Достаточно часто слышу от политтехнологов цитаты из Сунь Цзы и Клаузевица. В этом нет ничего удивительного, ведь "война есть продолжение политики иными, насильственными средствами" (с). Из этого можно сделать, что политика - есть война мирными средствами. Однако опыт Сунь Цзы и Клаузевица всё меньше и меньше применим в нашей стране, ведь ментальность у нас несколько иная. А значит и политику надо делать иными методами. Например, опираясь на опыт наших полководцев.
Расшифровывать я здесь ничего не буду. Sapienti sat. Просто читайте и делайте выводы
1. Неоценимый опыт ведения боёв в условиях города дал нам опыт 62-й армии под командованием прославленного генерала (а потом и маршала) В. И. Чуйкова. Суть его тактики была в максимальном сближении отрядов красной армии с противником, что не давало последним оперативного простора, а также ставило крест на использовании артиллерии и авиации противника. В некоторых местах дистанция между двумя сторонами была менее 50 метров.
Подробнее о тактике ведения боя в условиях города можно прочитать тут.
2.Значительное внимание в Красной армии уделялось идеологической работе с личным составом. Делалось это не из глупости, а во вполне конкретных целях. Ни один солдат не пойдёт добровольно в атаку без хорошей идеологической накачки и мотивации. А какая может быть мотивация, если полстраны уже потеряно, а враг даже особо не устал? Только постоянная идеологическая мотивация. Это сейчас принято считать, что война была выиграна заградотрядами. Нифига подобного. Солдаты шли в бой и стояли до конца и без них. Только лишь из понимания того, что так надо. Это понимание давали им политработники. Вспомните хотя бы подвиг Брестской крепости. К сожалению, в сети нет соответствующих работ по данной теме. Читайте Ленина и Троцкого, а также смотрите фильмы о войне. Там это всё хорошо показано. Особенно в фильмах первых двадцати послевоенных лет.
3. А вот выступление Иосифа Сталина. Документы заключительного дня работы совещания при ЦК ВКП (Б) 14-17 апреля 1940 года по обобщению опыта боевых действий с Финляндией.
"Мы говорим об общевойсковом командире. Нынешний командир - это не командир старой эпохи гражданской войны. Сейчас командир должен знать авиацию, танки, артиллерию с разными калибрами, минометы, тогда он может давать задания. Значит нам нужен комсостав квалифицированный, культурный, образованный. Требуются хорошо сколоченные и искусно работающие штабы. До последнего времени говорили, что такой-то командир провалился, шляпа, надо в штаб его. Или, например, случаной попался в штаб человек с "жилкой", может командовать, ему не место в штабе, его на командный пост надо. Если таким путем смотреть на штабы, то у нас штаба не будет. ... Затем требуются хорошо обученные, дисциплинированные бойцы, ИНИЦИТАТИВНЫЕ (выд. Админстрацией). У нашего бойца не хватает инициативы. Он индивидуально мало развит. Он плохо обучен, а когда человек не знает дела, откуда он может проявлять инициативу, и поэтому он плохо дисциплинирован. Нам нужен новый боец. ... Была ли у нас такая армия, когда мы вступили в войну с Финляндией? Нет, не была. Потому что наша армия, как бы вы ее не хвалили, и я ее люблю не меньше, чем вы, но все-таки она - молодая армия, необстрелянная. У нее техники много, у нее веры в свои силы много, даже больше чем нужно. Она пытается хвастатся, считая себя непобедимой, но она все-таки молодая армия.
... Опыт, который мы усвоили на полях Финляндии, учтен. Хорошо, что наша армия имела возможность получить этот опыт не у германской авиации, а в Финляндии и с БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ (выд. Администрацией)".
Обратимся теперь к мнению вражеской стороны:
4. Из воспоминаний генерала-майора танковых войск фон Меллентина. Танковые сражения 1939-1945 гг. Ч. 1
Каждому наступлению русских предшествовало просачивание через линию фронта небольших подразделений и отдельных групп. В такого рода боевых действиях никто еще не превзошел русских. Как бы тщательно ни было организовано наблюдение на переднем крае, русские совершенно неожиданно оказывались в самом центре нашего расположения, причем никто никогда не знал, как им удалось туда проникнуть. В самых невероятных местах, где продвижение было особенно затруднено, они появлялись значительными группами и немедленно окапывались... Самым поразительным было то, что, хотя все находились в состоянии полной боевой готовности и не смыкали глаз всю ночь, наутро можно было обнаружить прочно окопавшиеся глубоко в нашем тылу целые подразделения русских со всем вооружением и боеприпасами. Такое просачивание обычно проводилось с величайшим искусством, почти бесшумно и без единого выстрела. Такой тактический прием применялся русскими сотни раз и обеспечивал им значительный успех... Другой характерной особенностью действий русских является стремление создавать плацдармы как базы для будущих наступательных действий. Действительно, наличие в руках русских войск плацдармов всегда создавало серьезную опасность. Глубоко ошибается тот, кто благодушно относится к существующим плацдармам и затягивает их ликвидацию. Русские плацдармы, какими бы маленькими и безвредными они ни казались, могут в короткое время стать мощными и опасными очагами сопротивления, а затем превратиться в неприступные укрепленные районы. Любой русский плацдарм, захваченный вечером ротой, утром уже обязательно удерживается по меньшей мере полком, а за следующую ночь превращается в грозную крепость, хорошо обеспеченную тяжелым оружием и всем необходимым для того, чтобы сделать ее почти неприступной. Никакой, даже ураганный артиллерийский огонь не вынудит русских оставить созданный за ночь плацдарм. Успех может принести лишь хорошо подготовленное наступление. Этот принцип русских "иметь повсюду плацдармы" представляет очень серьезную опасность, и его нельзя недооценивать. Против него есть лишь одно радикальное средство, которое должно применяться во всех случаях обязательно: если русские создают плацдарм или оборудуют выдвинутую вперед позицию, необходимо атаковать, атаковать немедленно и решительно. Опоздание на один час может привести к неудаче любой атаки, опоздание на несколько часов обязательно приведет к такой неудаче, опоздание на день может повлечь за собой серьезную катастрофу. Даже если у вас всего один взвод пехоты и один-единственный танк, все равно нужно атаковать! Атаковать, пока русские еще не зарылись в землю, пока их еще можно видеть, пока они не имеют времени для организации своей обороны, пока они не располагают тяжелым оружием. Через несколько часов будет уже слишком поздно. Задержка ведет к поражению, решительные и немедленные действия приносят успех.
В общем, постигайте военную теорию и будет вам щастье в политике.