В прокате уже почти месяц идёт нашумевший на всю страну фильм «Викинг», описывающий предысторию принятия решения о крещении Руси князем Владимиром. Что в этом фильме явно бросается в глаза, но как-то обходится стороной авторами многочисленных рецензий?
Мне кажется, неправильно приписывать фильму роль документального или даже исторического описания того времени. Все люди, которые пошли в оценке смысла фильма этим путём, прежде всего отмечают большое количество неточностей, фактических расхождений и тому подобных претензий. Но расхождение и ошибка бывают, прежде всего, относительно какой-то цели и задачи фильма. Чтобы понять, выполнил ли фильм своё предназначение, надо его хотя бы назвать, правильно?
И тут на первый план выходят изобразительные средства фильма: все сцены фильма предназначены прежде всего для того, чтобы сформировать определённое эмоциональное отношение к чему-то. К древней охоте, к быту, к человеческим взаимоотношениям. Но самый прямой, что называется, политический месседж, касается противостояния язычества и христианства. И здесь визуальный язык фильма поддерживает очень простую, но политически важную схему:
Язычество: убийства (включая братоубийство), кровь, грязь, жестокость, бесконечная вражда, человеческие жертвоприношения, деревянные дома, которые всё время сжигают, хмурое небо, серая тусклость.
Православие: каменные дома, мир как отсутствие войны и мир души, великолепная красота внутреннего убранства православного храма, самопожертвование, движение вперёд, солнечный свет, яркие краски, чистота (вспомните видение Владимира о крещении - в реку входят люди в чистых рубашках, хотя чем мешает их выстирать Перун - неясно).
Грубо говоря, язычество - плохо, православие - хорошо.
Зачем сейчас доказывать, казалось бы, очевидную истину навроде Волги, впадающей в Каспийское море?
Начнём с того, что в России сейчас существует очень много так называемых родноверческих сект, восстанавливающих, как им кажется, обычаи и верования дохристианской Руси в формате неоязычества. Напомню, что приставка «нео» указывает прежде всего на разрыв подлинной связи с настоящим язычеством - то есть, речь идёт о новоделе. Адептам родноверия фильм задаёт простой вопрос: хорошо, вы считаете, что православие задавило исконную веру Руси, а вы всерьёз готовы следовать своим взглядам - до конца? Включая поклонение деревянным столбам-кумирам? Включая пресловутые жертвоприношения? Тут, конечно, в ответ могут начаться фантазии типа «это всё христиане придумали, чтобы опорочить веру предков и закрепить свою политическую победу в борьбе с язычеством». Но и доказать благость того, к чему родноверы и отношения-то толком не имеют, невозможно - язычество всегда и во все времена было достаточно жестоким, а уж в тяжёлые времена и войны - тем более. Поэтому соответствующие сцены фильма - вполне ещё смягчённая версия того, что было.
С другой стороны, язычество - это не только родноверие с Перунами и Даждьбогами. Язычество - это служение не чему-то предельно высшему, а чему-то ясному и видимому. Солнцу, земле. Деньгам. Служение деньгам (мамоне) - основная черта капиталистического общества. «Я раб божий, но больше - ничей,» - говорит воин Фёдор из фильма. Современный человек подчинён своему чреву и финансово-кредитной системе как некоторой вездесущей, властной и подчиняющей всех и каждого силе, и с точки зрения «больше - ничей» вполне может рассматриваться как, простите за грубость неспециалиста, атеистическое язычество. Таких людей фильм спрашивает - а что вы сделали для того, чтобы всё двинуть вперёд? Вот Владимир сделал - из деревянных частоколов посреди грязи он двинул страну в православные храмы и своё понимание божественной благодати. А до него поколения язычников утопали во взаимной вражде и проливаемой крови, что можно сказать и про современное общество, ведь атомизация и индивидуализм - его современные столпы, человек человеку больше не брат, а конкурент, мешающий ему в погоне за счастьем, то есть деньгами и «успехом».
Картина Виктора Васнецова "Крещение Руси"
В общем, замысел авторов фильма мне неизвестен и, быть может, мне всё показалось, но если это не так - то фильм - серьёзный удар по язычеству в пользу православия и христианской веры вообще. И тогда «Викинг» - вполне себе весомая победа в идущей сейчас войне за умы и сердца людей, которым предстоит бороться за изменение всей жизни и открытие новой страницы Истории.