Социализация потребительского кооператива

Jun 20, 2011 12:28

Развитие производительных сил и торговли в современной экономике находится на таком уровне, что для того, чтобы кооперативной наценкой (она меньше розничной) покрывать возникающие накладные расходы и обеспечить возможность организаторам иметь заработную плату за обслуживание и развитие работы кооператива, необходимы большие сообщества с численностью более тысячи человек. При этом чтобы создавать новые производственные темы, позволяющие получить продукцию, недоступную на рынке, запустив новую коммерческую тему, в большинстве случаев нужно не меньше людей, а то и на порядок больше.
Достижение такого большого количества участников одновременно невозможно. Постепенное наращивание объема организации (рис.1), отталкиваясь от реализации малых тем, имеет тенденцию восприниматься как магазин «стол заказов», при этом организаторы не получают необходимой поддержки, участники пассивны, так как обрисовываемые перспективы воспринимаются как весьма отдаленные и призрачные. Это неосуществимый метод организации кооператива - объединения, создаваемого силами самих его членов, способного системно на постоянной основе решать потребительские задачи.



Рис. 1 - Круговое расширение кооперативаНо даже если бы и можно было бы таким способом создать потребительское общество, то сплочение людей в такой крупной формации без разбиения на группы крайне затруднительно, так как организация личных отношений между всеми участниками в круп-ной организации невозможна из-за необходимости большого количества времени на под-держание отношений всех её членов между собой. Поэтому участники должны быть объединены в группы, в которых личные контакты и взаимодействие доступно поддерживать.
Если такое структурирование все равно необходимо, то и создание кооператива целесообразнее производить из готовых или вновь создаваемых групп взаимодействия - социальных доменов. Понятие домен взято из книги «Новые карты будущего» С. Переслегина. [1] Здесь под этим понимается самопроизвольное группирование людей, оказывающих друг другу товарищескую поддержку. Как правило, это бывшие или действующие сослуживцы, одногруппники, одноклассники, соседи и т.д..
В рамках потребительской (социальной) кооперации социальный домен - это иску-ственно создаваемое добровольное объединение людей с целью оказания взаимной под-держки на безденежном принципе и на бескорыстных началах, это такой «кружек взаимопомощи». [2]. Устойчивый обмен ответным содействием, может быть реализован только в небольшой группе участников (не более 20…100 человек) (рис.2). Максимальная численность ограничивается временными возможностями поддерживать отношения.



Рис.2 - Социальный домен

Общие принципы взаимоотношений в группе взаимопомощи (социальном домене):
• все действия участниками осуществляются только на добровольной основе.
• члены сообщества не вправе принуждать никого из участников домена выполнять работу или предоставлять собственное имущество против своего желания.
• ни у одного участника нет никаких назначенных функций в сообществе, каждый принимает их на себя по своему усмотрению (ролевой принцип).
• вся помощь в домене оказывается на бескорыстной основе.
• личные интересы участника домена:
- создание позитивной доброжелательной атмосферы вокруг себя, позволяющей облегчить получение безвозмездной и возмездной помощи (вне домена), за счет формирования имиджа хорошего человека;
- благоприятная моральная обстановка.
• помощь каждому члену группы оказывается как знак доверия получающему содействие, побуждая тем самым в дальнейшем со своей стороны оказывать её участникам домена.
• по желанию участников факт оказания помощи непосредственного взаимодействия отображается для всеобщего обозрения в домене и, при необходимости, для показа вне домена. Этим подчеркивается, что взаимоотношения поддерживаются, а так же оставляется сообщение в информационном поле о позитивности участника, оказывающего помощь.
• общее информационное поле пополняется новыми сведениями об осуществленных делах в хронологическом порядке, устаревшие сообщения теряются из поля внимания, вытесняясь последующими. Особые поступки по решению группы могут быть вывешены отдельно.

