Выбор Франции определит будущее Евросоюза

Mar 07, 2017 20:00


После Brexit возможность выхода стран из ЕС стала реальностью, теперь все новые выборы вызывают опасения повторения этого сценария.

Выбор народа Великобритании, пожелавшего вывести свою страну из Евросоюза, стал для объединения ударом неожиданным и опасным, но не смертельным. Без Великобритании, при определенных обстоятельствах, континентальная Европа может стать более сильным и влиятельным геополитическим игроком, поскольку меньше придется оглядываться на трансатлантические ценности и устремления, главным проводником которых и являлось Соединенное Королевство.

Потенциальный выход Франции из Европейского союза уже точно объединению ничего хорошего не принесет. Неудивительно, что все сторонники единой Европы так противятся возможной победе лидера французских евроскептиков Марин Ле Пен. Европарламент даже проголосовал за отмену депутатской неприкосновенности для лидера «Национального фронта». Впрочем, не только в Марин Ле Пен действующая власть Пятой республики, евробюрократы и глобалисты видят угрозу своему будущему. Предвыборная гонка и выборы во Франции по количеству и качеству грязных политических технологий могут составить неплохую конкуренцию прошедшим в 2016 году выборам в США. Впрочем, и результат, несмотря на все прогнозы, как и в Штатах, может оказаться весьма неожиданным.

Лихие виражи предвыборной гонки

Еще задолго до выборов об отказе участвовать в них заявил действующий президент Франции Франсуа Олланд. Упавший рейтинг не позволял ему рассчитывать на успех в президентской гонке. После отказа Олланда надежды находящейся у власти Социалистической партии были связаны с премьером страны Мануэлем Вальсом, который ради участия в выборах даже отказался от высокой должности. Но на партийных выборах французы достаточно неожиданно предпочли ему экс-министра образования Бенуа Амона.

В стане республиканцев также не обошлось без предвыборных сюрпризов. Наиболее вероятным кандидатом от партии правоцентристов предполагался ее лидер и экс-президент страны Николя Саркози. Но ему не удалось даже пройти во второй тур партийных праймериз. Не стал лицом партии на выборах и опытный политик экс-премьер Пятой республики времен Жака Ширака - Ален Жюппе, уступивший в итоге другому экс-премьеру Франции уже времен Саркози - Франсуа Фийону.

Именно Фийон после того, как основные партии определились с кандидатами, считался главным претендентом на пост президента страны по итогам второго тура выборов. Однако последующие события показали преждевременность этих оценок.

Война компроматов началась с публикации в одном из французских еженедельников. В статье утверждалось, что жена кандидата незаконно получала жалованье как помощник на тот момент депутата Фийона. Работать помощником депутата она имела право, но вроде бы никаких заметных результатов ее работы не было обнаружено. Казалось бы, мелочь. Да и насколько близкое отношение эта старая история, правдивость которой еще необходимо доказать, имеет к нынешним выборам президента? Тем не менее, после поднявшейся шумихи рейтинг Фийона заметно упал. Если ранее он мог рассчитывать на 2-е место в 1-м туре и победу во 2-м, то теперь очень рискует во 2-й тур просто не попасть.

Зато хороший шанс попасть во 2-й тур и победить там появился у кандидата-центриста Эмануэля Макрона. Он позиционирует себя как независимый политик, который не относится ни к правому, ни к левому лагерю. В апреле 2016 года он создал движение «Вперед!», а в ноябре выпустил книгу-программу «Революция». Молодого политика внезапно полюбили французские СМИ, оказывают негласную поддержку нынешние действующие власти страны, да и в Брюсселе совсем не против, чтобы в Париже у власти не было никаких евроскептиков.

Зачем же действующему президенту поддерживать вроде как независимого кандидата, когда у него есть однопартиец Бенуа Амон? Амон не обладает необходимым для победы в президентской гонки рейтингом, а Макрон не такой уж и независимый.

До августа 2016 года он занимал пост министра экономики, промышленности и цифровых дел, фактически работая в системе действующей власти. Но и это еще не все - в 2012 году именно Макрон готовил предвыборную программу президента Олланда.
А если вспомнить, что кандидат ранее входил в Социалистическую партию, а также являлся банкиром влиятельного семейства Ротшильдов, то полагать, что это какой-то новый независимый кандидат, не приходится вовсе.

Пока против основных соперников Макрона идут информационные атаки и даже обвинения в уголовных преступлениях, другие кандидаты отказываются от участия в выборах в пользу центриста. Медийная и административная поддержка кандидата делает его на сегодняшний момент главным претендентом на пост президента страны. Более того, можно предположить, что Макрона явно желает видеть во главе Пятой республики Европейский союз. А как иначе воспринимать лишение Европарламентом неприкосновенности потенциального противника Макрона во 2-м туре Марин Ле Пен? Почему же кандидат-центрист считается более предпочтительной для Брюсселя фигурой?

