Из ненаписанного

Sep 17, 2007 11:38

Время от времени меня - как и всякого любителя книг, наверное - посещают идеи и идейки сюжетов художественных произведений, от миниатюр до романов. Но поскольку чукча не писатель, а становиться писателем нет ни времени, ни сил - эти идеи так и умирают в младенчестве ( Read more... )

книги, всякая фигня

Leave a comment

Прометей покидает Итаку nikita_babenko September 17 2007, 18:23:50 UTC
"Лучше бы печень по-прежнему терзал один орел" - это юмореска. Причем несмешная. А логических концовок я, например, вижу аж две, завязанных на то, как именно подать героя. Если под романтически-позитивистским соусом в духе Гете-Байрона-Шелли, то в финале "дух мятежный" очевидно начинает новый бунт. Или, скажем, пытается забрать у недостойных людей огонь обратно. Если же попытаться проникнуть в хтоническую сущность Прометея (титан, все-таки!), то в финале из него может вылупиться штучка покруче Ктулху. Вообще, второй путь ИМХО перспективнее: в современный мир попадает ДРЕВНЕЕ ЧУДОВИЩЕ, но человечество его таковым не воспринимает под влиянием... правильно, многочисленных литературных аллюзий. Меня же лично больше всего волнует вот какой вопрос: как соотносится второе пришествие Прометея с идеей единобожия? И очень многого обещает сюжетная завязка на Пандору...

У Желязны, кажется, был дивный рассказик "Последний защитник Камелота" - про то, как в наши дни собирается проснуться Мерлин, и какой ужас от этого проистечь может. Там еще действует вечный наемный солдат Ланселот, не менее вечная Гвиневера... такие себе пролегомены к "Девяти принцам Эмбера".

А вот начет Улисса - это к Борхесу, к Борхесу, с его двумя вечными сюжетами. Второй (который первый), кстати, вполне применим к Прометею, гыгы.

Reply

Re: Прометей покидает Итаку kontei September 18 2007, 05:29:42 UTC
И то, и другое богато - но опять же, на малую форму не натянешь, это даже не презерватив на глобус.

> как соотносится второе пришествие Прометея с идеей единобожия?

Возможно, как наличие в Париже каких-то Романовых с советской властью на 1/6 суши. Дескать, было многобожие, а потом власть переменилась.

Reply

Да никако тут Итака! nikita_babenko September 18 2007, 06:46:59 UTC
Нда. С малой формой у нас проблемы. Впрочем... те пиески, что в ссылках накиданы - вот она тебе и малая... гхм... форма.

Прометей как недобитый белогвардеец... Погляди, чего надергалось из совковой "Литературной энциклопедии":

...Образ П. в средневековой лит-ре получил истолкование как образ предшественника Христа. Так, один из отцов церкви Тертуллиан говорит о П. как кавказском распятии и дважды повторяет, говоря о Христе, - "вот доподлинный Прометей". П. как предшественник Христа, как искупитель истолковывался и в испанской религиозной драме XVII в. Но христианское истолкование слишком шло вразрез со всей сущностью П., и средневековая лит-ра не оставила ни одного значительного произведения о П. Расцвет лит-ры о П. наступает с середины XVIII и в начале XIX вв. Образом П. заинтересовываются Вольтер, Гёте, Байрон, Шелли, Леопарди, Лонгфелло, Альфред де Мюссе и др. (...)
..."Освобожденный Прометей" Шелли - последнее великое произведение досоциалистической лит-ры, посвященное образу П. После Шелли появился еще целый ряд произведений, посвященных П., но все они уже изобличают закат буржуазной мысли, эпигонское бессилие понять величие античного мифа, жалкое стремление снизить великий образ до своего уровня. Так напр. Эдуард Кине в своей драме "Прометей" (Prométhée, 1838) превратил П. в заурядного предтечу Христа, к-рого архангелы Михаил и Гавриил вводят в лоно христианской церкви. А швейцарский модернистский, несколько запоздалый ницшеанец Шпителер в своем "Прометее" сделал П. отшельническим сверхчеловеком. Ту же неспособность понять этот образ показывали и столь разнообразные и далекие друг от друга поэты погибающих классов, как Леопарди (см.) в своем "Споре Прометея" (La scommessa di Prometeo) или Вяч. Иванов в своем "Прометее", и неудивительно, что так чужд был образ Прометея поэтам классов, вся социальная практика которых является отрицанием прометеевых начал.

А ты говоришь - Романовы...

Reply


Leave a comment

Up