Как говорил персонаж мультфильма «Шесть с половиной» JD, «я уверен, что тебе нужно лишь умереть, чтобы получить признание. Посмотри на историю сам. Кого ты там видишь? Великих мертвецов. Когда ты мёртв, это становится интересно».
Нечто подобное случилось со Стигом Ларсоном. Убеждённый социалист и перфекционист Ларсон не успел издать первый роман из уже написанной трилогии, как умер от сердечного приступа. После этого он сразу же стал литературным феноменом и одним из самых продаваемых авторов в мире - настоящая сенсация. Его романы не только перевели на множество языков мира, но и в довольно короткие сроки экранизировали на родине. Всю трилогию. И голливудские небожители поняли, что прямо рядом с ними лежит золотая жила - нужно лишь адаптировать материал под нужды среднестатистического американца и раскошелиться на три ремейка - и вот вам новая блокбастерная франшиза. Так они и поступили.
Простому же зрителю очень повезло, что за производство американской «Девушки с татуировкой дракона» взялся именно Дэвид Финчер. Ещё один перфекционист, сделавший себе имя на психологических триллерах со сложными сюжетами, от кадра к кадру выстраивает сложную структуру повествования, подводя зрителя к каждому сюжетному повороту, как к ключевому. И понимаешь, что в этой истории и впрямь каждый сюжетный поворот - ключевой, ведь стоит убрать хотя бы один эпизод - и история пойдёт совсем по другому маршруту. За что, конечно, отдельное спасибо Стивену Зеллиану, написавшему сценарий картины.
Сложный сюжет фильма переплетает судьбы честного журналиста Микаэля Блумквиста, обвиняемого в клевете, социально опасной хакерши Лисбет Саландер, отданной под опеку подонку и извращенцу, и самого богатого во всей Швеции магната Хенрика Вангера, разыскивающего убийцу своей воспитанницы, погибшей сорок лет назад. Вангер ангажирует опального журналиста расследовать дело об убийстве юной Харриет, и Блумквист начинает распутывать клубок из семейных дрязг, постепенно открывая страшную тайну.
Диалектичность складывающихся ситуаций становится особенно заметной, когда понимаешь, что здоровой психикой тут и не пахнет. Все персонажи фильма немного чокнутые - каждый по-своему. Сопереживание вызывают тоже нездоровые психически люди, но они по крайней мере дружат с собственной совестью. Зло изгоняется злом: зло абсолютное, человеконенавистническое - злом лояльным, служащим человечеству. За сложным детективным сюжетом стоит откровенный гуманистический пафос. В котором, правда, начинаешь к финалу сомневаться - стоит ли такое человечество такого безвозмездного и самоотверженного служения?
Перед нами, конечно же, не ремейк картины Нильса Ардена Оплева. Перед нами новая экранизация романа Стига Ларсона. Со своими особенностями и причудами, с новым прочтением персонажей и их мотиваций. Однако в этом случае довольно трудно обойтись без сравнения двух фильмов. Большую роль здесь, конечно же, играл каст, и абсолютно в десятку попали, пожалуй, только Кристофер Пламмер, Стеллан Скарсгаард и Руни Мара (хотя мне в роли Лисбет больше понравилась Нуми Рапас). Что касается Крейга, то он, конечно, большой молодец и с ролью своей отлично справился, но нет в нём той нордической строгости, которая, как мне кажется, должна быть в Блумквисте.
В конце концов, фильм Финчера значительно более профессионально снят. Божественная операторская работа Джеффа Кроненвета, работавшего с Финчером уже в третий раз, невероятно напряжённая и сильная музыка Трента Резнора и Аттикуса Росса, бешеный монтаж Кирка Бакстера и Энгуса Уолла создают мрачную и диковатую атмосферу, которая цепляет в фильме больше, чем что бы то ни было. Фильм, конечно, можно назвать несколько затянутым (особенно финал), но это уникальный случай, когда эту «затянутость» можно назвать плюсом: у трёхчасовой картины больше шансов без потерь и дырок распутать столь сложный сюжет и раскрыть столь непростых персонажей, а разжёванный финал, как это ни парадоксально, даёт больше пищи для размышлений.
Отдельного упоминания достойны открывающие фильм титры, которые сами по себе - один маленький шедевр. В целом, «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера - абсолютно получившаяся картина, достойная просмотра в любом случае: если вы смотрели фильм Оплева и читали роман Ларсона, не думайте, что вы всё знаете об этой истории - картина Финчера преподнесёт вам немало сюрпризов. Фильм задействует все органы чувств и действует безотказно.
9 из 10
Спасибо. Смотрите кино.
Рецензия на Кинопоиске на фильм «
Девушка с татуировкой дракона (2011)»