Я уже писал о проблеме с созданием достоверной психологии не-людей в фантастике. Проблема и вправду сложная, и редко кому из авторов удаётся придумать что-то достоверно выглядящее, но при этом действительно нечеловеческое.
Например, очень красивый вариант не-людей есть у Винджа/Винге в книге "Глубина в небе" - там одна из рас обладает групповым разумом, вместо индивидума личностью является стая вроде собачьей, причём отдельные элементы стаи могут добавляться, изыматься или заменяться без утраты личности. Что автоматически влияет на все аспекты психологии, общества, цивилизации, контактов с другими расами и т.п. Но такие вот интересные решения можно пересчитать по пальцам.
И вот обнаружился интересный пример в российской фантастике.
Речь идёт об Элеоноре Раткевич и её книге "Таэ Эккейр!"
Вообще, как-то определить творчество Раткевич в двух словах я не берусь. Если, например, Елена Хаецкая aka
haez является самым очаровательным автором в русскоязычной фантастике (как Бигл с "Последним единорогом" - в англоязычной) или Олег Дивов aka
beauty_n_beast является самым харАктерным российским фантастом, то с благородной донной Раткевич всё гораздо сложнее.
Много лет она писала в стиле "плюшевый Ктулху", когда по назидательности книга превосходит "Американскую трагедию" Драйзера, общечеловеческие ценности торчат из каждой страницы, положительные герои безупречны, а отрицательных героев как таковых нет вообще. Даже злого волшебника не убивают, а дают ему шоколадку, от чего он сразу перевоспитывается.
И хотя позже стиль ИМХО сильно поменялся к лучшему, розовые рояли по кустам и плюшевые герои без страха, упрёка и отрицательных черт харатера остались отличительными чертами произведений Раткевич.
Но при этом донна Элеонора порой выдаёт вещи столь изумительные по своей красоте, что за них можно простить всю патоку и все рояли скопом.
Например, многослойная деталировка произведений - от мелких штрихов до вплетённых в канву повествования присказок, историй и даже легенд выдуманного мира - тут Раткевич достойно переняла манеру Толкиена.
Или мысль о том, что люди не умирают, потому что часть их остаётся в других людях - в виде знаний, в виде привычек, жестов, слов. Мысль не новая, но красивая, ради которой, как мне кажется, и была написана вся книга "Таэ Эккейр!" (хотя, возможно, хватило бы и рассказа). Мне, как человеку, который всякий раз в кафе, добавляя сахар в чай, вспоминает девушку, которая научила меня не рвать, а переламывать пакетик, эта мысль очень созвучна.
И таких вещей довольно много. Но вернёмся к заявленной теме - психологии чужих, психологии не-людей.
Раткевич придумала занятную вещь. Поскольку эльфы живут непомерно долго по человеческим меркам, это непременно должно было отразиться на их языке - и отразилось. Вещи, которые для людей статичны - цвет камня, форма дерева, застройка города - для эльфа столь же динамичны, как для нас течение реки или закат солнца. Поэтому и язык их приспособлен для описания динамики, а не статики - и это накладывает отпечаток на всё их мышление.
К сожалению, персонажи найлисского цикла Раткевич - всё же люди, хоть у некоторых из них и заострённые уши. Попытка скорее не удалась, чем удалась. Но она хотя бы была красивой.