«Подполье» Джозефа фон Штернберга и Артура Россона - незаслуженно забытый фильм-легенда, немая картина, начавшая моду на гангстерское кино и открывшая путь к зрителям таким картинам, как «Ангелы с грязными лицами» и «Перекрёсток Миллера», «Лицо со шрамом» и «Проклятый путь», «Однажды в Америке» и «Крёстный отец».
Крутой и тщеславный «благородный» гангстер Бык Уид однажды вступается за своего старого товарища бедного бармена по кличке Роллс-Ройс, спасая его сперва от унижения, а затем и от верной гибели. Он решает взять на себя заботу об этом человеке и берёт его к себе на работу дворецким. Не обделённый интеллектом Роллс-Ройс тут же становится при Быке «серым кардиналом», продумывая и выстраивая линии преступных операций банды Быка. Однако человек, от которого спас Роллс-Ройса Бык - гангстер Бак Маллиган - всё ещё имеет на них обоих зуб и жаждет мести. Ситуация осложняется образовавшимся между Быком, Роллс-Ройсом и девушкой Быка по кличке Пёрышки любовным треугольником.
«Подполье» - это квинтэссенция всего гангстерского кино: большие деньги у маленьких людей, люди реально наделённые властью и лишь считающие, что она у них есть, любовь, страсть, алчность, кровь, смерть, тщеславие и «понятия» - всё, чем жили и от чего умирали «люди с томмиганами», всё это есть в «Подполье». Конечно, гангстерская жизнь здесь сильно романтизирована, что, впрочем, не мешает авторам показывать гангстерский мир жестоким местом, где человеческая жизнь реально ничего не стоит, и где импульсивные, движимые лишь пороками люди обретают власть над жизнями и судьбами не обременённых властью денег людей.
Конечно, картина не избежала душка мейнстримной пошлятинки, которым несёт от сюжетной линии с любовным треугольником, но большинство немых фильмов своего времени страдали этим недугом. Подобного рода эпизоды с патетическими речами о любви и долге и с томными вдохами и взглядами можно воспринимать просто как необходимый элемент эпохи, без которого кино было практически немыслимо (я, конечно, говорю не о фильмах Чаплина, Ланга или Китона, и в 1920-е годы существовало массовое кино).
Особенный интерес этот фильм представляет потому, что вышел он на экраны в далёком 1927 году, то есть, описываемый в нём мир реально существовал, были живы Аль Капоне, Карло Гамбино и Джон Дилинджер, и «Подполье» показывало обычным среднестатистическим американцам жизнь, которая происходила рядом ними, прямо сейчас, на соседней улице, в соседнем доме. Сейчас, конечно, этот фильм смотрится уже как фильм о давно ушедшей эпохе - ведь и банды уже не те, и гангстеров настоящих не осталось - однако мотивы, движущие людьми в 1920-е годы остались прежними, и приоритеты их понятны и сегодня. Ведь когда в руки маленького человека попадает большая власть, ему и не остаётся больше ничего, как сеять горе и разрушение вокруг себя, пока тебя самого не вынесут вперёд ногами.
Такой показана жизнь в «Подполье», такой она была, и такая она отчасти и есть. На выходе получаем красивый немой фильм, с хорошими актёрами, отличным сценарием, честным «месседжем» и несколько неправдоподобным, но чрезвычайно правильным и актуальным финалом. Ведь и под нашим с вами миром есть множество миров. И во всех них кипит жизнь.