Содержание Click to view
Лицо царской статуи.
Инв. № I.1.а.2141
Известняк
Высота 22,5 см, ширина 14,6 см, толщина 10,5 см
Инв. № I.1.а.2141
XVIII династия (преемники Эхнатона)
Стилистически памятник уверенно датируется периодом поздней Амарны. След в центральной части парика указывает как будто на наличие здесь ранее царского урея.
Этикетаж:
Витрина № 13
Лицо статуи мужчины.
Новое Царство, Амарнский период,
Ок. 1333-1319 гг. до н.э.
Известняк.
Описание витрины:
Новое Царство
Ок. 1550 -1070 гг. до н.э.
XVIII-XX династии
Витрины 8, 9,10,12.13, 14, 23, 24, 25
Период Hoвогo царство начался с изгнания гиксосов - кочевников, владевших Египтом на протяжении II Переходного периода, - и воссоединения государства при царе Яхмосе. Это эпоха египетского господства над окружающими территориями, от Нубии на юге до Евфрата на севере (государство Митанни). Внешнеполитические успехи и внутренняя стабильность определили могущественное положение Египта в Средиземноморье, а также необычайную динамику его культурного развития. Новое царство связано не только с именами великих фараонов-завоевателей - Яхмоса, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Рамсеса II, - но и с именем женщины-фараона Хатшепсут, о также фараона-«еретика» Аменхотепа IV (Эхнатона), перевернувшего своей религиозной реформой издревле сложившуюся картину мира. Грандиозные потоки дани, стекавшиеся в Египет из северных городов-государств и из Нубии, усилили экономическую мощь страны. Уже в гиксосскоевремя сюда устремились иноземные торговцы и ремесленники со своими товарами. В то же время египетское золото пользовалось большим спросом у чужеземных правителей, а египетские товары распространились по всему Эгейскому бассейну. Стали заключаться династические браки между египетскими и иностранными царскими дворами. Фараоны посылали к чужеземным князьям различных специалистов, в частности врачей и переводчиков, а многочисленные пленники трудились в оружейных мастерских Фив. Нубийцев охотно принимали в отборные воинские и полицейские части.
Всё великолепие Египта периода Нового царства воплотилось в грандиозном монументальном храмовом строительстве. По всей стране, вплоть до самых её границ, возводили храмы, которые становились манифестацией мощи египетских богов и безграничной царской власти. Особенно отличился на этом поприще Рамсес II. Архитектурным символом эпохи стали храмовые комплексы Карнака и Луксора, посвящённые главному государственному божеству Амону, вдохновителю военных побед. Они стали ареной проведения торжественных религиозных церемоний - Опет и Праздника долины, - когда культовую статуэтку Амона из драгоценных металлов проносили на ладье по всем святилищам на восточном и западном берегу Нила. Заложенный ещё в Среднем царстве, Карнак продолжал застраиваться каждым правителем Нового царства. Именно к этому времени относится большая часть сооружений храма, в том числе знаменитый Большой гипостиль (колонный зал) Сети I - Рамсеса II. Храм владел обширными земельными угодьями и значительным поголовьем скота, множеством жрецов и работников, а также богатейшими сокровищами, что превращало его в мощный экономический центр и содействовало влиятельности высшего жречества Карнака. Например, один только Рамсес III передал «в собственность» Амону 240 000 га земли и 86 486 душ. Все те, кто так или иначе был связан с этим сакральным комплексом или царской резиденцией, оставили после себя скальные гробницы на западном берегу Нила. Из усыпальниц, которые строили и украшали полихромными настенными росписями квалифицированные мастера, происходит множество предметов погребального инвентаря, произведений скульптуры - подлинных жемчужин коллекции музея. Среди них - саркофаг, ложные сосуды, украшения Маху - земледельца храма Амана, статуэтки жреца Амона Аменхотепа и его супруги жрицы Раннаи, разнообразные косметические принадлежности, в том числе так называемые ложечки для благовоний, сосуды самых разных форм и назначения, ушебти (в частности, ушебти Сети I) и ящики для них и многое другое.
Искусство Нового царство - это искусство контрастов. До наших дней дошли колоссальные храмовые статуи царей и богов, и миниатюрные головки, и ювелирные украшения, отличающиеся тщательной проработкой поверхности и мельчайшей детализацией. В памятниках, относящихся ко времени Аменхотепа III, очевидна рафинированная утончённость образов и эмоциональная отстранённость, а в ранних произведениях амарнского периода, в начале 17-летнего правления Эхнатона (ок. 1351-1334 гг. до н.э.), - искажённые почти гротескные черт лица и фигуры.
Мастера Амарны столь же радикально изменили сложившиеся художественные традиции, как религиозная реформа Эхнатона - египетский пантеон. Одно из самых важных достижений Амарны, повлиявшее на последующее искусство, - создание динамичных и эмоциональных образов с помощью выразительных движений и жестов. Типичный образец пост-амарнского стиля - рельеф из нашего собрания с изображением группы мужчин, оплакивающих умершего. Мужчины-плакальщики обязательно присутствовали на похоронах, так же как и женщины. Поразительна свобода в изображении фигур, изломанный рисунок рук, словно передающий ритмическую пульсацию траурного плача. Как и два других рельефа с погребальной процессией (витрина 16), «Плакальщики» происходят из некрополя Саккара, недалеко от Мемфиса, где в конце XVIII - начале XIX династий (ок. 1333-1290 гг. до н.э.) вырос некрополь сановников, военных и ремесленников. Их наземные гробницы-часовни украшали расписными рельефными блоками из известняка; по богатству и качеству оформления они ничем не уступали фиванским скальным гробницам знати с их полихромными росписями.