Права участника домена:
• оказывать содействие любому участнику общества по своему усмотрению
• получать помощь участников домена и от всего домена целиком
• иметь доступ к общему информационному полю своей группы взаимной поддержки для изложения сообщений о совершенных делах в интересах членов своего сообщества
• участник может выйти из состава домена без каких-либо условий
• участие в других социальных группах не запрещается
Обязанности участника домена
• быть порядочным, доброжелательным человеком, готовым прийти на помощь

Пояснения
Оказание помощи в домене производится из морально-этических соображений, прямого принуждения к выполнению работ необходимо избегать. Это связано с тем, что, во-первых, организация на добровольных началах более привлекательна, чем та, в которой господствует принуждение, во-вторых, принуждение заставляет участников скрывать свои производительные возможности, и, в-третьих, оно не способствует установлению дружественных отношений в коллективе, создаёт атмосферу недоверия. В итоге организация получает меньше ресурсов, реальный обмен участием заметно снижается.
Доминанта добровольности предлагается из соображения здравого смысла. Фиксировать её правилами невозможно, так как принуждение к добровольности само по себе является недобровольностью.
В идеале главным мотивом оказания помощи должно быть моральное духовное удовлетворение.
Чем больше человек содействует, тем больше получает участия со стороны. Источником недовольства тем, что ответная помощь не оказывается, является завышенное ожидание вознаграждения. Поэтому, с одной стороны, в данном сообществе должен действовать принцип безвозмездного содействия - сделал и забыл, оставив только сообщения в информационном поле о своей позитивности [3], с другой - должна быть невысокая численность группы, чтобы это поле не размывалось.

Практическая польза для участников домена:
- оптимизация своих ресурсов времени и экономии денежных средств за счет разделения труда (привлечения специалистов), выполнения работ коллективно, снижения потерь времени и средств на перемещение (помощь на удалении) и т.д.;
- экономия на покупках и обслуживании оборудования, инструментов, помещений и прочих активов;
- улучшение показателя цена/ качество за счет оказания давления на поставщиков продукции при совместных покупках как укрупненный покупатель;
- приобретение товаров для группы, недоступных каждому в отдельности, в том числе, путем размещения у поставщиков заказов с собственными требованиями (более качественное продовольствие, товары по спецзаказу).

Состав группы взаимопомощи.
Состав группы определяется общностью культуры и заинтересованностью друг в друге. При этом участие каждого участника в одном домене не предполагается вечным, в любой момент можно его покинуть. Так же можно находиться в нескольких доменах одновременно.
Вступление в «кружок взаимопомощи» возможно как по рекомендации кого-либо из группы или со стороны, так и без рекомендации. От этого зависит скорость адаптации нового участника. Получение реального содействия со стороны других членов группы, в первую очередь, задача самого члена сообщества, и зависит от того, насколько ему удаётся быть позитивным для других.
Домену выгодно расширяться незнакомыми людьми, так как они привносят дополнительные возможности, прежде отсутствовавшие. Незнакомые люди, работая по правилам бескорыстной помощи, становятся «своими» за короткое время. Если же они ничем не помогают, то просто выпадают из поля внимания. Пассивные могут формально присутствовать, но реальной помощи не получать, отсеиваясь сами собой или отчисляясь согласно внутренних правил. Причем угроз исключения за пассивность не должно быть - это разрушительно, так как противоречит принципам добровольности, указанным выше.
В поле внимания можно также не попасть и не получать содействия, если у группы невысока заинтересованность в возможностях, которые может предоставить новый участник, и у нового участника отсутствует духовная общность с данной группой. Так же причиной может быть большая плотность отношений в домене, новые участники не попадают в поле внимания его членов. В таком случае можно группироваться с людьми, не плотно участвующими в данном домене, организуя новый.
Принцип оказания безвозмездной помощи оградит от огорчения из-за «неполученного» содействия и «окупится» со стороны других людей.

Обмен содействием в кооперативе.
Как уже указывалось, кооператив должен состоять из доменов в выраженном или размытом виде. (Рис.3) При этом для сближения участников необходим обмен взаимопомощью, как между целыми группами, так и между отдельными людьми из разных групп. Здесь уже межличностный обмен существенным ответным участием не может быть реализован неформально, как в домене, в силу большего масштаба организации. Преимущество крупной организации - в заметно расширяющихся количественных возможностях обмена и его разнообразие по сравнению с доменом.



