В декабре 1968 года американцы якобы начали полёты на Луну. А в течение всего предыдущего 1967 года в отряде астронавтов НАСА свирепствовали несчастные случаи с летальным исходом. Погибали астронавты вдали от космоса и при самых земных обстоятельствах. Первые «несчастные» случаи произошли ещё раньше - в 1964 - 1966 г.г. во время выполнения программы «Джемини». Всего погибли примерно 15% от состава отряда.
Скептики выдвинули версию, что «случайность» настигала тех, кто не выказал достаточно патриотизма, чтобы участвовать в спектакле космических полётов, вместо самих полётов.
Таких «отказников» можно понять. Действительно, опытнейшие лётчики в расцвете сил поступили в отряд НАСА, мечтая о полётах в космос. Но вместо этого они постепенно открывали для себя, что им придётся быть главными актёрами в довольно грязном спектакле. Вряд ли кого из членов отряда такая перспектива обрадовала. Но большинство смолчало, понимая, что назад пути нет.
Однако видимо, нашлись «непонятливые», которые не осознали, что у них нет выбора, и не выразили явной готовности к участию в космической афере. Как с ними быть? Ведь шефы раскрыли им тайну готовящейся космической аферы. И эти с этого момента выявившиеся несогласные стали потенциальными источниками утечки сверхсекретной информации. Информации, способной нанести колоссальный ущерб престижу США. Значит, они должны замолчать и замолчать навечно!
Томас Рональд Бэрон четыре года (до конца 1966 - го) работал на космодроме инспектором по безопасности на строительстве комплекса «Аполлон». После тесного знакомства с «Аполлоном» он написал два доклада - сначала в 55 страниц, а затем в 500. Тема общая - полная непригодность корабля «Аполлон» к полётам на Луну. Второй его доклад был даже заслушан в Конгрессе США, а на следующий вечер Бэрон «случайно» погиб («случайно» вместе с семьёй).
Что пишут на эту тему адвокаты НАСА
Для начала послушаем доморощенных адвокатов НАСА Ю. Красильникова и В. Яцкина [4, 5]:
«11 астронавтов действительно погибли. Но лишь 4 из них непосредственно участвовали в программе «Аполлон». Перечислим их поимённо.
27.01.1967г. В. Гриссом, Э.Уайт, Р. Чаффи сгорели во время тренировки в корабле "Аполлон".
05.10.1967г. К.Уильямс. Погиб в катастрофе самолёта Т-38 за год до первого пилотируемого
полёта "Аполлона", был включён в состав экипажа одного из "Аполлонов".
Остальные семеро астронавтов с программой "Аполлон" не были связаны.
15.11.1967г. М.Адамс. Разбился при испытании сверхвысотного самолёта НАСА Х-15
08.12.1967г. Р. Лоуренс. Был пилотом во время тренировочного полёта на самолёте F-104B. Разбился при заходе на посадку.
13.09.1967г. Р. Роджерс. В 1963 году вернулся на лётную работу. В момент гибели не имел отношения к космическим полётам. Истребитель F-105, которым он управлял, взорвался в воздухе.
31.10. 1964г. Т. Фримен. Его самолёт Т-38 столкнулся с птицей.
28.02.1966. Э.Си и Ч. Бассет были первыми кандидатами для полёта на космическом корабле "Джемини-9". 28 февраля они вылетели на самолёте Т-38 на завод, где шла сборка предназначенного для них корабля. Си ошибся при заходе на посадку, и самолёт врезался в тот самый цех, где шла сборка корабля. Си и Бассет погибли, а 14 рабочих завода получили ранения.
6.06.1967г. Э.Гивенс. Погиб в автокатастрофе».
Адвокаты НАСА достаточно точно процитировали сведения из официальных биографий погибших астронавтов [6]. Интересен комментарий к этим фактам со стороны Ю.Красильникова [4]:
«Обстоятельства гибели перечисленных астронавтов не очень-то похожи на злой умысел.
* Есть масса более простых и надёжных способов убрать нежелательных свидетелей, чем авиакатастрофы.
*Тем более ни к чему устранять неугодных вместе с уникальным экспериментальным самолётом или первым экземпляром нового космического корабля. Вряд ли можно было подстроить ошибки пилотов при заходе на посадку и тем более столкновение с птицей в воздухе.
*И совсем уж глупо вместо "несогласных" убирать непричастных: большинство погибших не имело отношения к полётам на Луну.
*Эта вереница лишь подтверждает известную истину: профессии лётчика-испытателя и космонавта не самые безопасные».
Мнение понятно, но почему адвокаты в своём списке начинают с 1967 года, потом перескакивают на 1964 - й и 1966 - й, затем снова возвращаются к 1967 году. Пустяк? Не совсем! Таким способом они маскируют зловещее увеличение числа смертей в 1967 году.
