Тфилин (тефиллин) или филактерии иногда тотапот (греч. φυλακτήριον, букв. «охранные амулеты») - элемент молитвенного облачения иудея: две маленькие коробочки (батим, букв. `домики`)
По Вихлянцеву. Хранилища (греч. - филактерион) - в Мф 23.5 означает две кожаные коробочки из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, в которые вкладывались записанные на листочках (полосках) писчего материала следующие места Священного Писания: “Посвяти Мне каждого первенца… из сынов Израиля…” (Шмот, 13:1-10); “И будет, когда Всевышний приведет тебя в землю Ханаанскую, как клялся Он тебе и отцам твоим…” (Шмот, 13:11-16); “Слушай, Израиль: Г-сподь - Б-г наш, Г-сподь один!..” (Дварим, 6:4-9); “И будет так: если послушаетесь Моих повелений, ‘ которые Я даю вам сегодня…” (Дварим, 11:13-21).
Эти коробочки на основании Исх 13.9; Втор 6.8; 11.18 фарисеи навязывали на лоб и на левую руку ниже локтя (чтобы при молитве коробочка на руке прижималась к сердцу). Коробочки крепились ремнями. Длина ремней должна была быть достаточной, чтобы головной ремень свешивался на грудь, а ручной - мог быть обмотан семь раз вокруг руки, семь раз вокруг среднего пальца и еще немного свешиваться. Все это должно было быть черного цвета и сделано евреем. Хранилища фарисеи надевали при молитве, а особо ревностные носили весь день.
Законы о тефиллин:
1. Все евреи - мужчины и мальчики с 13 лет и старше - должны одевать тефиллин.
2. Тефиллин одеваются каждый день, кроме Субботы и некоторых праздников.
3. Тефиллин можно одевать на протяжении всего дня, однако лучше всего одевать тефиллин- утром, во время молитвы.
4. Ночью одевать или носить тефиллин запрещено...
5. Существуют два тефиллина, которые нужно одевать: головной и ручной.
6. Те, которые пишут правой рукой, должны одевать тефиллин на левую руку, а те, которые пишут левой рукой, одевают тефиллин на правую руку.
7. Головной тефиллин одевается на верхнюю часть головы. Нижний край головного тефиллина должен быть немного выше границы волосяного покрова, точно на середине головы.
Археологические находки в пещерах Мертвого моря подтверждают, что традиция наложения Тфилин - древняя.
Согласно мнению исследователей, предмет, носивший название тфилла, был в пользовании уже в библейскую эпоху. В одном из угаритских документов в описании Ваала упоминается тфилла на его голове.
Несомненно, что тфиллин существовали в Израиле в эпоху, предшествовавшую таннаям (Таннаи (от ивр. мн. "таннаим", ед. "танна"), период, начинающегося со времени Гиллеля (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) .Период таннаев начинается с воцарения Ирода и с падения дома Хасмонеев, продолжается во время римского правления. В это время происходит Великое восстание, в ходе которого разрушен Храм) так как много тфиллин было обнаружено при археологических раскопках в Кумране, в Мурабба‘ате, в Иудейской пустыни пещерах, где скрывались повстанцы Бар-Кохбы восстания. Во время последовавших за восстанием гонений, вызванных жестокими эдиктами Адриана, наложение тфиллин каралось смертной казнью.
Многочисленные тфиллин, обнаруженные при раскопках в Кумране, отличаются от современных величиной и формой - они значительно меньше современных; по-видимому, малые размеры этих тфиллин объясняются тем, что их носили весь день.
В отличие от квадратной формы, принятой ныне, кумранские тфиллин продолговатые (тфилла шель рош - в среднем 1,2 , 1,65 , 3,20 см; тфилла шель яд - в среднем 1 , 2 см). На найденных в Иудейской пустыне тфилла шель рош нет буквы шин.
Тот факт, что Галаха запрещает золотые и серебряные тфиллин, свидетельствует, что таковые были в употреблении.
