Кто в Церкви? границы Церкви Христовой.
Православно-Догматическое богословие.
Ҥ 168.
Пространство Церкви Христовой: кто принадлежит и кто не принадлежит к Ней.
Основав Свою Церковь Христос Спаситель предуказал Её пространство и объем…
2) Но есть предел..Так, не принадлежат уже к Церкви Христовой:
.. б) еретики, которые хотя не отреклись совершенно от христианской веры, но отвергают и извращают ее в основных её догматах. Если мы, или ангел с небес, говорит Апостол Галатам о превращающих благовестие Христово, если кто стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (Гал.1,7-8). Еретика человека, заповедует тот же самый Апостол своему ученику, епископу Титу, после первого и второго вразумления отвращайся, потому что развратился и в самом себе согрешает, будучи самоосужден.(Тит.3,10-11): так не заповедал бы Апостол пастырю поступать с теми, кто ещё принадлежал бы к его стаду. От нас вышли, но не были от нас, пишет апостол Иоанн о еретиках, которых называет антихристами (1 Иоан.2,19), если бы были от нас, пребыли бы с нами. Поэтому с самих апостольских времен отлучены были от Церкви эвиониты, сторонники еретика Керинфа и другие еретики. А потом отлучаемы были на соборах и еретики, появивши-еся в более поздное время. Это же обязательно полагается теми правилами соборов, которыми повелевается снова принимать еретиков в недра Церкви. Подтверждается единодушным учением святых отцов и учителей Церкви, которые называли еретиков вслед за св.апостолами антихристами (Дидим, Толков.на 1 Иоана 2,29), отвергшимися от Христа (Иустин Мученик, Апология 1,26; Киприан Карфагенский, Epist. 52; Амвросий Медиоланский,in Luk.,4,9; -Negat Cristum, qui non omnia,quae Christi sunt confitetur ), недостой-ными самого имени христиан(Тертуллиан, de praescr. haeret .c.37, si enim haeretici suntб christiani esse non possunt; Киприан Карфагенский, “как дьявол - не Христос, хоть и называет себя его именем,так и тот не христианин, кто не держится Евангелия и истинной веры”; Афанасий Великий, против ариан, слово 1,2; Златоуст, Гомилии на апостольские акты, 33,4; Василий Великий, толкование на Пс.48, 7; блаж.Августин, De vera relig.5,9 ), подобным язычникам.(Тертуллиан, De carne Christi, c.15; Златоуст, Гомилии in illud, п.5) .
в) отщепенцы или раскольники, которые, хотя не искажают догматов веры, но не покоряются законной власти, и через это самовольно отделяются от Церкви. Справед-ливость этой мысли видна из слов Спасителя: если кто Церковь не послушает, будет тебе как язычник или мытарь (Матф. 18, 17); из правил I Вселенского соб., которыми предписывалось принимать в Церковь кафаров или новациан, возвращавшихся в ее недра, - а кафары были только раскольники( прав. Васил. Велик. 1,1), из 33-го правила Лаодикийского соб., которым запрещалось с раскольниками даже молиться, и из учения св.отцов, например: (перечисляются: св.Киприан,св.Василий Великий, блаж.Августин, блаж.Иероним)
Когда говорим, что еретики и раскольники не принадлежат к Церкви, - имеем в виду не тех из них, кто держится еретических мнений или раскольничьих в тайне; стараясь внешне принадлежать к Церкви и внешне исполняя её уставы; или тех, кто увлекаются еретическими и раскольничьими мнениями по невежеству без всякой злонамеренности и упорства, т.к. очевидно, что они ни сами себя видимо ещё не отлучили от общества верующих, (хотя, может, уже и отлучены от нас невидимым судом Божьим - таких лучше предоставить суду Того, кто знает все мысли человека, и “испытует сердца и утробы”).
Имеем в виду еретиков явных, которые уже отделились от Церкви или уже отлучены Ею, и след. Еретиков и раскольников намеренных, упорных и потому в высочайшей степени виновных. Против них-то собственно и направлены изречения св.отцов и учителей Церкви, приведенные нами выше.
митрополит Макарий(Булгаков)
http://orthodoxy33.wordpress.com/2012/02/16/%d0%ba%d1%82%d0%be-%d0%b2-%d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%b2%d0%b8-%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%86%d1%8b-%d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%b2%d0%b8-%d1%85%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9/