Оригинал взят у
victorsolkin в
Образы "Пламенеющей ликом" в ТуринеПод настроение - небольшая подборка разных образов богини Сехмет из собрания Египетского музея в Турине.
Все - гранит, гранодиорит, 14 в. до н.э., эпоха Аменхотепа III.
(с) фото - Виктор Солкин, 2015.
«Могучая», повелительница пламени, войны и ярости, насылающая на землю мор, бедствия и катаклизмы, эта великая богиня-львица была символом великого испытания, неотвратимости наказания за ритуальные грехи, ложь, предательство, божественной силой, утверждающей миропорядок Маат. В ее образе персонифицируются агрессивные аспекты многих древнеегипетских женских божеств, в особенности - Хатхор. Изображалась в виде женщины с головой львицы, увенчанной солнечным диском и уреем, часто отождествлялась с другими львиноголовыми богинями - Тефнут, Сешемтет, Матит, Мехит, Пахет.
Как дочь Ра, Сехмет является воплощением его огнедышащего Ока, в облике змеи - урея, отождествляясь с Уаджит, охраняет фараона, символы его власти и его семью. Сехмет - «госпожа красного пояса», ассоциирующаяся с этим цветом и красными минералами, особенно - яшмой.
Приняв облик львицы, богиня, согласно тексту Книги коровы, беспрестанно преследовала людей, восставших против вселенской гармонии, установленной Ра. Умиротворенная мудрыми сказаниями Тота и Шу, опьяненная священным пивом с добавлением красного минерала диди, богиня с триумфом возвратилась из далекой африканской страны Бугем, куда удалилась в гневе и вновь приняла облик милостивой Хатхор. С ее возвращением вселенная вновь вернулась к извечному порядку, а необычайный по силе, но милостивый паводок Нила означал, что богиня умиротворилась. В этой связи иногда воплощением львиноголовой богини, возвращающейся после долгого странствия в Египет и несущей процветание, считался Сириус.
Жрецы богини Сехмет, суну, носившие особую набедренную повязку, украшенную трехчастными зубцами, специализировались в области медицины. Известен некий жрец, имевший титулы «главный над магами» и «главный над жрецами Сехмет», исполнявший во дворце обязанности «главного над царскими врачами».
Слуги «ужасноликой» богини, Семь Стрел Сехмет, были вестниками бед и несчастий, чаще всего в виде опасных заболеваний; кроме них у львиноголовой богини имелись и другие посланники, «убийцы Сехмет». Согласно легенде, в конце года два павиана, воплощающие лунного бога Хонсу, выверяли «Книги конца года», в которых были списки тех, кому было суждено жить, и тех, за кем посылала своих слуг Сехмет. Специальное заклинание, называвшееся «Книга последнего дня года», зачитывалось над особой тканью, которой оборачивали горло для того чтобы защититься от Сехмет и ее посланников. Во время самого празднества Нового года египтяне часто обменивались подарками - амулетами, изображающими львицу Сехмет или ее более милостивую ипостась - кошку Бастет, которые должны были умилостивить богиню, демонические слуги которой могли принести мор, голод или другие несчастья. Несколько дней в году, «когда становятся ужасными глаза Сехмет» считались особенно несчастливыми.
В Мемфисе Сехмет почиталась как супруга Птаха и мать Нефертума. В Фивах отождествлялась с небесной богиней Мут, супругой Амона-Ра. В фиванском заупокойном храме Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан было воздвигнуто более семисот гранитных статуй грозной львиноголовой богини. Почтенная таким необычайным образом «во всех именах своих, и во всех местах своих», дочь Солнца должна была отозвать от Египта свои болезнетворные стрелы, чтобы чума, обрушившаяся на страну во время правления этого царя, прекратилась. После того, как храм сильно пострадал в результате землетрясения, сотни статуй яростной богини были перенесены в Карнак, в храм богини Мут, где позже возвышались на берегах подковообразного священного озера Ишеру.
Цит. по: Солкин В.В. Сехмет // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.