Православное прошлое Китая

Jun 26, 2017 12:39




«НЛО» №3 (219), 14.1.2002, с.6, «Археологические открытия», Вадим Ильин, «Буддистские пещерные храмы на Великом шёлковом пути». Читаем:

«В глубокой древности и в средневековье существовал пролегавший через Переднюю и Среднюю Азию караванный маршрут, связывавший страны Запада и Китай. Он протянулся на многие тысячи километров, по нему шли караваны с нефритом, пряностями, а также шёлковыми тканями, от которых маршрут и получил своё название - Великий шёлковый путь. На одном из участков этого караванного маршрута, в песчаниковых отрогах горной системы Тянь-Шаня, начиная с V века н.э. были вырыты многочисленные пещеры, использовавшиеся в качестве святынь и молелен последователями буддизма.

Немало таких пещерных обителей появилось и по обоим берегам реки Кухэ, в окрестностях поселений Кумтура и Кизыл, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая к северу от пустыни Такла-Макан, что простирается более чем на 1000 километров в западной части страны. В нескольких километрах к юго-востоку от Кизыла был обнаружен целый буддийский пещерный монастырский комплекс… Стены и потолки культовых помещений покрыты живописью, часто на сюжеты буддийских джатак - прозаических сказаний со стихотворными вставками, повествующих о жизни Будды в его предыдущих перерождениях.

Используя в качестве пигментов для красок минералы - такие, как зелёный малахит, голубой лазурит и окислы железа красноватых оттенков, - древние живописцы покрывали буквально каждый сантиметр стен и потолков пещер яркими, красочными изображениями, чудесным образом сохранившимися на протяжении столетий до наших дней. О людях, выкопавших пещеры и тех, кто расписал их внутренние помещения, практически ничего не известно…"

Весной 1996 года иранский археолог и исследователь древнего искусства, называющий себя Реза (его настоящее имя - длинное и труднопроизносимое), после изнурительных переговоров с многочисленными представителями китайских властей, когда до истечения срока действия его визы оставалось всего несколько дней, получил наконец разрешение сфотографировать настенные росписи в 10 пещерах из тех 363, которые ему удалось до этого обнаружить и обследовать.

«В одной из пещер монастырского комплекса в Кизыле исследователи обнаружили просторное, хорошо сохранившееся помещение, в центре которого на высоком постаменте была устроена ниша, где прежде стояла статуя Будды. Теперь осталось лишь некоторое подобие иконы с его изображением, украшающим заднюю стенку ниши. Буддисты, посещающие эту пещеру в надежде получить благословение и покровительство Просветлённого, согласно ритуалу, трижды обходят по часовой стрелке вокруг ниши с иконой».

Слово «икона» В. Ильин употребил здесь отнюдь не случайно, хотя, казалось бы, «каждому культурному человеку ясно», что буддизм не имеет ничего общего с христианством. Но дело в том, что иначе, как «иконами», «иконостасом», невозможно назвать то, что изображено на пяти фотографиях, которыми снабжена статья. Особенно впечатляет центральный снимок, помещённый на седьмой странице. Изображён деревянный купол-шатёр диаметром около 2,5 м, установленный на четырёх столбах в пещерном зале. Археолог ведёт съёмку в лучах солнца, переброшенных ему помощниками от входа в пещеру с помощью больших зеркал. Изнутри купол опоясан изображениями… кого? Бодисатв?

"Но без помощи сильной лупы роспись выглядит совершенно идентично росписям в тысячах христианских храмов, которые - вот совпадение! - тоже сплошь и рядом украшаются поясом фигур святых и небожителей по внутренней поверхности купола (шатра). Полностью видны 5 фигур, две частично скрыты одним из столбов, две частично срезаны границей кадра и ещё примерно 5, исходя из видимой величины купола и угловых размеров фигур, в кадр вообще не вошли. Все фигуры - в нимбах! Если «гало» вокруг священного лика - это не нимб, то я уж и не знаю, что это такое. Характернейшие, мгновенно узнаваемые позы христианских святых в каноническом исполнении, как будто люди о чём-то оживлённо, но доброжелательно дискутируют. На той же странице, вверху справа, увеличенный фрагмент той же росписи. Сразу скажу: крестов у изображенных на этой фотографии двух святых я не обнаружил, но зато их головные уборы украшают абсолютно отчётливые и однозначные полумесяцы".

