Раз уж я упомянул сегодня финальную игру "Чеш. кота", надо бы о ней написать.
Первым делом хочу выразить своё восхищение героям невидимого фронта. Телезрители этого, естественно, не знают - но помимо Лёши
shtukin-а есть ещё два человека, без которых эта игра либо не состоялась бы, либо не была бы такой интересной. Но они, подобно Ворошилову в ЧГК, прячутся за кадром - даже вопросы не зачитывают - так что публика их не знает. Это
yulya и
gor_k, чьими силами была организована программа, подобраны команды из толковых игроков, на которых зрителю интересно посмотреть, составлены пакеты вопросов, которые приятно играть и которые понимают не только игроки-профи, но и простые телезрители. Народ должен знать своих героев. Так что если Вы смотрели "Чеш. кота" и передача Вам понравилась - можете поблагодарить тех, кто сделал её для Вас.
Адреналина на игре были полные штаны. Изначально, в отборочном туре, вообще не было серьёзных оснований предполагать, что команда выйдет в полуфинал.
Моисеич, конечно, игрок экстра-класса. Да и скромный автор этих строк тоже не пальцем делан - хотя я выезжаю на совсем других вещах. Но остальной состав откровенно слабее - даже Ёж играет хуже меня (и к тому же Ежа заявили только на одну из трёх отборочных игр), а уж на остальных игроков в случае столкновения с монстром вроде
Папкова или
Самсонова и вовсе никакой надежды не было. А выбывание по жребию гарантировало, что в среднем в половине игр оставаться за столом будут не самые сильные игроки.
Тервер сработал в первой же игре, когда Сима Якубцинер осталась за столом против Илюхи Ратнера, капитана одной из дюжины сильнейших команд Израиля. Но тут нам повезло дважды. Во-первых, Сима неожиданно переиграла Илюху на кнопке, догадавшись, что речь идёт об Олимпиаде в Мюнхене. И, во-вторых, Штукин (или "голос за кадром", общающийся со Штукиным через наушник) согласился принять её ответ, хотя тот был и не совсем точным. Если честно, он ей немножко подыграл - на спортивном турнире такой ответ бы не зачли. Но, с другой стороны, 95% ответа Сима дала, а по правилам "Чеш. Кота", если бы ответ не зачли ей, право ответа перешло бы к Илюхе. И ему с его опытом не составило бы никакого труда дополнить недостающие 5%. Так что 95% ответа Симе зачли за 100% и победу отдали нам. После этого уже появились какие-то шансы.
Во второй игре фишка легла в нашу пользу - по жребию последними оставались мы с Моисеичем, а под конец остался Моисеич в гордом одиночестве. А уж с учётом того, что противником на этот раз были "Инфи. Ёжики" - команда славная, но не из самых сильных - то игра была всё больше в одни ворота и проиграли "Ёжики" разгромно (кажется, со счётом 6:3), зато быстро.
А на третьей игре теория вероятности снова сработала против нас и на последнем вопросе самый молодой и неопытный игрок из Кармиэля остался играть против Папкова. В общем, "бодался телёнок с дубом" и "нашему бы теляти да волка съесть"...
Но даже двух побед из трёх было достаточно, чтобы выйти в полуфинал. И тут уже пошла настоящая борьба и настоящий адреналин, т.к. стало понятно, что есть шансы на победу и на приз. Ежа включили в состав на все будущие игры (как оказалось, не зря - но об этом я уже писал). И настроились уже не только "на поиграть", но и на серьёзную борьбу за приз. С серьёзными же соперниками.
Про полуфинал у меня уже был
отдельный пост, повторяться не буду. Разве что ещё раз напишу: слава великому Ежу! :)
Ну а в финале нервишки, конечно, пошаливали. Настолько, что большую часть игры я просто не запомнил. Например, когда я в телевизоре увидел, что меня отсаживают из-за стола, сильно удивился :) Да и Штукин своими равномерными завываниями: "Но вы же осознаёте тяжкий гру-уз ответственности! Вы же понимаете, что решается судьба всего ту-урнира!" тоже добавлял нервозности.
Но в целом команде везло - жребий убрал первыми игроков "второго эшелона", а капитан и мы с Ежом остались. Потом был цирк, когда тель-авивцы заказали "супервопрос". Собственно говоря, это они сделали на свою голову, т.к. у них за столом оставался не самый ударный состав, и понятно было, что у них очень мало шансов на то, что они вопрос возьмут, а наши - нет. Штукин дал сложный вопрос, обе команды не ответили, тель-авивцы вернули за стол Папкова, наши - меня. Конечно, Папков пожалуй что посильнее меня будет (хотя у нас разный стиль игры, он меня побьёт на вопросах "на знание", я его - "на интуицию"). Но в целом даже после этого у красного стола всё же был лучший расклад, так что тут имела место стратегическая ошибка команды Тель-Авива.
Следующий вопрос обе команды взяли, и тут тервер сыграл очередную шутку. Обе команды потеряли капитанов. И остались мы с Ежом вдвоём против троих тель-авивцев (т.е. наш стол вёл на одно очко).