Кроме того, почему адвокаты НАСА рассматривают гибель только астронавтов? А разве названный инспектор не причастен к программе «Аполлон»? Или он «не информированный» участник? Ещё как информированный! Был бы его доклад пустым и вздорным, получил бы Бэрон обычную отписку от некоего чиновника: «дескать, познакомились, посчитали доклад необоснованным». Так нет! Пригласили в Конгресс автора доклада для личного собеседования. Значит, было о чём поговорить.
Почему же адвокаты утверждают, что разговор стоит вести только о четырёх людях, которые по их мнению, будто бы единственные, кто «непосредственно участвовали в программе «Аполлон»»? Очевидно, что они имеют в виду сгоревший экипаж «Аполлона - 1» (В. Гриссом, Э.Уайт и Р. Чаффи), а также астронавта К. Уильямса, который был включён в состав экипажа одного из "Аполлонов". А остальные погибшие астронавты - они что? Случайно забрели в отряд, и знать ничего не знают? Кстати, Т. Бэрон вообще не был астронавтом. Но знал «Аполлон» не хуже астронавтов. Почему его и пригласили в Конгресс, чтобы послушать его критику.
Дополненный и упорядоченный список погибших
Прежде всего, перепишем список погибших в хронологическом порядке и для удобства обсуждения присвоим всем ЧП (чрезвычайным происшествиям) порядковые номера. Включим в «смертельный» список Т. Бэрона вместе с членами его семьи. Ведь Т. Бэрон, как мы увидим ниже из некролога в американской газете погиб, именно, как «критик «Аполлона»». Члены же его семьи «провинились» в том, что знали о тех анонимных угрозах по телефону, которые получал инспектор.
Итак, погибли 14 человек - 11 астронавтов и ещё 3 «гражданских» лица (инспектор Бэрон вместе с семьёй):
ЧП №1. 31.10. 1964. Т.Фримен. Авиакатастрофа. Его самолёт Т-38 столкнулся с птицей;
ЧП №2. 28.02.1966. Авиакатастрофа. Э.Си и Ч.Бассет были первыми кандидатами для полёта на космическом корабле «Джемини-9». 28 февраля они вылетели на самолёте Т-38 на завод, где шла сборка предназначенного для них корабля. Си ошибся при заходе на посадку, и самолёт врезался в тот самый цех, где шла сборка корабля. Си и Бассет погибли, а 14 рабочих завода получили ранения.
ЧП №3. 27.01.1967. В. Гриссом, Э.Уайт, Р. Чаффи сгорели во время тренировки в корабле «Аполлон - 1»;
ЧП №4. 28.04.1967. Инспектор Т. Бэрон. Обнаружен мёртвым вместе с двумя членами его семьи в своей автомашине на железнодорожном переезде на следующий день после своего критического в отношении «Аполлона» доклада, сделанного в Конгрессе США;
ЧП №5. 6.06.1967. Э. Гивенс. Погиб в автокатастрофе;
ЧП №6. 13.09.1967. Р. Роджерс. Авиакатастрофа. Его истребитель F-105 взорвался в воздухе;
ЧП №7. 05.10.1967. К. Уильямс. Авиакатастрофа. Погиб в катастрофе самолёта Т-38. Был включён в состав экипажа одного из «Аполлонов»;
ЧП №8. 15.11.1967. М. Адамс. Авиакатастрофа. Погиб при испытании сверхвысотного самолёта НАСА Х-15;
ЧП №9. 08.12.1967. Р. Лоуренс. Авиакатастрофа. Погиб на самолёте F-104B при заходе на посадку.
На илл.1 представленный автором список погибших для наглядности показан в лицах. Будем рассуждать так. Если однажды член какого - либо небольшого коллектива погиб в результате несчастного случая, то не стоит сразу подозревать в этом чей - то высший злой умысел. Но, если несчастные случаи идут один за другим, а к концу рассматриваемого периода становятся ежемесячными, то только слепой не увидит в этой череде направляющего участия чьей - то беспощадной руки. Оказывается, что для 15% астронавтов жизнь на Земле оказалась многократно опасней, чем для тех, кто согласно НАСА 10 раз преодолевал все трудности полёта к Луне и обратно. Нонсенс!
Если для начала ограничиться только погибшими астронавтами, то вопреки утверждению адвоката НАСА, большинство ЧП совершенно не связано с опасностью профессии лётчика-испытателя и астронавта. В семи ЧП (№№1, 2, 5, 6, 7, 8, 9) люди погибли, пилотируя серийные самолёты и даже ведя автомашину. И только два случая (№3 - пожар на «Аполлоне-1» и №8 - катастрофа самолета X-15) вроде бы подходят под высказывание защитника об опасности названных профессий. Поэтому ниже мы рассмотрим эти ЧП№3 и №4 подробнее.
Илл.1. Наглядная картина статистики смерти в отряде астронавтов НАСА и на космодроме за период 1964 - 1967 г.г.
Жирным шрифтом в упорядоченном списке выделен 1967 - ой год, потому что за три предыдущих года погибли три астронавта, а в 1967 году их погибло восемь. Плюс к ним инспектор Бэрон с семьёй.