Макрон и ЕС

Эммануэль Макрон намерен продолжать курс на углубление интеграции с ЕС, а значит, каких-либо пересмотров отношений с Брюсселем или, тем более, Frexit ожидать от победы этого кандидата не придется. Стоит предположить, что Макрон во многом будет продолжать политику Олланда в Европе. Никаких дурных намерений в отношении наплыва беженцев, никаких реальных смягчений в отношении России, никаких резких выпадов против евроатлантического сотрудничества.

При победе Макрона неприятных сюрпризов Европейскому союзу ожидать не стоит. Скорее, такие «сюрпризы» предстоят самой Франции, поскольку элементы социального государства, которые не планирует устранять Макрон, Европейскому объединению совсем не нужны.
А России при победе кандидата-центриста уж точно не стоит заказывать у Франции ничего типа «Мистралей», поскольку в плане послушности сильным партнерам Макрон вряд ли будет отличаться от президента Олланда.

Фийон и ЕС

Несмотря на то что шансы Франсуа Фийона на победу и даже выход во 2-й тур значительно уменьшились, списывать его со счетов рано. Неожиданные исходы партийных праймериз во Франции, а также погрешность, которую выдают многие соцопросы, оставляют республиканцу шансы на победу. Итак, каким будет сотрудничество Франции с Европейским союзом, если во главе страны станет Франсуа Фийон?

Ожидать Frexit, который может обрушить наднациональную настройку ЕС при победе этого кандидата, вряд ли стоит. Фийон - голлист и сторонник сильной независимой Франции, но не евроскептик. Правда, и легко евробюрократам с таким французским лидером не будет. По поводу приема беженцев он настроен скептически, отношения с Россией планирует налаживать, да и во внешней политике будет стремиться к принятию самостоятельных решений.

Может ли победа Фийона усилить ЕС? При определенных обстоятельствах - да. Сейчас ЕС нередко воспринимается как наднациональная надстройка для внешнего управления европейскими государствами. Много ли пользы странам Европы принесло санкционное противостояние с Россией и непродуманная миграционная политика? Но почему-то евробюрократы упорно продолжают придерживаться такой странной линии поведения?

Великобритания, как основной проводник транслатлантических идей, ЕС планирует покинуть. А если канцлером Германии в 2017 году станет более национально ориентированный политик, возможно Франции и Германии на правах наиболее влиятельных членов удастся продумать реорганизацию союза во что-то более ориентированное на реальные потребности народов Европы.
Да хотя бы на интересы народов Франции и Германии. Понравится ли такие изменения находящимся у власти еврочиновникам? Вопрос, скорее, риторический. Именно поэтому Фийон - не самая приятная кандидатура для Брюсселя.

Ле Пен и ЕС

Менее приятным президентом Франции для ЕС может стать только лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен. Ладно бы, она просто критиковала миграционную политику, настаивала на улучшении отношений с Россией и даже обещала признать российским Крым.

Марин Ле Пен планирует отказаться от евро и провести референдум по выходу страны из ЕС и даже НАТО. Разумеется, проведение самих референдумов еще не значит, что Франция обязательно покинет эти структуры. Но все же шансы на Frexit будут явно больше, чем при отсутствии такого народного волеизъявления. Если на референдуме сторонники независимости Франции от Брюсселя не победят, то Ле Пен, возможно, даже уйдет в отставку. Но что будет, если все же большинство французов проголосуют за Frexit?

Вторая крупная пробоина на «корабле ЕС» действительно может стать катастрофой для объединения. Франция является второй страной Евросоюза по численности населения и размерам экономики, немного обгоняя по этим показателям также собравшуюся на выход Великобританию. Но, в отличие от островитян, французы еще являются членами еврозоны. Если ЕС лишится такого крупного участника, как Франция, то экономическая нагрузка в значительной мере ляжет на Германию. При сильном немецком лидере, конечно, можно было бы предположить преобразование союза в федерацию с жестким подчинением Берлину, но таких лидеров на политическом олимпе Германии пока не наблюдается.

Это значит, что победа Ле Пен и возможный Frexit станут причиной ослабления и распада Европейского союза. Но, к счастью для европейских чиновников и глобалистов, такой вариант на сегодняшний день не выглядит наиболее вероятным. Хотя не стоит забывать, что победы Дональда Трампа в США и сторонников Brexit в Великобритании также не являлись самыми вероятными событиями, а значит, и выборы во Франции могут преподнести неожиданные результаты.

via
Previous post Next post
Up