Тексты, содержащиеся в древних тфиллин, соответствуют принятым ныне (однако в ряде случаев они более пространны). Обнаруженный в ряде тфиллин текст Десяти заповедей подтвердил предположения ученых (основанное на намеках у законоучителей и на сообщениях раннехристианских авторов), что в древний период, наряду с принятыми ныне четырьмя паршийот, тфиллин содержали также Десять заповедей.
Развернутый тфилин
Вставление текста
"Тфилин очень сложно устроены. Более того, малейшие отклонения от правильного устройства тефилин делают их негодными. Маймонид считает, что строгое соблюдение всех деталей устройства тефилин есть выражение любви к словам Божественного Откровения, текст которых вложен в тефилин (и поэтому он помещает заповедь тефилин в "Книгу любви" своего галахического кодекса "Мишне Тора"). Другая точка зрения - каббалистическая - разъясняет, что тефилин особым мистическим образом связывают нас с Богом, и правильное устройство тефилин необходимо для осуществления этой связи.
В то же время, многое в устройстве тефилин имеет символическое значение. Ручной тефилин повязывают на бицепс левой руки и он "подчиняет себе" мышцу - силу человека. При этом он расположен напротив сердца - источника чувств. В ручном тефилин все четыре отрывка из Торы написаны на одном куске пергамента, что символизирует единство галахи - конкретного еврейского закона, регламентирующего действия человека ("руку"); при том, что в головном тефилин каждый из этих отрывков помещен на отдельном куске пергамента и в отдельном "отсеке" футляра, что символизирует разнообразие мнений, подходов и философских интерпретаций Торы. Сначала надевают тефилин на руку, а потом на голову, т.к. выполнение Закона ("рука") должно предшествовать постижению его ("голова"). В то же время более "тонкие" действия ("обматывание ремешка вокруг пальцев") могут быть правильно осуществлены только после постижения смысла Закона.
Головной тефилин с ремнями символизирует также Божественное управление миром; левый ремень - управление в категории Суда, в рамках законов природы, правый ремень - управление в категории Милости, посредством Чуда. Управление идет от верхних миров к нижним, поэтому сам тефилин надевается на голову - вместилища разума, а ремни спускаются ниже пояса; при этом правый ремень несколько длиннее левого. Тефилин черного цвета, ибо пути Управления скрыты от нас, но внутри находится белый - ясный - Свиток с текстом. Левый и правый ремни наверху связаны в узел, т.к. милосердие и правосудие, исключающие друг друга на земле, у Бога таинственным образом переплетаются. (Поэтому, когда Моисей задавал Богу вопросы об управлении миром, то Он, согласно комментарию Раши к Исход 33:23, показал Моисею "узел Своего головного тефилин".)"
"И повяжи их как знак иа руку твою, и будут они знаками над глазами твоими"- отрывок из Торы
Из книги Гребенникова В.С. "Мой мир": Тефилин. Из благотворных для человека излучателей ЭПС я выявил пока что четыре: пчелиные соты; «решетка» из кистей рук (о ней - в следующей главе); сито; филактерий, или, иначе, тефилин. Что это такое? Старинное устройство: плотно сшитый из кожи кубик, прикрепленный к кожаной же площадке с двумя ремешками. Внутри кубика четыре полоски пергамента - отбеленной мягкой телячьей кожи с изречениями из священной книги Талмуда, туго скрученных в виде цилиндрических свиточков. Устройство привязывалось молящимся ко лбу так, чтобы оси свитков были перпендикулярны лбу и, если это утро, другими концами смотрели на восток. Тексты, оказалось, роли не играют - лишь материал, форма и размеры. Сделанное из других материалов, подобное устройство вызывает неприятные ощущения; кожаный же тефилин оказывает благотворное физиологическое воздействие: кроме формы и прочего, здесь сказывается и микроструктура материала.
Мое мнение:
Возможно, что тфилины помогали в раскрытии "третьего глаза" или как-то защищали своего хозяина от нападения извне.