Читая Жижека

Aug 08, 2009 14:44



Читаю книгу Славоя Жижека "13 опытов о Ленине". Хм... Ну что могу сказать: МоСХ взорван и аккуратненьким слоем размазан по черепной коробке))) В принципе, друзья-социологи предупреждали, что это чтение не для слабонервных. Но я и не являюсь таковым))) А книжка реально интересная. Либералам читать НЕ рекомендуется. Все равно не поверят. А если и рискнут почитать, то получат нехилый идеологический удар ниже пояса.

Под катом некоторые мысли, которые уяснил для себя, добравшись до 50-й страницы сей книжицы.


1. Ленина достаточно ошибочно некоторые псевдополитологи называют дураком. Многие вещи он предвидел наперёд и действовал, либо составлял планы, не только исходя из текущего момента, но и исходя из собственной интуиции, которая в принципе его не подвела.

2. Ленин таки не понимал марксизма и это во многом сыграло ему на руку. Иначе революция просто не должна была состояться.

3. Осознав ошибочность революции, Ленин хотел построить из республики Советов настоящее европейское государство и уже потом двигаться к коммунизму. Читаем:
"...теперь, в начале 1920-х, основная задача большевистской власти в том, чтобы выполнить задачи прогрессивного буржуазного режима (всеобщее образование и т.д.); однако тот факт, что это делает именно пролетарская революционная власть, в корне меняет ситуацию - существует уникальная возможность, что эти меры осуществляются таким образом, что они будут лишены своих ограниченных буржуазных идеологических рамок (всеобщее образование действительно станет всеобщим образованием для народа, а не идеологической маской для пропаганды узкобуржуазных классовых интересов и т.д.). По-настоящему диалектический парадокс заключается, таким образом, в том, что сама безнадежность российской ситуации (отсталость, вынуждающая пролетарскую власть осуществить буржуазный цивилизующий процесс) может превратиться в уникальное преимущество:

Что, если полная безвыходность положения, удесятеряя тем самым силы рабочих и крестьян, открывала нам возможность иного перехода к созданию основных посылок цивилизации, чем во всех остальных западноевропейских государствах?..." (Ленин В И Поли собр соч Т 34 С 380)

Основной урок психоаналитического представления о характере времени заключается в том, что существуют вещи, которые нужно совершить, чтобы узнать, что они излишни: в процессе лечения месяцы тратятся на неверные ходы, прежде чем «замкнет» и найдется подходящая формула; хотя ретроактивно это брожение вокруг да около кажется лишним, оно было необходимо. И не относится ли то же самое к революции? Что же тогда произошло, когда в последние годы своей жизни Ленин полностью осознал ограниченность большевистской власти? Именно здесь необходимо противопоставить Ленина Сталину: в последних работах Ленина, после того как он отказался от своей утопии «Государства и революции», можно угадать контуры скромного «реалистического» проекта того, что следует сделать большевистской власти. Из-за экономической неразвитости и культурной отсталости российских масс Россия не сможет «перейти сразу к социализму»; все, что может сделать советская власть, - это сочетать умеренную политику «государственного капитализма» с интенсивным культурным просвещением инертных крестьянских масс, но не промыванием мозгов «коммунистической пропагандой», а терпеливым, настойчивым приложением развитых цивилизованных стандартов. Цифры и факты показывают, «сколько еще настоятельной черновой работы предстоит нам сделать, чтобы достигнуть уровня обыкновенного цивилизованного государства Западной Европы. <...> Речь должна идти о той полуазиатской бескультурности, из которой мы не выбрались до сих пор»(Там же, С 364). Так, Ленин часто предостерегает от всякого непосредственного «внедрения коммунизма»: «Никоим образом нельзя понимать это так, будто мы должны нести сразу и чисто узкокоммунистические идеи в деревню. До тех пор, пока у нас в деревне нет материальной основы для коммунизма, до тех пор это будет, можно сказать, гибельно для коммунизма»(Там же, С 367)"

Взято из введения к книге

4. В то же время, нельзя отрицать того, что и сталинский проект был по-своему правильным, ибо, исходя из ленинского проекта, нам потребовалось бы минимум 25-30 спокойных лет существования, которых у страны Советов просто не было. Сталин же командными методами и "военным" социализмом подготовил страну к войне. Вот только лодку-страну обратно на ленинский путь развернуть уже не смог (или не захотел).

5. Ленин - философ. Причём достаточно актуальный для нашего времени. Пояснять не буду. Кто захочет - почитает книгу.

6. Теперь немного конспирологии: Смотрю на корешок книжки, а там - изображение Люцифера, которое когда-то встретил в "Энциклопедии символов"


И кстати, примерно половина названий глав чем-то пересекаются с библейскими мотивами. Каждый увидит то, что хочет увидеть.

7. Вообще, российской власти следовало бы обратить внимание на наследие Ленина (тут шлём лесом нынешнюю КПРФ и остальных псевдолевых), чтобы хоть как-то начать выправлять ситуацию в стране.

ЗЫ: Енто пост не рекламный. Просто захотелось поделиться своими соображениями

ЗЗЫ: Буду благодарен тому, кто посоветует ещё книги из этой серии

Политология, Психоанализ, Книги, Социология, Ленин, Жижек

Previous post Next post
Up