Режиссёрская карьера Стивена Спилберга строится по принципу 'поплакать\посмеяться'. На смену откровенно развлекательному кино всегда приходит серьёзный умный проект. 'Поймай меня, если сможешь', 'Терминал', 'Война миров', 'Мюнхен', четвёртый 'Индиана Джонс'... И вот, наконец, в 2011 году вышло сразу два фильма мастера, в корне отличные друг от друга по настроению - 'Приключения Тинтина' и 'Боевой конь'.
В умелых руках мистера Спилберга подростковая повесть Майкла Морпурго превратилась в серьёзный взрослый фильм. Нет, конечно 'Боевой конь' - это кино семейное, главным образом ориентированное именно на романтически настроенных подростков (если такие ещё остались). Вот только говорит фильм со зрителем уже без заигрывания. Война, честь, любовь и дружба - вот главные темы картины. Смерть на войне и разлука в любви показаны честно, без голливудской мишуры и без сюсюканья.
'Боевой конь' рассказывает историю бегового жеребца Джоуи, попавшего в семью фермера. Если он в грядущий сезон не соберёт урожая со своих полей, он лишится фермы. И он и его сын, всем сердцем полюбивший Джоуи, начинают учить скакуна пахать. Но внезапно начинается Первая Мировая война и Джоуи 'призывают' в воинскую службу.
Здесь начинается тяжёлый путь коня сквозь окопы и лазареты, сквозь пули и кровь - возвращение домой через войну. Судьба связывает его с множеством людей, он переходит от человека к человеку и каждый к нему привязывается. Безусловно, 'Боевой конь' - это (как и большинство картин Спилберга) манипулятивная слезовыжималка. Тяжкая судьба несчастного животного приправленная дружбой с ребёнком, который на пути к своему другу постепенно становится мужчиной. Но тут вот проявляется то свойство Спилберга как режиссёра, за которое я особенно люблю его фильмы: ты прекрасно понимаешь, что твоими чувствами манипулируют, и, тем не менее, тебя цепляет всё, что происходит на экране. Ты веришь каждому слову. Конечно, Спилберг не всегда знает, когда нужно вовремя остановиться, и здесь он, местами, перегибает палку. Однако в большинстве сцен верный баланс соблюдён. Речи героев, приправленные эпическим саундтреком от Джона Уильямса, сочатся патетикой, и при этом градус, которого достигает пафос, практически везде абсолютно уместен.
Спилбергу не впервой снимать фильм о войне, так что фильм предсказуемо прекрасно снят: работа постоянного оператора Спилберга Януша Камински на грани гениальности; монтаж, пиротехника и спецэффекты сплетают саму ткань киноповествования, сквозь которое умелой рукой ведёт нас мэтр.
Спилберг прекрасный рассказчик, главное в его фильмах - всегда история. И поскольку в этой истории главное действующее лицо - конь, здесь не совсем уместно говорить об актёрских работах. Все актёры здесь очень хороши (особенно я бы выделил Тома Хиддлстона и моего любимого Дэвида Кросса), но их герои - лишь фон, на котором разыгрывается основная драма и её конфликт - невозможность быть с другом. Как бы странно это ни звучало применительно к коню, основной конфликт 'Боевого коня' - это конфликт чувства и долга. Он хочет домой, но должен быть на поле боя.
Я не могу поставить 'Боевого коня' в один ряд с лучшими работами Спилберга - 'Списком Шиндлера' или 'Искусственным разумом', 'Поймай меня, если сможешь' или 'Инопланетянином' - но фильм, безусловно, получился и посмотреть его стоит. Это крепкая работа мастера, уже занявшая своё почётное место в истории мирового кино. И далеко не только потому, что её сделал Спилберг.
Так что, 9 из 10.
Спасибо. Смотрите Кино.
Подробнее на КиноПоиск.Ru