Первый же вопрос - мы берём (по-моему, Ёж взял, но в принципе вопрос был несложный, берущийся простым перебором, я бы и в одиночку допетрил). Тель-авивцы сперва выставили неправильный ответ, т.к. их почему-то понесло на немецкий язык вместо английского, но уже после того, как истекло время и мы уже тоже выставили свой, Тимур исправил версию своей команды (благо ответ должен был состоять из одной цифры) и спас для команды очко.
Жребий уходить выпал Ежу (что, в общем, нас порадовало - хватило Ежу и одного раза, когда она оставалась одна). Остался я против
Тимура и
Евы.
Первый вопрос - невероятный бред из серии "Отгадайте загадку Дебильона Таврического: висит на стене зелёное и длинное - что это?" Для психологов - типичная
«игра в "Аргентину"». Когда придумать можно за сотню ответов, все в той или иной мере правильные, но ведущий засчитает тольку ту версию, которую имел в виду благородный дон Дебильон. Даже если он считал, что правильный ответ - покрашенный в зелёный цвет и повешенный на стену рельс... Соответственно, вопрос не берёт никто.
Второй вопрос - почему Ван Дейк рисовал портреты Карла либо поясные, либо конные, либо в окружении склонившихся придворных. Первая же версия, которая возникает где-то на середине первой фразы вопроса - малый рост. Но плоско ведь, скучно, слишком лёгкий ответ для решающего вопроса турнира. И кроме того, чем малый рост короля мог помешать рисовать его в полный рост? Всего-то и надо было, что не ставить рядом с ним людей или предметы мебели, из-за размера которых стал бы заметен рост короля. Просто на фоне стены или на природе - запросто. Или можно было его на возвышение поставить, чтобы живописец смотрел на него чуть снизу. В общем, если бы дело было только в росте, то проблема легко обходится даже без отказа от ростовых портретов.
Так что я скорее задумался, не было ли ли у живописца какой причины не показывать нижнюю часть короля, а прятать её то за краем картины, то за телами придворных. Если, например, у его величества ноги были как у кавалериста - в форме буквы О - то нежелание демонстрировать их на картине становится вполне очевидным. А как раз на коне такой дефект будет незаметен, так что конные портреты тут не помеха. Соответственно, я так и отвечаю - и оказывается, что я перемудрил. И дело таки в невеликом росте Карла. И, кстати, как я и предположил, в полный рост Ван Дейк его тоже писал -
вот, например.
А тель-авивцы очевидной простоты ответа не побоялись, и очко заработали, сравняли счёт. И игра плавно перешла от формата ЧГК к формату "брейна". Что меня очень сильно не порадовало, т.к. "брейн" совсем не моя игра, "зажигание" у меня медленное. То есть, для обычного человека вполне приличное - но для "брейна" даже одна секунда на размышление может оказаться слишком большим отставанием.
Штукин принялся меня терзать, кого из соперников я бы предпочёл оставить за столом. Понятно, что от моего ответа ничего бы не зависело (а если бы зависело, то не спортивно бы это было), так что я честно ответил, что и Тимур, и Ева - оба достойные противники, так что разницы особой нет. Штукин подсунул жребий ашдодскому ресторатору, тот выбрал - Тимур ушёл, Ева осталась.
Честно говоря, хоть я Штукину и сказал, что разницы нет, но на самом деле то, что осталась имено Ева, меня сильно напрягло. Как ни крути, а всё-таки фамилия "Морозовская" - это в ЧГК бренд известный :) Настолько меня этот расклад напряг и вогнал в мандраж, что я посреди вопросной минуты сорвался и нажал на кнопку - хотя стратегически это очень неудачный выбор: если знаешь ответ, то жать надо сразу, а если не знаешь, то выгоднее тянуть до самого конца, чтобы в случае неправильного ответа у противника уже не осталось времени твоей ошибкой воспользоваться. Но, по счастью, ответ мой оказался правильным - я догадался насчёт того, что у гвельфов и гибеллинов на гербах были белый и красный цветки, как и у англичан в войне алой и белой розы.
Кстати, есть у меня сильное подозрение, что если бы за синим столом последним оставался Папков, он бы этот вопрос взял на первой секунде, просто вытащив ответ из широких штанин из глубин памяти (Лёня, я прав?). Но это так, к слову пришлось.
А поскольку история сослагательного наклонения не имеет, финал всё-таки выиграли мы (
"все-таки мясо-то достали мы"). И замечательно създили в Прагу. Но это уже совсем другая история.
P.S. Ну и ещё одна мысль вслух. За время турнира я успел основательно накосячить. Давал неправильные ответы сам, топтал чужие правильные версии, паниковал... Но всякий раз, споткнувшись, поднимался. "Отрясал прах со своих ног" и шёл дальше, не заморачиваясь прошлыми ошибками. И в итоге - несмотря на все свои ляпы - внёс свой вклад в победу команды. Потому что "поднялся больше раз, чем упал" :) Идея, в общем, не новая - но начинающим игрокам стоит принять её к сведению.