Также жирным шрифтом в списке выделен также самолёт Т-38. Вот с него и начнём.
«Т - 38» - «учитель, транспорт, игрушка» или капкан для «ненадёжных»?
Т - 38 - это американский учебный самолёт для обучения пилотов - новичков (илл.3), то есть самолёт с двойным полностью дублированным управлениеm [7]. Управлять учебным самолётом может и ученик, и инструктор, сидящий за ним.
Астронавты НАСА были не новичками Они были лучшими асами американской боевой истребительной авиации. С налётом не менее 1500 часов. Что для таких асов учебный Т- 38? Вот они и использовали Т - 38, как такси для разъездов (точнее, полётов) из Хьюстона на космодром и обратно (илл.3).
Илл.2. а) Т-38. Фото из книги М. Коллинза «Неся огонь». Перевод надписи: «Т - 38 - наш учитель, наш транспорт, наша игрушка» (8) б) Июнь 1969 года. Астронавты А-11 Олдрин и Коллинз только что прибыли на Т - 38.
http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/ap11-69-H-990.jpg Надёжней и проще самолётов, чем учебные, просто не бывает. "Самолёт остаётся в строю и по сей день" (7) С 1961 года в строю! Лучшей похвалы для самолёта трудно придумать. Однако всего за четыре года в рамках небольшого лётного коллектива, состоящего примерно из 30 отборных асов, три вот таких сверхнадёжных Т - 38 потерпели катастрофу!
Погибли при разных обстоятельствах асы Фримен, Си, Бассет и Уильямс, и ни в одной из трёх катастроф ни одному из четырёх лётчиков не удалось выпрыгнуть с парашютом! Какая - то роковая и довольно стабильная безысходность!
Если, следуя адвокатам НАСА, считать, что все три катастрофы Т - 38 в отряде астронавтов были просто несчастными случаями, то, сколько же новичков в американских лётных школах должны были погибать в США ежегодно? Попробуем прикинуть. Насколько известно автору, практически все члены отряда астронавтов использовали Т- 38 для своих рабочих командировок. Три Т - 38 разбились вместе с пилотами (всего четыре человека). Это примерно 10% от численности отряда.
Помножим эти 10% на количество новичков, обучаемых ежегодно для пополнения лётного состава американской военной авиации. Положим это количество примерно равным 700-800 человек, как это было в СССР. Тогда в процессе обучения примерно 70 - 80 новичков в год должны были погибать на Т - 38. В праве на спасение (катапультирование) во время катастрофы откажем и новичкам, и инструкторам. Только тогда сопоставление с астронавтами, погибшими на Т - 38, будет корректным. А поскольку новички не летают без инструкторов, то ещё и 70 - 80 инструкторов последуют за ними. И это только за один год!
Да, кому нужен такой учебный самолёт? И кто пойдёт учиться и учить в лётные школы с 10% - ным летальным исходом процесса обучения? Американские ВВС скончались бы из - за отсутствия пополнения лётного состава!
Но процветают ВВС США, а на репутацию Т-38, как очень надёжного самолёта нареканий никогда не было. Об этом уже написано выше. И члены отряда астронавтов любили, уважали и использовали этот самолёт. Вот какая умилительная надпись астронавта А-11 М. Коллинза стоит на фотографии Т-38 в его книге [8]: «Т-38 - наш учитель, наш транспорт, наша игрушка» (илл.3а).
Так что слова адвоката НАСА об опасности «профессии лётчика-испытателя» совершенно неуместны, когда речь идёт об учебном самолёте. Во - первых, Т - 38 уже к моменту его запуска в серию (1961 г.) был испытан - переиспытан и показал прекрасную надёжность. А, во - вторых, для асов он, действительно, игрушка, если иметь в виду лёгкость его управления. Не новички же! Но оговоримся, Т - 38 надёжен только для «правильных» асов. Асов, лояльных по отношению к тем необычным и сомнительным задачам, которые им ставило НАСА.
Вот, например, на илл.2б показаны Нейл Армстронг и Майкл Коллинз, которые только что прибыли в самолёте Т - 38 на аэродром. Идёт июнь 1969 года. К октябрю 1967 года уже четыре астронавта погибли на трёх Т - 38 (Фримен, Си, Бассет, Уильямс). А эти двое летают на Т - 38, как ни в чём ни бывало. Не потому ли они так спокойны, что они - «правильные» асы, и всего через месяц именно они разыграют перед всем человечеством спектакль «первой высадки на Луне».
Ссылки:
4.
http://science.ksc.nasa.gov/history/apollo/flight-summary.txt 5.
http://www.skeptik.net/conspir/append1.htm - пилотируемые полеты по американской лунной программе
"Аполлон" (на русском)
6. В. И. Феодосьев. "Основы техники ракетного полета", М.: "Наука" ФМЛ, 1981, с.75-89. См. также
http://www.skeptik.net/conspir/feodosev.htm7. “Life”, август 1969 г.,
ип2 «Ссылки-2»
8. “A Look” август 1969, см. ип1, «Ссылки-2»