Это - очень простая история. В поле - береза, под березой черемуховый куст, в его тени - обелиск с красной звездой и надпись "Саше Голубеву 1926-1942". Война не дошла до Чухломы километров 500. Тогда откуда? Дело было так: зимой 41-42ого из Костромы в районы разослали телеграмму о вооруженной банде дезертиров, которой удалось уйти в заволжскую глушь. Вскоре кто-то сообщил о вооруженных людях, замеченных в деревне рядом с Чухломой. Районный чекист решил ликвидировать банду своими силами, без помощи из центра. Надо сказать, что взрослых мужиков в районе почти не оставалось. Чекист раздал винтовки пятнадцати-шестнадцати летним пацанам и с получившимся истребительным отрядом в зимней предрассветной мгле обложил дезертиров в избе, где они ночевали. Перестрелка была короткой: банда ушла, а Саша Голубев поймал пулю в лоб, став единственной жертвой единственного боя Великой Войны на территории района.
Вот, собственно, и все. Мы ничего не знаем о чекисте. Хорошим он был, плохим - бог весть. Может быть, он хотел выслужиться, и погнал пацанов погибать за свои амбиции, а может быть ему вовсе не до выслуги было. Мы ничего не знаем о хозяевах, приютивших у себя дезертиров. Сделали они это по закону гостеприимства или по принуждению; сами ли они сдали банду или соседи заложили их - никто уже не помнит. Наконец, мы ничего не знаем о дезертирах. В то время было совсем не просто убежать с фронта, тем более уйти от него на полтыщи верст, зимой, в сорока градусные морозы. Наверное, это были не простые люди. Возможно, идейные. Личные счеты со Сталиным, с большевиками. Или я сгущаю краски и это были просто сильные мужики, делающие ноги из мясорубки поздней осени 41ого года? Никто этого не знает. Максимум, что я слышал от местных, что "вроде бы постреляли их всех под Мантурово". Это остается за канвой нашей истории.
В ней все просто: от деревни давно не осталось и следа, но на месте той самой избы посадили березку, черемуху и поставили Саше Голубеву простой обелиск, метрах в тридцати от дороги. Часто езжу мимо и наблюдаю людей, которые останавливаются у обелиска, выходят из машин, стоят перед ним или сидят на лавочке рядом. Девятого мая обелиск прибирают, а летом кто то иногда оставляет перед ним букеты полевых цветов.
В конечном итоге, эта история такая простая потому, что люди давно расставили в ней все по своим местам.