Дома и их хозяева

Jul 21, 2010 19:41





На этой фотокарточке, которую принесли нам бабушки из Введенского - Сазонов, Мартьян Сазонович и его молодая жена Екатерина Алексеевна Добровольская. По местной легенде она была крестьянкой из Осташево, он - "фабрикант", чухломской крестьянин, разбогатевший на подрядах в Петербурге. Добровольской Питер не понравился, и Мартьян вернулся в Чухломской край, в Осташево, где построил дом, а при нем резную беседку, развел сад, посадил липовую аллею и выкопал пруды. Есть и другая версия - по ней Мартьян, долгое время работавший в Питере, разбогател внезапно и нечестно, обманув крупного подрядчика.  После этого он и вернулся в Чухлому, женился второй раз и построил дом. Вторая версия перекликается с историей о владельце другого дома, Погореловского, Иване Ивановиче Полешове. Тот якобы разбогател, ограбив царского генерала, и по нему было уголовное решение, запрещавшее ему жить в трех столицах - поэтому он и вернулся обратно.

Две истории, два дома, два хозяина. Фоменко бы точно решил что речь идет об одном и том же. Но домов два, а истории перекликаются с днем сегодняшним - и сейчас вся страна свято верит что разбогатеть честным путем невозможно.




А вот уже фотография Сазоновского дома. Лучшего разрешения у меня нет, но похоже женщина с зонтиком - это хозяйка, Екатерина Алексеевна. Вообще мне она не кажется похожей на крестьянку, даже удачно вышедшую замуж. Вот уж не знаю, верить или не верить легенде.

Здесь дом во всей красе, со всеми усадебными постройками и даже крыша беседки слева видна. Беседка, говорят местные, была диво как хороша, чуть ли не красивее самого дома - резная и раскрашенная. Да и внутри дом был хорош -  две лестницы с балясинами, две печки изразцовых, пол такой что туфли скользили, башенка для чаепития. Сейчас этого ничего не осталось, но хорошо сохранились интерьеры Погореловского дома:




А вот фотографии Ивана Ивановича Полешова пока не нашли. Дом он свой построил похоже чтоб был не хуже чем у Сазонова, но на свой, более крестьянский вкус. По одной версии дом строил немец, который помогал Полешову с мельницей и лесопилкой на Виге. Говорят, построив ее, Полешов скупил все мельницы по реке и сжег их чтоб возили только к нему. По другой версии проект дома сделал сам Полешов, который на своем веку построил много дач под Петербургом. Мне ближе вторая версия - уж больно удобный и по-крестьянски жилой дом получился. Осташево красиво, но смотрится немного не на своем месте. Погореловский же дом как будто бы всегда здесь стоял.




А это - отец и сын Варгасовы. Любого в Красной Ниве спросите и покажут дорогу к Варгасову дому, что у реки в Погорелово. Дом у них был конечно поскромнее, чем у Сазонова и Полешова, но то же двухэтажный, штукатуренный, с усадебными постройками. Стоит он прямо на въезде в деревню, на пригорке, под которым двухсотлетняя ель, а в корнях ее - родник. Только дома то уже почти нет - развалился еще в 70ые:




И ни одной деревни больше не числится в населенных пунктах - ни Осташево, ни Погорелово.

Судьба хозяев и домов в чем то разная, в чем то одинаковая. Сазонов покинул дом вскоре после революции, вывезя всю мебель и оставив ключи кладовщице Штукатуровой. Та не давала никому ключей от дома до 1943 года. Вроде бы она переписывалась с детьми Сазонова и вроде бы где то должны быть эти письма - так внучка говорит.  Когда дом вскрыли в нем устроили почту, библиотеку и фельдшерский пункт. Беседка к тому времени уже совсем сгнила и на ее месте устроили танцплощадку. Окна террасы выбили в 1950ые и она так и стояла открытая. А в 60ые потекла крыша. Вроде бы даже купили железа ее перекрыть, а потом вскрыли чердак и увидели что там все погнило. Почта и фельдшерский пункт съехали, а библиотека вообще закрылась. А вскоре и деревня вымерла и все лесом поросло.

У Полешова отняли все, кроме дома вскоре после революции. Но самого не трогали до конца двадцатых - тогда уже раскулачили и отправили в ссылку. Родственники его вроде и сейчас есть где то за Уралом. В дому сразу устроился сельсовет, который и был там до самого закрытия в 1972 году. А потом дому повезло - его купила семья художников из Москвы. Теперь деревня умерла, а дом остался.

А Варгасовых раскулачили как то совсем плохо. Сгинули без следа. И дом их стоял пустой еще с войны, и уже в 1972ом был совсем плох.

спасаем дом, осташево

Previous post Next post
Up