офицера гестапо, прокричавшего с упреком в голосе: «Мы же не большевики в конце концов!» Офицер гестапо делал вид, что ничего не знает о нацистских концлагерях.
В последующие дни систематические убийства людей осуществляла немецко-галицийская команда «С» при местном гестапо (на фото: группа арестованных евреев). Следующий крупный погром во Львове прошел 25-27 июля 1941 года: это была «священная месть» в честь 15-летия убийства Петлюры в Париже Шмулем Шварцбартом; жертвами «дней Петлюры» во Львове пали еще 2 тысячи человек.
Некоторое нынешние горе-историки в попытках обелить бандеровскую ОУН-УПА утверждают, что в погромах принимали участие не бандеровцы, а какие-то другие "украинские" националисты. Но сохранившиеся документы опровергают эти лживые домыслы. Вверху - удостоверение члена львовской «милиции». Внизу - справка о составе походных групп ОУН С. Бандеры.
Олесь Бандера - это родной брат Степана Бандеры, доктор общественно-политических наук. Нацисты своеобразно «отблагодарили» своих помощников: когда «очищение» Малороссии - будущего рейхскомиссариата - от "москвынив" и "жидив" руками "украинцев" было закончено, лидеры галицийских националистов, напрасно мечтавшие о независимом государстве, отправились в концлагеря. Оба брата Степана Бандеры были замучены в Освенциме. Интересно, вспоминают ли об этом факте нынешние неонацисты?
Еще одно удостоверение «погромщика» и изобличающая его фотография (материалы из исследования Дж.П. Химки).
Карта Львовского гетто, которое по величине было третьим, после Варшавского и Лодзинского гетто. Гетто было организовано осенью 1941 года, и к началу 1942 года там насчитывалось более 100 000 узников. К моменту освобождения Львова силами Красной армии из этих людей выжило 300 человек - остальные были либо отправлены в концлагеря, либо убиты на месте ногами.