Рис.3 - Доменная структура кооператива
В общественной экономике данная задача выполняется посредством денег. Но не само существование экономических отношений на основе денег делает людей корыстными и разобщает, а отсутствие возможности бескорыстным способом получать материальное обеспечение своей жизни. Доменное построение общества отчасти решает эту задачу.
В кооперативе меркантильные начала подвергают угрозе его сплоченность, и, вслед за ней, всю дееспособность кооператива, как целого. Наличие внутреннего оборота денег служит сигналом для поиска личной выгоды, а это здесь недопустимо. Поэтому необходимо сохранить обеспечение личных связей между своими участниками на принципах доминанты оказания взаимной помощи.
В крупных объединениях для осуществления обмена трудовым участием можно воспользоваться обменом трудо-часами - мерой оценки труда [4]. Хоть это и подобие или прообраз денег, но у этой формы отношений есть одна важная особенность. Это средство «оплаты» является существенно менее ликвидным, чем реальные деньги, так как на них можно приобрести заметно менее профессиональное содействие, не всегда то, что необходимо в текущий момент и не в самое лучшее для себя время. При этом принуждение к отработке трудо-часов не допустимо. Расчет деньгами «выгоднее», он дает быструю возможность приобрести то, что есть на рынке, хотя деньги тоже далеко не всегда решают эту задачу.
В предлагаемой формации обмен трудо-часами идет в контексте взаимопомощи, а не в качестве первоосновы обретения личных выгод от обмена. Помощь оказывается, в первую очередь, не ради получения вознаграждения. Положительный баланс трудо-часов - это тот же рейтинг позитивности, что и в домене, только синтетический.
В конечном счете, принцип главенства взаимопомощи позволяет ощущать сплоченность всему кооперативу и получать выгоду от своей массы, действующей как единое целое. При этом конечный результат существенно превышает «упущенные личные возможности» в индивидуальном порядке.

Заключение
Внутренние отношения должны выстраиваться не от совместной экономии, а от взаимопомощи. [5]. Только таким путем можно обеспечить сближение участников, а именно они - основа работоспособности кооператива. Основа потребительской кооперации - это осуществление взаимной помощи в сообществе, экономия на покупках вторична, и она является результатом поддержки друг друга. Личные интересы участников здесь реализуются как итог взаимопомощи членов общества.
Социальный домен - это центр кристаллизации на культурной основе с умышленно созданными условиями для развития духовных отношений. Приведенные выше правила организации домена - это идеальная форма отношений в группе, к ней следует стремиться, чтобы получить наибольшие преимущества от коллективного взаимодействия. На практике не всегда удаётся полностью избежать корысти и оказания давления.
Объединение доменов в кооперативы и союзы кооперативов позволит решать более крупные потребительские задачи. Те, кто сможет в них организоваться, будут иметь гораздо больше возможностей в плане обеспечения себя необходимым для нормальной жизни по сравнению с индивидуалистами. Но самой начальной стадией является создание и распространение социальных доменов.
Социальный домен, как элементарная ячейка кооперации, является главным инструментом формирования и обеспечения данной культуры. Освоение этих отношений является делом особой важности.
В стратегическом плане, помимо резкого роста культуры в обществе, потребительская кооперация способна обеспечить качественно новый уровень потребления, создать условия для крайней легкости создания новых рабочих мест, следствием чего возникнет устойчивый дефицит трудовых ресурсов, что далее повлечет за собой качественные изменения в менеджменте и экономике в целом.

P/S.  Те, кто готов участвовать в построении доменов и кооперативном движении целом пишите сюда или в личку.

Первичное размещение статьи  здесь http://open-eot.su/entry.php/152

Список источников:
1.Переслегин С. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд/ Сергей Переслегин. - М.: АСТ МОСКВА, СПб.: Terra Fantastica, 2009. - 701, [3]с. -(Philosophy)
2. http://open-eot.su/entry.php/133 , http://eot.su/node/2260 - Домен - сообщество взаимопомощи
3 http://open-eot.su/entry.php/38 - Позиция безвозмездного содействия
4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%...E5%EC%E5%ED%E8 - Банк времени
5. http://open-eot.su/entry.php/34 - Социализационный подход к организации потребительской кооперации

объединение людей, коммунизм, кооперация, кооперативное движение, общественная культура, потребительский кооператив, социальный домен, безвозмездное содействие, взаимопомощь, потребительская кооперация, создание кооператива, коллективизм, группа взаимопомощи

Up