А теперь - самое интересное.

«Прежде, чем начинать писать красками, древние мастера живописи наносили на поверхность стен грунтовку из соломы, перемешанной с влажной землёй, что значительно облегчает грабителям процесс похищения настенных росписей. Они делают надрез по контуру выбранного фрагмента и потом легко отделяют его от стены. На огромном панно, где показан в различных позах Будда, парящий в воздухе среди голубых гор, отчётливо видны следы повреждений, причинённых росписи неизвестными вандалами. Возможно, они охотились за ценными пигментами, такими, как использовавшийся художниками лазурит... Для изображения загадочной фигуры обнажённого «голубого человека»… в качестве пигмента, скорее всего, также был использован лазурит. И здесь добытчики-грабители срезали значительную часть изображения с правой стороны картины, обнажив соломенно-земляную грунтовку. К сожалению, в пещерах монастырского комплекса Кизыла, да и в других пещерных святилищах, устроенных в древние времена вдоль Великого шёлкового пути, нередко можно увидеть, что большие участки настенных росписей намеренно изуродованы или похищены. В последнем случае, скорее всего, для последующей продажи не очень щепетильным коллекционерам...»

Отправляться чёрт знает куда, за тридевять земель, в «отроги Тянь-Шаня», терпеть лишения, рисковать здоровьем и жизнью ради нескольких граммов лазурита?! Да это заведомое разорение. На одних только накладных расходах цена добытого пигмента обеспечит «грабителю-добытчику» немедленный и полный финансовый крах. Краску покупают (или крадут) там, где её производят. И потом, если уж добывать пигмент с фресок, то - соскабливая его со стен, зачем же срубать всё до «саманной основы»?

«Добытчики-грабители срезали…» Но в том-то и странность, что срезали не лазуритового «голубого человека», а нечто рядом с ним, о чём говорит нам фотография на седьмой странице журнала в верхнем левом углу. Интересно, что? На шестой странице приведена фотография панно… - какое панно? - да ну её, в самом деле, политкорректность эту, - приведена фотография иконописного панно, включающего пять персонажей: три больших фигуры и две маленьких, композиционно занимающих явно подчинённое положение по отношению к большим.

"Так вот, все три больших фигуры - повреждены. Пострадали, понимаешь, под неумолимой поступью времени. Но пострадали совершенно однотипно. От каждой из фигур осталась только голова (в нимбе, естественно), правая рука и правое плечо. Всё остальное исчезло «до саманной основы». Этого достаточно, чтобы сразу реабилитировать «охотников за редкостями». В самом деле: зачем срезать торс и левую руку фигуры, если с тем же успехом можно срезать всё изображение?

Поставим себя на место музейного вора: не будем же мы отрезать голову у лошади Ильи Муромца с васнецовских «Трёх богатырей», если уж нам удалось пробраться в Третьяковку, обманув бдительность охраны и отключив систему сигнализации. Вынем из рамы всё полотно, просто потому, что нам за него больше заплатят, тут и спорить не о чём. Кроме того, изображения не срезаны. На снимках хорошо видно, что они именно сбиты. И разрушительным действием времени этого не объяснить. Не может это самое «время» совершенно идентичным образом подействовать на все три фигуры.

Штукатурка сбита почти правильными прямоугольными треугольниками: один катет - горизонтальный, низ фигуры, второй - правая, вертикальная сторона скола и гипотенуза, рассекающая изображение сверху-справа-вниз-влево. Как гильотиной. Три, можно сказать, конгруэнтных фрагмента. А так не бывает. Фон, малые фигуры, головы больших фигур - всё целенькое, очень яркое - это отмечает и автор статьи, а вот торс и левая рука больших фигур почему-то не держится на «саманной основе». В сочетании со странными ограничениями, наложенными на работу экспедиции (10 пещер из 363, да ещё впопыхах, за несколько дней), это вызывает закономерные вопросы.

Что такого опасного может быть на фресках 1500-летней давности? Может быть, повреждённые фигуры держали в левой руке старый добрый христианский крест? Может быть, ещё и держат - в тех 353 пещерах, где иранскому археологу проводить съёмку не разрешили? И сейчас ребята из Народной полиции КНР ударными темпами срубают остальное, доводя прочие пещеры до кондиции первых десяти?.."

Православие

Previous post Next post
Up